310 лет назад, 30 октября 1696 года, родился Российский Флот
Немецкий писатель Гюнтер Грасс, лауреат Нобелевской премии, написал роман "Траектория краба" - о том, как советская подводная лодка "С-13" торпедировала фашистский корабль "Вильгельм Густлов". Он был крупнее знаменитого "Титаника" (25484 тонны) и вёз рекордное количество пассажиров - 9000 человек. Большинство их, по мнению Грасса, были мирные жители, беженцы, а подлодка под командованием Александра Маринеско случайно наткнулась на немецкий суперлайнер и бесчеловечно потопила его. Грасс - известный пацифист, но он участвовал во Второй мировой войне и знал, конечно, о кровавых преступлениях прославленных фашистских "кригсмарине", которые топили всё, что двигалось по волнам, включая плавучие госпитали и пароходы беженцев. А "Густлов", между прочим, был плавбазой дивизии подводных лодок! И плыли на нём 3700 обученных унтер-офицеров-подводников, 100 офицеров, командиров новеньких подлодок, ждавших их в Киле и Фленсбурге, а кроме того, 22 фашистских гауляйтера (высших функционеров НСДАП) со своими свитами. Не случайно Гитлер внёс Маринеско в список своих личных врагов!
Казалось бы, Грасс - пацифист, что с него взять… Но не так давно господин Грасс признался, что он служил в СС. Осталось дождаться его признания, чем он занимался в этом качестве… И в каком качестве написал он "Траекторию краба" - пацифиста или бывшего эсэсовца?
А у нас появился лишний повод задуматься о природе зарубежных "пацифистов" и приверженцев "общечеловеческих ценностей". Если они пацифисты, то в чью пользу? И кому подыгрывали наши "пацифисты", твердя все последние годы, что такой огромный военный флот, как у СССР, новой России совсем не нужен?
Даже в географическом отношении великая морская держава немыслима без сильного военного флота. Не будем забывать, что и в теперешних урезанных границах протяжённость нашей морской береговой линии составляет около 43 тыс. километров. Эти рубежи надо охранять: несмотря на то, что официально объявлено, будто теперь у нас "нет врагов"; никто, как выяснилось, не спешит называться нашими друзьями. Но это лишь одна сторона проблемы. Начиная с 1696 года, история России и её военно-морского флота неразрывны. Целых два столетия (1714-1904), если не считать трагедии Черноморского флота в 1854-1865 гг., имевшей скорее "сухопутные причины", наши флотоводцы и моряки не знали поражений. Гангут, Гренгам, Чесма, Гогланд, Выборг, Керчь, Тендра, Калиакрия, Корфу, Наварин, Синоп - всё это имена побед. Были и чёрные страницы - Цусима и вторая гибель Черноморского флота на рейде Новороссийска в 1918 году. А потом - Великая Отечественная: Одесса, Севастополь, Ленинград, Новороссийск, Керчь, смертельные схватки с фашистскими "морскими волками" по маршрутам "северных конвоев". И запоздавший на сорок лет, но одновременный и молниеносный реванш Тихоокеанского флота за Чемульпо, Порт-Артур и Цусиму - в 1945-м.
Что же - всё это было зря? Разве нашим предкам были милее боцманские дудки, пушечная пальба и абордажи, нежели мирное ужение рыбы? Чтобы понять державный интерес как насущный, человеку необходимо твёрдо знать, почему так, а не иначе. Кто-то должен ему объяснить, что не будет идиллической "рыночной" жизни в стране, чьи необъятные морские и сухопутные границы не защищены. Потому что они станут слишком лакомым куском для тех, кто и не думает отправлять в переплавку собственные корабли и ракеты.
Всё чаще мы слышим в последнее время, что Россия возродится как "энергетическая империя". Стянем, мол, трубами газопроводов, нефтепроводов и линиями высоковольтных передач уходящее от нас "постсоветское пространство". Глядишь ещё, и бывшее "пространство СЭВ" захватим. И Западную Европу, жаждущую наших дешёвых энергоносителей, с Америкой поссорим. А если кто-то, как Польша и Украина, будут вставать на пути наших замыслов, пойдём мимо них, по дну морей.
Но кто же гарантирует безопасность "великой энергетической империи", морских трубопроводов и платформ на нефтеносных шельфах? Стратегический подводный флот? Он и так на ладан дышит после трагедии "Курска", дай Бог справиться со своими задачами. Надводный флот? А что он, собственно, из себя представляет? Один авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"? 5 исправных ракетных крейсеров - на 4 флота? 35 боевых кораблей океанской зоны - на 43 тыс. километра береговой линии? Или, может быть, мы строим много новых кораблей? 4 АПЛ, 2 ракетных крейсера, заложенных ещё в советское время, 2-3 корабля прибрежной зоны, так называемые "корветы"…
Нет, не будут США и их союзники считаться с такой "энергетической империей"… Перережут, если надо, морские трубопроводы, захватят нефтеносные и газовые шельфы… Великая держава должна быть великой во всём. И 310-летняя история Российского военно-морского флота - убедительное тому свидетельство.