При
взлёте и посадке огромных транспортных самолётов вибрация действует даже на глубинные слои грунта, не
говоря уже о фресках и белом известняке, из которого сложены самые древние владимирские храмы, в том числе
и храм Покрова на Нерли, это рукотворное чудо безымянных древнерусских мастеров.
В конце зимы текущего года для многих жителей Владимирщины явилось полной неожиданностью обнародованное
в местной прессе сообщение о намечающемся в области строительстве итальянского международного транспортно-пассажирского
аэропорта "Второво", с самой длинной в России взлётно-посадочной полосой и другими сопутствующими объектами.
Что же вызвало и продолжает вызывать недоумение у владимирцев, а также у жителей Камешковского и соседнего
Суздальского районов? Во-первых, это достаточно густонаселённая местность (около 30 деревень и посёлков).
Во-вторых, рядом проходит "Золотое кольцо", с целой россыпью всемирно известных православных храмов. Ближе
всех, всего в каких-нибудь 12-13 км, от предполагаемого объекта строительства расположен храм Покрова
на Нерли (жемчужина "Золотого Кольца", 1165 год), со своим Святым озером и уникальным заповедным лугом,
примыкающим к нему, и Боголюбовский монастырь (бывшая резиденция св. благоверного князя Андрея Боголюбского),
от которого до храма Покрова - 2 км.
Самолёты будут прилетать, в основном, с запада и с юго-запада (поскольку аэродром и даже директор уже
- итальянские). По карте хорошо видно, что им никак не миновать при подлёте, а также при взлёте и наборе
высоты храма Покрова на Нерли и посёлка Боголюбова, причем на сниженной высоте, когда шум и вибрация от
турбин лайнеров особенно сильны и ощутимы. Экологи утверждают, что при сгорании авиационного керосина
в разные стороны на огромные расстояния будут сыпаться продукты распада (диоксиды, сернокислотные дожди),
а при эксплуатации огромных транспортных самолётов по технике безопасности допускается сброс горючего
из баков в атмосферу (во избежание взрыва при посадке). Вибрация воздействует даже на глубинные слои грунта,
не говоря уже о фресках и белом известняке, из которого сложены самые древние владимирские храмы, в том
числе и храм Покрова на Нерли, это рукотворное чудо безымянных древнерусских мастеров.
Слева, сразу же за храмом, - затейливо вьющаяся речка Нерль при её впадении в реку Клязьму. Прямо по
ходу - широчайший, чуть вздыбившийся на горизонте, как грудь исполина, заповедный Боголюбовский луг, с
пасущимися там и сям коровками. Справа, вдалеке, - узкая полоска пойменного леса вдоль всей дуги Клязьмы;
а на том, крутом, его берегу - в сизой дымке, Владимир, с видными в ясную погоду золотыми куполами двух
его главных храмов - Успенского кафедрального и Дмитриевского.
Вот каково это место. Здесь вся наша история. Отсюда она началась - наша Великая Русь. Здесь "истинное
сердце государства нашего", как сказал об этих краях Н.М. Карамзин. Трудно назвать другой такой храм на
Руси, который бы так удачно стоял, так органично вписывался в окружающую среду. Каждый, кто хоть раз шёл
пешком через луг к храму Покрова на Нерли, кто пьянел от запахов его заповедных трав и цветов, слышал
и видел прыгающих из-под ног стрекочущих кузнечиков, помнит это ни с чем не сравнимое чувство восторга,
полёта и воли, когда душа человека буквально поёт: "Господи, как хорошо!..".
И вот здесь-то, в самом "сердце государства нашего", в непосредственной близости от него, под селом
Второво, задумано строительство гигантского транспортно-пассажирского аэропорта. Чего стоит одно только
вот такое откровение директора департамента внешнеэкономических связей Веры Шамоты: "Когда к нам обратились
итальянцы с просьбой (!) подобрать участок под строительство крупного международного аэропорта, мы предложили
две площадки: под г. Лакинском и недалеко от г. Камешкова. Последний участок в районе пос. Второво итальянцам
понравился больше. Там нет лесов первой категории, а значит - не надо спрашивать разрешения федеральных
властей" ("Международный аэропорт "Второво"", г-та "Молва", 07.02.06).
Вот как, оказывается, теперь всё просто делается! Кому-то что-то "понравилось", "не надо спрашивать
разрешения", и дело в шляпе. Проект утверждён. Или, как это теперь называется, - "рамочное соглашение".
Похоже, уведомительный характер оккупации русских земель отныне распространяется не только на мигрантов-мусульман
из "слаборазвитых" стран и китайцев-язычников, но и на вполне респектабельных европейцев-христиан из стран
Северо-Атлантического блока.
На состоявшейся этой весной в Суздале научно-практической конференции "Экология, культура, образование",
из уст одного из приглашённых представителей Законодательного собрания области прозвучало звонкое и абсолютно
уверенное в своей непогрешимости выступление, смысл которого сводится к следующему: "В любом месте, где
бы мы ни задумали строительство полигона по переработке бытового мусора, тут же находятся недовольные.
Всех слушаться - так мы утонем в собственных отходах. Такая же ситуация и со строительством аэропорта.
