Сейчас
Церкви дана свобода, и даже президент называет себя православным: как Рождество или Пасха - можно увидеть
его по телевидению в храме со свечкой. И в то же время - страшное богохульство и небывалая пропаганда
разврата на каждом шагу (и, наверное, "православный" президент знает об этом!). Возможно ли благоденствие
Церкви в таких условиях, или недалеко уже очередные гонения?
Е. Масленников, г. Москва
Блудодеяние и богохульства связаны друг с другом и с гонениями на Церковь Христову. Сами по себе, они
уже - гонение на Церковь. Мы читаем в Апокалипсисе: "Пришёл один из ангелов и сказал: подойди, я покажу
тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. С нею блудодействовали цари земные, и вином её
блудодеяния упивались живущие на земле… и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами
богохульными". И далее снова: "Жена облечена была в порфиру и багряницу (это символ роскоши, а также похоти
и распутства), украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом… И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон
великий, мать блудницам и мерзостям земным". И далее сказано: "Я видел, что жена упоена была кровию святых
и кровию свидетелей Иисусовых".
Слово "воды" имеет символическое значение. Это суть люди и народы, и племена, и языки, которыми правит
"человек беззакония". Сказано также, что у жены в руке золотая чаша, которая была наполнена мерзостями
и нечистотами её блудодейства. Ещё в Ветхом Завете пророк Иеремия говорил: "Вавилон был золотою чашею,
опьянявшую всю землю; народы пили из неё вино и блудодействовали" (Иер. 51, 7). Чем больше растление,
тем больше ненависти к Церкви, тем яростнее гонения. И теперь мы видим, что жена, сидящая на звере багряном,
держит золотую чашу, в которой заключена соблазнительная сила, распространяя безнравственность и распутство
по всему миру.
В Апокалипсисе сказано, что жена упоена была кровию святых и кровию мучеников. Но здесь блудница не
просто великий гонитель. Она пресыщается этими убийствами и упивается ими как пьяница вином. Но в один
день придут на неё казни, и будет сожжена она огнём, потому что силен Господь Бог, судящий её.
Моя дочь - ей еще нет двадцати лет - погибает от наркотиков, пьянства и разврата. Убеждать
ее бесполезно. О церкви, в которую она еще недавно ходила, теперь и слышать не хочет. Все говорят: "Молись,
материнская молитва со дна моря достанет". И Христос говорит: "Просите, и дастся вам, стучите, и откроют
вам". Сколько ни молюсь, ни прошу, ни стучу, - все становится только хуже.
Т. Елина, г. Владивосток
И всё-таки, надо продолжать молиться, просить и стучать. Потому что это испытание жизни и испытание
веры. Вы помните евангельский рассказ о женщине хананеянке. Она громким голосом умоляет о помощи - не
себе, но своей дочери, которая беснуется. Какая мать, видя своё чадо в когтях зла, не переживает на себе
это терзание! Вопль женщины хананеянки не может не потрясать душу. "Помилуй меня!" - взывает она, не разделяя,
видимо, уже свою дочь и себя.
Не менее потрясает и отношение к ней Господа. Он ничего не отвечает. Он как будто не обращает на нее
никакого внимания. А где же милосердие, о котором Он так настойчиво проповедует? Даже ученики Его, кажется,
более сострадательны. Они заступаются за эту женщину, горе которой не может не подействовать на них. Пусть
к их состраданию примешивается другой, менее благородный мотив - своим криком она доставляет им много
хлопот. Толпы любопытных сбегаются посмотреть, что происходит. Милосердие Господа - иное. Он не даёт тотчас
же то, что у Него просят только ради того, чтобы успокоить всех. Как родители, которые, не вынося плача
своих детей, покупают то, что они желают. Господь ясно обозначает предел: Он послан только к Своему народу,
к тем, кто верит в истинного Бога. Но женщина не отпускает Его. Она преграждает Ему дорогу и умоляет словами,
которые не могут не тронуть самое холодное сердце: "Помоги мне!" Невозможно представить, чтобы Господа
не тронули эти слова. Его непоколебимость пугает. Он называет Свой богоизбранный народ детьми, а язычников
псами. Христос, непрестанно призывающий любить всякого человека! Как может это все сочетаться?
По плодам мы узнаем, что делает Господь. Женщина-язычница покорно принимает Его слова и отвечает: "Да,
хлеб, прежде всего, - для детей, но и псы тоже едят то, что падает под стол с трапезы". Эта несокрушимая
вера, сила её любви к дочери останавливает Господа. Женщина хананеянка ясно показывает Ему свое, предельное
смирение и всецелое упование на волю Божию. "Я не имею права на Твою помощь, - как бы говорит она, - но
у меня есть вера, такое доверие к Тебе, которое сильнее всех преград".
Господь и сегодня ставит перед нашими глазами веру этой женщины. Он пробуждает в ней эту веру Своей
кажущейся непреклонностью, помогает вере расти в ней. Жалость же учеников была продиктована большей частью
желанием собственного спокойствия. Мы без конца говорим, что это беснование детей с помощью организованной
государством через СМИ пропаганды растления приобретает у нас все более массовый и все более необратимый
характер. В наших постоянных призывах о необходимости противостояния ему всею Церковью никогда не было
ничего отвлечённого. Мы видим, как время от времени это зло касается непосредственно и наших, вдруг перестающих
ходить в храм, детей. Но во всех обстоятельствах, особенно столь безнадежных, Господь ждет от каждого
из нас такой веры, какую явила эта женщина-хананеянка.
Дорогой отец Александр! Куда делись "Чудеса Царственных мучеников"? До их канонизации Вы
посвятили им целых шесть или семь книг. Не слишком ли много? А я, так думаю, вот о чем. Царя прославили,
но ожидаемого чуда не произошло. С еще большим ускорением мы идем ко дну.
А. Сергеев, г. Брянск
Чудеса никуда не делись. И на самом деле их несравненно больше, чем описано в моих книгах. Здесь, наверное,
было бы уместно вспомнить Писание: "Многое и другое сотворил Иисус (дивный во святых
Своих); но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин.
21, 25). Нам известно немало случаев, когда верующие люди, после чтения о чудесах Царственных мучеников,
обретали веру в их заступничество и сами получали такую же помощь в подобных обстоятельствах. Мы получили
несколько свидетельств о том, как иконочки, на мгновение приложенные к мироточивому образу Царя-мученика
в нашем храме, сами начинали источать благоухание, продолжавшееся потом в течение нескольких месяцев.
Но есть чудеса, которые совершаются не немедленно, а постепенно - может быть, через месяцы и даже через
годы, как бы естественно: выздоровление от смертельной болезни, восстановление безнадёжно разрушенных
отношений. На самом деле все совершает благодать Божия, предстательством любимого нашего святого. И именно
так совершает, как это спасительнее всего для нас.
И есть также еще такие, особенные, быть может, самые великие чудеса, с которыми не всякий может поделиться
с другими. Они связаны с избавлением от мучительных, позорных грехов, а открывать тайну исповеди всему
миру, подписавшись полным именем и фамилией, кажется невозможным. Вот одно, типичное из такого рода писем,
которое я получил из Америки: "Ваши книги о чудесах очень ободряют, дают надежду на будущее. Я молюсь
Царю Николаю за родственника в Москве, который страдает алкоголизмом. Я ему так и писала: "Не ругай Царя,
потому что я ему молюсь, чтобы ты не пил". Недавно получила письмо, что он уже пятый месяц не пьёт (пишу
это Вам лично, не для публикации, пока не получу от них разрешения на это)". Я привожу это письмо без
всяких имён, только для того, чтобы было понятно, о каких ситуациях идет речь.
Один мой знакомый священник рассказал недавно о чуде с его духовным чадом в храме, куда привезли мироточивую
икону Царя-мученика. Женщина, много лет страдавшая нечистой привязанностью к женатому человеку, встав
перед иконой, сказала: "Святой Царь-мученик Николай, ты был для верных образом христианской семьи. Я ни
о чём не прошу тебя, только об избавлении от этой моей несчастной болезни". И она тотчас ощутила в своем
сердце освобождение от мучившей её страсти. С тех пор прошло уже немало времени, и она живет спокойно,
не чувствуя ничего греховного по отношению к тому человеку, с радостным удивлением принося молитву благодарения
за происшедшую с ней перемену. Мне известно немало подобных свидетельств.
Священник рассказал мне, какая с ним случилась беда. По дьявольскому навету он подвергся осквернению
грехом накануне служения Божественной Литургии. Он был в отчаянии, совесть обличала его, говоря, что он
не может совершать служение Литургии, не принеся покаяние в исповеди, и в то же время он не имел возможности
отменить богослужение, когда народ уже начал заполнять храм. "Тогда я, - говорит батюшка, - зная из своего
опыта о скорой помощи Царственных страстотерпцев, встал перед иконой мученика-Царя и стал умолять его
о заступничестве перед Богом. Через несколько минут в храме появился никогда не бывавший в нём ранее заштатный
священник, которому я мог исповедаться и с чистой совестью приступить к служению Божественной Литургии".
Одна, принявшая несколько лет назад крещение, женщина рассказывала, что у неё был рак и ей уже сделали
операцию. Так сложились обстоятельства, что ей не удавалось пригласить священника, чтобы он пособоровал
и причастил ее. Она помолилась святителю Николаю и Царю-мученику. Через несколько дней она увидела во
сне Государя. И самое главное, Господь дал ей через это видение понять, что она поражена раком более убийственным,
чем тот, прооперированный. Она забыла о своих обетах крещения, все меньше и меньше молилась, не исповедовалась
и не причащалась, стала увлекаться астрологией, всё более отдавая всю себя, тело и душу, смерти. Она опомнилась
и покаялась священнику, получив предстательством Царя-мученика прощение от Бога. Во время таинства соборования
уверенность, что ей будет даровано физическое исцеление, исходила из её исцелённого сердца. Это было начало
новой жизни, сияющей радостью, о которой она не могла и помыслить.
Самое великое чудо - не просто исцеление физическое, не просто восстановление былого могущества нашего
Отечества, это - избавление от греха, от отчаяния, от внутреннего ада, в котором люди живут. А затем уже
и от внешнего, сливающегося сегодня с внутренним. Чудеса Царственных мучеников, как все подлинные Божии
чудеса, всегда неразрывно связаны с чудом прощения греха, с освобождением от власти диавола, с принятием
Духа Святого, с обновлением веры в Бога Живого, с доверием к Богу, ведущему Свою Церковь через скорби
и гонения к славе вечной.