В
последнее время в СМИ всё чаще звучит слово "реституция". Говорят о возвращении Германии трофейных ценностей,
Испании - золотого запаса, переданного республиканцами СССР в качестве оплаты за оружие, потомкам русских
аристократов и капиталистов - их дворцов и заводов. Ну, а как же быть с конфискованным большевиками имуществом
Русской Православной Церкви?
в истории нашего государства Русская Православная Церковь всегда являлась не только духовным центром
нации, основой культуры и образования, но и представляла собой достойную подражания хозяйственную структуру.
Будучи частью государственного механизма и обладая правами юридического лица, она активно участвовала
в гражданско-правовых отношениях: приобретала, дарила, отчуждала имущество.
На длительном историческом пути русского государства шло накопление богатств Церкви. Особую роль в
XV-XVII вв. в хозяйственной жизни Церкви на Руси сыграли монастыри, они не только явились центрами культуры
и образования, но и хранилищами рукописных книг, своеобразными аккумуляторами денежных средств, банками,
выдававшими ссуды знатным боярам и даже удельным князьям. Церковные организации являлись активным участником
гражданско-правовых отношений в обществе, принимали участие в управленческой деятельности российского
государства. В начале ХХ века на территории России было более 1200 монастырей.
Но целью данной статьи является рассмотрение именно той стороны, которая связана с церковно-хозяйственной
деятельностью, имуществом и правовым статусом Русской Православной Церкви. Речь пойдёт о восстановлении
правового и имущественного статуса Церкви.
Вследствие провозглашённой Декретом СНК от 23 января 1918 года правовой дискриминации Церковь и её
организации в течение последующих 72 лет не имели прав юридического лица, а следовательно - не являлись
субъектами гражданско-правовых отношений.
В советском законодательстве было чётко прописано: "Никакие церкви и религиозные общества не имеют
права владеть собственностью". Всё имущество существующих в России церквей и религиозных обществ было
объявлено народным достоянием. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе.
С принятием Закона "О свободе совести и религиозных организациях" от 1 октября 1990 года Русской Православной
Церкви были возвращены права юридического лица.
Вместе с тем, возвращение попранных прав церковных организаций произошло не в полном объёме. Это, естественно,
связано с нынешними политическими реалиями. Согласно действующей Конституции РФ 1993 года, Россия является
светским государством, и Церковь отделена от государства, хотя, безусловно, она принимает самое активное
участие в общественной жизни страны.
И вот здесь возникает вопрос: а как же быть с имуществом, на законных основаниях принадлежавшим Церкви
до революции? Речь, прежде всего, идёт о землях, прилегающих к храмам. Приходится констатировать, что
наше законодательство о религиозных организациях несовершенно.
На наш взгляд, эти организации обладают особой юрисдикцией. В силу специфики преследуемых ими целей
они не могут быть отнесены ни к предпринимательским корпорациям, ни к общественным организациям.
Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях"
с многочисленными изменениями и дополнениями, принятыми в последние годы, подчёркивает, что "религиозные
организации обладают правом собственности на имущество, приобретённое или созданное ими за счёт собственных
средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное в собственность религиозным организациям
государством, либо приобретённое иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации".
Передача в собственность религиозным организациям для использования в богослужебных целях культовых
зданий и сооружений с прилегающими земельными участками и иным имуществом религиозного назначения, находящимся
в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.
Ныне мы имеем только декларативность положений, но совершенно отсутствует механизм практической реализации
передачи имущества, земель религиозным организациям.
Единственный документ, определяющий механизм передачи имущества Церкви, - это Распоряжение Президента
РФ 1993 года, носит не нормативный, а рекомендательный характер. Оно предписывает "осуществить поэтапную
передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий и иного, находящегося
в федеральной собственности, имущества религиозного назначения". Данное предписание заложило основы процесса
передачи в собственность Церкви незаконно отнятых у неё храмовых зданий, а также всех прочих культовых
объектов и прилегающих церковных земель.
Однако порядок такой передачи в действующих нормативных актах не разработан до сих пор.
А теперь один конкретный пример. Женский Ново-Тихвинский монастырь Екатеринбургской и Верхотурской
епархии находится в центре г. Екатеринбурга, на территории зоны отдыха горожан, именуемой "Зелёная Роща".
В ноябре 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к полномочному представителю Президента
Российской Федерации в Уральском Федеральном округе П.М. Латышеву с просьбой о передаче ранее принадлежащих
Ново-Тихвинскому женскому монастырю земель, расположенных на территории городского парка. Восстановленная
обитель существует 12 лет, здесь подвизаются 135 сестёр. Монастырь занимается делами милосердия: при нём
существует бесплатная столовая для бедных и приют для девочек; в обители возобновляются традиции древнерусского
богослужебного пения, возрождаются церковные ремесла. Но ей до сих пор не возвращена историческая территория.
Сестры живут в крайне тяжёлых условиях. Вынуждены ютиться по 7-8 человек в крохотных кельях, вне территории
монастыря, нет места для временного размещения многочисленных паломников.
С целью определения историко-культурной и правовой принадлежности парка "Зеленая Роща" в г. Екатеринбурге
была создана авторитетная комиссия из членов правительства Свердловской области, священнослужителей, известных
учёных, историков и юристов. Она документально подтвердила право обители на земли городского парка.
Но в ряде екатеринбургских газет и на местном телевидении началась кампания против возвращения Церкви
законно принадлежащих ей земель. Появились статьи под броскими заголовками: "Православная Церковь хочет
лишить горожан любимого парка", "Свежий воздух только для монахинь?", "Женщин - на кухню, кино - на помойку".
В этих публикациях прямо заявлялось о том, что "горожане" против передачи парка "Зелёная Роща" Ново-Тихвинскому
женскому монастырю. Хотя, на наш взгляд, за "горожанами" скрываются заинтересованные коммерческие структуры.
Нам следует обратить внимание законодательных органов страны на пробел в законодательстве и отсутствие
механизма реализации Распоряжения Президента РФ от 23 апреля 1993 года № 281. Прецедент столкновения различных
интересов в церковно-государственных отношениях наверняка будет иметь место и в будущем, он не ограничится
только парком "Зелёная Роща" в г. Екатеринбурге.