Во-первых, область с его строительством выйдет на совершенно новый экономический виток. Во-вторых, в таких
вопросах я лично предпочитаю слушать учёных-специалистов и людей науки, но не дилетантов. Что они скажут,
то и будет. А дилетантам лучше бы помолчать…"
После чего на сцену Дома культуры, где проходила конференция, вышла специально прилетевшая из Стокгольма
большой друг города Суздаля Людмила Александровна Турне, урождённая княгиня Демидова-Лопухина, и объявила
себя дилетанткой.
"Да, - сказала она, - я та самая дилетантка и есть. Я ничего не понимаю в самолётах, абсолютно ничего
не понимаю в строительстве аэродромов и грузовых терминалов… Но я и не понимаю, отказываюсь понимать,
как можно до такой степени не уважать себя, забыть свои корни, забыть свою веру, традиции, чтобы за доллар
продавать последние - наши святыни? Поверьте мне, я тридцать пять лет живу за границей и хорошо знаю,
как там относятся к русским. Неважно, скажу вам, относятся - это исторически: слишком мы большие, с лихвой
нам Бог всего дал, ну, никак это не вмещается в их представления о мировой справедливости. - С завистью,
в лучшем случае, - потребительски, с точки зрения чисто экономической. Так что, скорее, итальянские инвесторы
получат здесь для себя какую-то выгоду, но не область.
Я приведу вам такой пример. У нас под Стокгольмом есть один посёлок. Обычный жилой посёлок, никаких
там исторических памятников. Живут сплошные дилетанты. Так вот, когда недалеко от этого посёлка задумали
строительство аэропорта, эти дилетанты воспротивились, подали на компанию в суд, и они, дилетанты, выиграли
- строительство перенесли на много километров дальше. Поэтому не надо так уж унижать своих собственных
соотечественников, называя их дилетантами. Они не дилетанты, они живые русские люди, которые хотят жить
на своей родной земле, слушать пение птиц, дышать чистым воздухом, растить здоровых детей и внуков. Это
их право. Потому что они - народ. Как на Руси говорили: "Глас народа - глас Божий". А Бог ошибаться не
может…"
Остаётся, пожалуй, добавить - в качестве реплики, - что
г. Суздаль, который также попадает в зону влияния аэропорта (23 км) и которым сегодня любуются люди
со всех концов земли, строили не учёные-специалисты и не люди науки. Облик города окончательно сложился
к середине XVII столетия. Да, были тогда мастера своего дела, ремесленники: каменщики, плотники, кузнецы,
литейщики, богомазы… Разумеется, были и зодчие (как правило, безымянные), но они в своих работах более
опирались на чувство меры, сообразность и красоту, чем на науку. И никогда не вредили: ни природе, ни
людям, ни Богу. Таких глупцов не было на Руси. Для себя потому как строили и во славу Божию, а не для
чужого, заморского дяди под его прихотливую дудку.
Но вот уже в наше время, на нашей памяти, какие-то действительно дипломированные специалисты-гидрологи
вздумали перегородить речку Каменку, протекающую по центру города, запрудными плотинами. И, думаете, для
чего? А так, не для чего, баловства только ради. Воды в городе всем хватало. Построили вначале ГТК - Государственный
туристический комплекс, с концертными залами, ресторанами, барами, бассейном и саунами. А потом порешили:
"А что, не устроить ли нам возле ГТК этакий водоёмчик, этакую живописную заводь - для иностранцев. Чтоб,
значит, они там, в свободное от экскурсий время, ещё и на лодочках могли покататься. Выгодно? Выгодно
- дополнительно драть с иностранцев будем". А как её иначе устроить, если не перегородив течение Каменки?
Взяли да и перегородили бетонными глыбами. Мода тогда была такая на перегораживание речек - больших и
малых. Прямо в струю попали. Правда, потом речка Каменка (бежавшая и журчащая по камням), некогда славившаяся
чистотой своей воды, заболотилась, заросла камышом и кугой, рыба в ней хорошая и раки куда-то запропали,
а поднявшийся общий уровень грунтовых вод стал подтоплять храмы и подмачивать фрески. Фрески стали сыреть
и валиться. Главный кремлевский собор Рождества Богородицы простоял закрытым, в "аварийном состоянии",
более семи лет. Мощи святителей Феодора и Иоанна, суздальских чудотворцев, пришлось срочно эвакуировать
в Казанский храм. Реставраторы с помощью специальных гидронасосов каждый день откачивали из стен собора
по несколько вёдер воды (сколько же её там скопилось!). Денег на это было потрачено море. Хорошо, президент
Путин помог: подбросил после визита в Суздаль из президентского фонда. Храм в прошедшем году, наконец,
открыли для посетителей. Стало заметно посуше. Сотрудники музея, однако же, говорят: деньги все давно
освоены, а работ там - у! - надолго, и очень.
Вот она вам и выгода. Вот он вам и "экономический виток". Вот и покатались иностранцы на лодочках.
Кстати, никто этих лодок так и не видел в глаза, и даже не помнит о них. Ну, может быть, в первые год
или два, кто-то там и катался. Но кто же полезет кататься в болото?..
Как говорится в молитве Иоанна Златоуста, Господи, избави нас от всякого неведения, забвения, малодушия
и окамененного нечувствия. Даждь нам всем вразумления!
Да будет воля Твоя, а не наша.
г. Суздаль