Иван Афанасьевич Васильев |
В конце апреля мне позвонила из Борков вдова русского публициста Ивана Афанасьевича Васильева, лауреата Ленинской и Государственной премий, Фаина Михайловна Васильева-Андреевская:
- Праздник фронтовой поэзии будет у нас третьего, в одиннадцать часов, - известила она и, словно бы оправдываясь, добавила: - В этот раз не так широко…
Донельзя разбитая трасса Москва - Рига, особенно тверской её участок, сразу повергла меня в пессимистичное настроение. Окрест неё проплывали скособоченные избёнки умирающих русских деревень, а мне думалось: "Сколько же горя досталось этой земле! И в минувшую войну, и теперь, когда, приплясывающие под западную дудку российские либералы осуществляют свои разрушительные "реформы".
Ни клочка озими, ни сельской новостройки, ни единого трактора или даже отдельно работающего на земле человека не увидел я.
Река Ловать у Великих Лук -
в этих краях воевал и писал
Иван Васильев |
Тысячи гектаров злачных кусков земли уже скуплены московскими и питерскими дельцами, крестьянин же либо влачит жалкое существование в недобитых ещё "реформаторами" и практически лишённых государственной поддержки колхозах, либо вынужден идти к нуворишам в батраки, то есть в рабство. Странно, если не издевательски, воспринимались на этом нерадостном фоне слова президента Владимира Владимировича Путина, произнесённые им на чествовании Бориса Ельцина: "Он (Ельцин) дал российскому народу главное - свободу". Она-то, эта "свобода" и проплывала перед моими глазами, в своём, так сказать, натуральном виде, убеждая меня в том, какой страшной бедой оборачивается для России отчуждение человека от земли, и власти - от человека.
…В Борках, у музейного комплекса Ивана Васильева, где уже много лет директорствует Фаина Михайловна, было пустынно.
Музей истории Великой
Отечественной войны в Борках |
Позднее приехали несколько поэтов и прозаиков из Пскова. В разговоре мы не заметили, как подтянулся народ - местные жители, друзья Ивана Васильева из Великих Лук, участники художественной самодеятельности.
Звучали патриотические стихи, песни бардов, трогательные воспоминания ветеранов, и настроение моё, испорченное печальными дорожными картинами, как-то незаметно улучшилось: "Нет, всё не так уж плохо. Главное, сохранилась в нашем народе духовная сила, а это значит, что народ не сдался и рано или поздно скажет своё слово", - думал я, находя тому в забитой и забытой провинции немало поводов. - Вот на моей родине произошли подряд два события: местный бард Миша Ильюшонок выпустил два диска своих песен; директор станции "Андреаполь" Александр Мальчуков издал свою книгу "Свидетель эпохи"; пенсионер Антон Соламес написал интереснейшую монографию об истории и судьбах эстонцев на андреапольской земле… А взять те же Борки: несмотря ни на что, держится в них музей Ивана Васильева, проходит праздник фронтовой поэзии. Есть в этом старинном селе и свой поэт - учитель средней школы Алексей Бордаков, выпустивший уже несколько сборников стихов.
Нельзя не заметить, как набирает силу любопытный процесс: если земля срединной России перестала держать человека материально, не даёт ему достойной работы и зарплаты, вынуждая его уезжать в большие города, то духовная тяга человека к земле отнюдь не слабеет. Чем иначе объяснить, что в последнее время в деревнях быстро растёт слой интеллигенции из Москвы, Питера, Твери, Новгорода, Пскова, причём интеллигенции, подчас не имевшей никакого представления о сельской жизни? Именно благодаря этим людям в Андреапольском районе спасены от исчезновения с карты земли село Козлово , Колотилово и ряд других деревень.
Надо отметить, что на этот раз официальные инстанции проявили к празднику поэзии, которому вот уже 22 года, весьма прохладное отношение. Спонсором его, как нам сказали, оказалась поклонница творчества Васильева из далёкой Венесуэлы, но не псковская власть, которая ещё недавно активно помогала музею в проведении его мероприятий, а Фаине Михайловне - в издании трудов Ивана Васильева и литературы о его творчестве. Не было в Борках ни телевидения, ни радио, ни областной прессы.
- Разве вы не видите, какие приоритеты в нашей культуре? Из-за этого даже Пушкинский праздник в Михайловском под угрозой вырождения, - говорил мне один из представителей псковской делегации, когда мы расставались.
Не берусь судить, чем конкретно объяснимо такое отношение к знаменитому Пушкинскому празднику, если это действительно имеет место, а вот о том, почему праздник фронтовой поэзии в Борках начал раздражать высоких чиновников, догадываюсь.
