Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Июль 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Кому мешает русская школа?

Сергей Константинович КОМКОВ, президент Всероссийского Фонда Образования

Что вырастет из этого семечка?
Урок в Православной русской
школе г. Тверь

6 июля 1956 года, 50 лет назад, в СССР была отменена плата за обучение в школах и вузах

Вся трагедия русской школы сегодня заключается в том, что, много рассуждая об экономических рычагах развития общества, мы так до сих пор и не поняли, что образование, во-первых, является самым выгодным вложением капиталов.

Принципиальное различие между российской и американской моделью образования заключается в том, что российская школа всегда имела классический фундаментальный характер, была направлена на подготовку будущего гражданина страны, способного самостоятельно производить интеллектуальный продукт. Именно поэтому советские и российские специалисты всегда ценились на вес золота и были нарасхват во всех частях земного шара.

Американская школа всегда была чисто прикладной. Выпускник её не в состоянии даже без калькулятора сосчитать в пределах сотни. Но именно эта модель почему-то взята на вооружение нашими доморощенными "реформаторами".

Уже в начале 90-х годов в системе российского образования была произведена хирургическая операция. Из неё напрочь были удалены элементы воспитания. Делалось это якобы для того, чтобы окончательно освободиться от идеологии советского прошлого. На самом деле, убрав из школы коммунистическую идеологию, "реформаторы" не внесли туда никакой другой. Таким образом, возник некий вакуум. А вакуум - вещь чрезвычайно опасная. Когда туда попадает малейшая частица материи, может произойти мощный неуправляемый взрыв. Ведущие педагоги страны предлагали строить воспитательный процесс в школе на традиционных русских и российских ценностях. В первую очередь - на традициях русского Православия. Но эти предложения были отвергнуты полностью. Началось активное и безудержное насаждение западных стандартов поведения. Это привело к массовому взрыву детской и подростковой преступности, наркомании и токсикомании. В конце ХХ века в России вновь появилось давно забытое явление детской беспризорности.

Вся трагедия русской школы сегодня заключается в том, что, много рассуждая об экономических рычагах развития общества, мы так до сих пор и не поняли, что образование, во-первых, является самым выгодным вложением капиталов. А во-вторых, оно никогда не было и не может быть по определению сферой услуг. Это величайшая социальная миссия и важнейшая социальная функция государства.

Сегодня многие удивляются восточному экономическому чуду. И в первую очередь - небывалому подъему китайского государства. А ларчик открывается весьма просто: Китай тратит на развитие образования до 12 процентов от ВВП. Россия, тоже пока еще считающая себя великой державой, позволяет себе "роскошь" тратить на нужды образования только чуть более 3 процентов от ВВП. Из почти 65 тысяч российских школ около 27 тысяч фактически не пригодны для обучения в них детей.

Школа пока остается всего лишь площадкой для сомнительных экспериментов, проводимых под присмотром западных (в первую очередь, американских) консультантов. В русской школе, несмотря на настойчивые требования общественности и родителей, до сих пор запрещено преподавание "Основ православной культуры". Хотя этот предмет смог бы частично устранить духовный вакуум и способствовал бы воспитанию гражданского самосознания и культуры поведения.

Зато полным ходом идёт внедрение сомнительного эксперимента по единому государственному экзамену, в результате которого мы скоро получим миллионы недоучек, умеющих только разгадывать тесты по принципу игры "Кто хочет стать миллионером".

Но даже такая кастрированная система образования очень скоро будет недоступна для сотен тысяч российских детей, так как российское правительство (даже несмотря на требования президента страны) продолжает держать курс на всеобщее платное образование. Уже сегодня многие услуги в школе стали полностью платными. За рамки обязательных предметов выведены все развивающие дисциплины. Мы являемся свидетелями постоянных поборов на всех уровнях. И это будет продолжаться до бесконечности, пока наши доморощенные российские "реформаторы" под диктовку своих заокеанских наставников будут уверять нас в том, что образование - это не важнейшая социальная функция государства, а всего лишь сфера платных услуг.

В этом году, кстати, 6 июля, исполняется 50 лет отмены платы за обучение в школах и вузах. То есть всего одно поколение советских людей (1956-1991 гг.) получило бесплатное образование. За этот короткий период СССР стал второй мировой сверхдержавой, а по некоторым показателям, первой.

Еще и еще раз задаю себе вопрос: кому и зачем нужна гибель российской школы? И ответ на этот вопрос вполне очевиден. Через 25-30 лет не только в России, но и во всем мире не останется никаких природных ресурсов. Главным богатством станут новые информационные технологии и научные разработки. Но к этому моменту в России камня на камне не останется от фундаментальной классической системы образования. И население великой державы превратится в людей третьего сорта, способных только обслуживать своих новых, прибывших из-за океана в поисках более благоприятных жизненных пространств, хозяев.

Но это будет совершенно другая страна, в которой уже некому и незачем будет преподавать "Основы православной культуры"…

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы