Довелось мне недавно побывать в древнем Владимире, поклониться его великим святыням, посетить его прекрасные музеи. В музейном зале "Присутственных палат", посвящённом старорусской школе, экскурсовод, показывая каллиграфические прописи наших предков, с удивлением рассказала, как посетившие их недавно китайские туристы заинтересовались этими тетрадками, внимательно их пролистали, а потом один молодой человек, владеющий русским языком, сказал хвастливо: "Мы тоже пишем пером, китайцы - самый умный народ…".
Пятнадцать лет под Санкт-Петербургом, в Петергофе, существует общеобразовательная школа "Золотое крыльцо" при церкви во имя прп. Серафима Саровского. Здесь возродили каллиграфию и другие предметы, традиционные для русской школы. Они оказывают удивительное влияние на современных детей, но уникальный опыт этой школы неинтересен никому: живётся школе тяжело.
Я спросила у директора школы "Золотое крыльцо" Галины Николаевны Фёдоровой: "В китайских школах действительно пишут пером?" - "Вероятно, они пошли путём, следуя которым Япония достигла своего знаменитого японского чуда, - ответила Галина Николаевна. - Когда после Второй мировой войны Японии было запрещено утверждаться на международной арене при помощи оружия, государством было принято решение скупать научные патенты, дабы совершить экономический прорыв. Японцы провели исследование: какие качества нужно воспитывать в детях, чтобы они смогли воплотить в жизнь самые последние достижения научной мысли? Учёные и педагоги пришли к выводу, что скрипка и перо созидают в детях необходимое трудолюбие, старательность и аккуратность - качества, которые и сотворили японское чудо. Посчитав, что скрипка - дорого, да и невозможно всех детей обучить музыке, японцы остановились на письме. Несмотря на то, что к тому времени уже существовала скоропись и наливные ручки, они вернули в школы традиционное каллиграфическое написание своих иероглифов.
- До реформы образования 60-х годов советская школа во многом опиралась на дореволюционные традиции, даже в содержании учебников, - продолжила свой рассказ Галина Николаевна. - В школе "Золотое крыльцо" мы занимаемся по своей программе, нашими преподавателями созданы пособия, учебные планы. С первого класса дети воспитываются на произведениях народного творчества: песнях, пословицах, балладах и былинах, изучают ремёсла. Мальчики мастерят, девочки занимаются рукоделием. Глубокое знакомство с народным творчеством, с лучшими образцами отечественной и мировой классики даёт импульс личному творчеству: они пишут стихи и прозу, рисуют. Все эти занятия помогают развитию личности каждого из них. Любой ребёнок одарён Богом. А задача педагога - помочь ему раскрыться, создать условия для его творческого развития.
К нам часто приходят дети, у которых после нескольких лет обучения в государственной школе нарушена память, отсутствует логическое мышление, они ленивы и неусидчивы. Если у ребенка ещё чиста душа, всё можно исправить, но это очень трудное дело.
Дети, учившиеся у нас в начальных классах и по разным причинам перешедшие в другие школы, получают как бы некую прививку; у них закладывается твердый стержень, они уже умеют учиться и не ломаются в трудных условиях.
Учеников мы не выбираем; бывают и трудные ребята, они выправляются. А если ребёнок талантлив, то таланты его умножаются.
Понимаете, когда душевный мир ребёнка выстроен верно, когда его воспитывают в трудолюбии, честности, что-то свершается в нём - его душа словно пробуждается и расцветает. Мы стараемся дать детям хорошее образование. Большим подспорьем в обучении является перьевая ручка, которой наши дети учатся писать на уроках каллиграфии. Беда многих современных детей - дисграфия - исправляется с её помощью. Кроме того, письмо пером требует напряжённого труда, тщательности, старания. Если эти качества не закладываются в человеке с детства, ему очень трудно приобрести их в зрелом возрасте.
И, конечно, невозможно умолчать о главном - обучение в школе "Золотое крыльцо" строится на православном вероучении; её педагоги - верующие люди, каждый из которых через свой предмет приобщает детей к целостности православного миросозерцания.
Каждое утро отец Антоний Логинов начинает наш учебный день с церковной молитвы. После чтения молитвенного правила он беседует с детьми, наставляет их. Теперь дети понимают и чувствуют суть соборной молитвы, могут сосредоточиться и буквально замереть во время богослужения. Даже самые маленькие стоят, не шелохнувшись.
- Благом стало бы движение отечественной школы в направлении, которому мы следуем, - говорит Галина Николаевна. - На выпускных экзаменах наши ученики обнаруживают знания гораздо более обширные и глубокие, чем того требует программа или могут продемонстрировать их сверстники, заканчивающие другие школы и гимназии. А одарённые дети достигают просто блестящих успехов.
В нежном возрасте ребёнок живёт душевными переживаниями. Если мы позаботимся о его внутреннем благополучии - разовьётся и его интеллект. А нынешний перекос образования в сторону рационального очень вредит детям. Они вовлекаются в заведомо ложную систему ценностей. Их попросту обманывают и обкрадывают. Поэтому с ранних лет у них появляются и развиваются греховные склонности: гордыня, тщеславие, самолюбие. Рано или поздно это обернётся глубокими разочарованиями, апатией, унынием, пониманием бессмысленности такой жизни. А ведь народ наш так талантлив, но всё губится на корню… Господи, помоги достучаться до людей, облечённых властью, дабы поняли они, какое образование спасительно для России, для нашего будущего.
Чтобы не быть голословной, расскажу несколько историй из жизни школы. Думается, эти незамысловатые рассказы дадут лучшее представление о школе, чем учебные планы и конспекты уроков.
К нам пришла девочка, которую не брали никуда, кроме школы для умственно отсталых детей. Она отучилась у нас семь лет, а потом с семьёй переехала в Норвегию, где стала круглой отличницей. Сейчас она - студентка медицинского факультета Стокгольмского университета. Приехав в Петродворец, Катя со смехом рассказывает: "Когда в Скандинавии увидели мои вышивки и рисунки, то приняли меня за гения. Но я-то знаю, с чего начиналась эта "гениальность", как меня в обычную школу не брали… Буду теперь учить шведов писать пером…".
А Артур, напротив, два года отучился в норвежской школе и вернулся в Россию. Талантливый ребенок, но ни трудолюбия, ни серьёзных знаний не имел. Слава Богу, сохранилась чистой душа. Первое время он очень возмущался тем, что учителя задают домашние задания: "Вы нарушаете мои права". Но со временем общий настрой класса и доброе отношение учителей сделали своё дело. У мальчика появилось чувство ответственности.
А вот ещё пример: в семье два сына. Старший был очень способным ребёнком, - знаете, бывают такие вундеркинды, читать рано начал, рисовал прекрасно. Думали, далеко пойдёт. Он попал в класс по экспериментальной программе Занкова. А второй сын был обыкновенным. И он пошёл в школу "Золотое крыльцо".
Что вы думаете? Старшего, Володю, экспериментальная школа надломила. Его внутренний мир разладился.
А Митю школа сформировала . Он здоров нравственно и физически.
...При прощании с "Золотым крыльцом" к чувству радости от встречи с чудесными людьми примешивалась горечь от того, что эти прекрасные педагоги бьются в одиночку и опыт их не востребован.
Больно за наших детей, за молодёжь, за будущее любимой России.
В статье использованы работы учеников школы "Золотое крыльцо"