Иван Афанасьевич Васильев никогда не скрывал нелицеприятного отношения к "новой элите". "Вот и опять в конце XX века, когда за плечами уже тысячелетний опыт поражений и побед - казалось бы, заучи, усвой, следуй! - так нет же, выползла из запечья мелочь тщеславная и начала своё поганое дело: ссорит народы, бегает по миру с сумой, зовёт иноземцев-терзателей… Вглядитесь в их образины - не в лица, не в лики, а именно в образины! - опухшие, плешивые, косоглазые, будто сшитые пьяным портнягой из разномастных шматков, сутулые, угрюмые, писклявые и хрипатые - смотреть тошно: выродки какие-то! Продукт разложения, плод бездуховности. Наверное, и впрямь гнилое содержание не может обрести красивого вида - гнильё выпирает наружу и поганит облик. И как же много их, дегенератов, шизиков, неврастеников! И все рвутся в лидеры, все хотят быть наездниками, да чтоб не в одиночку гарцевать, а табуны за собой вести".
Ну разве понравятся эти строки из книги Васильева "Завещание" (как, впрочем, и многое другое, им написанное), либеральным "реформаторам"? Иван со своей израненной, обожжённой всеохватной ложью непредсказуемо и быстро переменившегося мира душой, опасен им кинжальной правдой. "Но можно ли считать общество передовым, если всё это многоэтажье, взметнувшееся над пахарем, живёт по иной морали, чем он, - иждивенческой, явно паразитической? Такая пирамида, несомненно, рухнет, и, похоже, она уже рушится… Но уцелеет ли при таком падении основа, не даст ли трещину?" "Абсолютная свобода - это чушь, спекуляция на незнании; тот, кто о ней трезвонит, сам продаётся с потрохами". "Жаждущие властвовать отреклись от богов и молитв, от отцов и Отечества, от чести и совести и вырядились в тогу провозглашателей истины…". В этих мыслях главного героя васильевской повести "При катастрофе уцелели…" Николая Озерова выражено кредо и самого автора. Кредо, чуждое "новой элите", ибо у неё, этой "элиты", другие ценности и другая культура, нежели у Васильева.
Собственно, потому-то теперь у нас и существуют две культуры: одна - традиционная русская, опирающаяся на православие, на национальные традиции, другая - насильственно навязываемая России массовая культура (точнее сказать, антикультура), произрастающая из ядовитых семян американизма. Если первая дискриминируется, но, будучи сильна своей духовностью, национальной традицией, может существовать, опираясь на бескорыстное подвижничество, то второй, пропагандирующей жестокость, пошлость, культ наживы и заполонившей телеэкраны, эстрадные подмостки и книжные лавки, нужны денежная подпитка и реклама.
В сущности, эта вторая культура представляет собой тот же бизнес или, точнее сказать, шоу-бизнес, убедительное свидетельство чему и проводимый уже не первый год фестиваль рок-музыки "Нашествие" в посёлке Эммаус, что под Тверью. Накануне нынешней Пасхи мы с женой ездили туда почтить память усопших родственников, и с особой остротой ощутили кощунство устроителей "Нашествия". - Площадка, отвёденная под него, буквально соприкасалась с кладбищем.
Вызов организаторов "Нашествия" брошен местному люду не только этим. - Разворачивается сие бесноватое многочасовое действо на берегу русской святыни - матушки-Волги, напротив стоящего на противоположном берегу реки Оршинского православного монастыря, а сам посёлок Эммаус имеет сакральное для православного человека значение, поскольку назван так по имени села близ Иерусалима, где апостолы Лука и Клеопа встретили воскресшего Христа. Добавлю, что здесь, в местах ожесточённых сражений в годы Великой Отечественной войны, находится и музей Калининского фронта, начало которому положил уже ушедший из жизни бывший редактор газеты Северного Флота Михаил Ефремович Овчаров.
То, что устроители "Нашествия" остановили глаз на этом священном для русского человека уголке, скорее всего, неслучайно.
Видимо, поборники рока вознамерились демонстративно показать, что национальные традиции и святыни для них ровным счётом ничего не значат. Не случайно, думаю, получили они и благожелательные знаки внимания от губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, который не может не видеть за пространными рассуждениями российских верхов о патриотизме и толерантности явный крен в сторону западной массовой культуры. Оттого-то и не жалеют тверские СМИ бумаги для рассказа о "Нашествии", но почти ничего не узнаете вы от них о фундаментальном труде тверского профессора А. Огнева "Традиции, война и судьба России", книгоиздательских проектах Н. Рассудкова, Б. Лапченко, М. Петрова, проблемах потерявшего былой престиж Пушкинского праздника в Бернове. Не увидите фильмов о провинциальных подвижниках-краеведах, воссоздающих историю своих районов.
Сегодня Россия всё больше походит на сырьевой придаток "золотого миллиарда", а потому и культура ей навязывается соответствующая - колониальная, антинациональная, сволочная. Включая теледебилизатор в углу своей квартиры, мы постоянно убеждаемся в этом.
Цинично выжигают нашу некогда сильную экономику, наше духовное пространство, осуществляют зачистку нашего народа, который уменьшается ежегодно почти на один миллион человек...
В цивилизованной лексике это называется геноцидом или расизмом, но мало найдётся у нас сейчас смельчаков, способных сказать об этом во всеуслышание. Так, как говорил в своё время сначала обласканный, а затем отвергнутый властью Иван Васильев.
Андреаполь, Тверская обл.