"Бог
есть любовь", - говорит нам Евангелие. И даже не ходящий в церковь, но любящий свой предмет и учеников
учитель - уже проводник Божией любви.
Ныне телевидение против школьного учителя. Говорит он ученикам о порядочности, - а телевизор славит
подлецов. Говорит о чистоте и целомудрии, - а телевизор издевается над девственностью и учит спариваться.
Говорит учитель об истории Отечества как о школе жизни - по телевизору поливают нашу историю грязью. Все
святое, возвышенное, что старается преподать учитель, покрывается хрюканьем и гоготом телевизионной бесовщины.
Да и только ли телевидение работает против учителя? Уже создана индустрия порнографии; разврат, пошлость
и насилие преподносят как норму в отношениях меж людьми. Киноэкраны - давно кровавого цвета. На лотках,
как дешёвые проститутки, бесчисленные издания об извращениях, садизме, колдовстве; словом, нет той мерзости,
которая бы не выставляла сейчас себя на всеобщее обозрение. Всё это заливает мутным потоком школу. Уже
не под партой, а на партах появились всякие похабные издания и ведут себя как хозяева.
Давно ли мы были в ужасе от электронных игрушек тамагочи? А потом ворвались к нам покемоны, нечистые
духи преисподней. Вот сейчас в моде Гарри Поттер, написанный... женщиной. Поттер - сын волшебников, ученик
школы колдовства. Огромный вред этой книги в том, что здесь зло показано как норма. Плюс ко всему этому,
в ней изображение таких отвратительных сцен, что и пересказывать нельзя. Высасывание крови для обретения
жизненных сил - это ещё не самое гнусное в книге. Тут и сатанинские ритуалы жертвоприношений, и одержимые
демонами учителя школы... Издателей не остановили даже сообщения о том, что дети, составляющие колдовские
зелья по рецепту этого бестселлера, получили отравления. Тиражи книги, убивающей душу, растут. И не надо
быть пророком, чтобы предсказать, что Поттера сменит какой-либо супер-Поттер. Злу нет предела.
Кому теперь объяснять, что величайшей трагедией для России стал октябрьский переворот 1917-го года?
Это была Божья кара за грехи. А в чем главный грех человека? В том, что он начинает надеяться на себя
больше, чем на Бога. На революцию много поработала "прогрессивная" русская литература и особенно - учителя.
Да, это так. Созданный в начале XX века Всероссийский учительский союз, в сущности, делал всё для того,
чтобы скорее реками полилась кровь в России.
Каким образом? Из школы изгнали Церковь. Диву даёшься, читая протоколы заседаний учительских съездов
этого союза. Сколько здесь злобы в адрес священнослужителей; все делегаты (из Прибалтики, Кавказа, Сибири,
Средней Азии, Украины, коренной России - все!) были за то, чтобы изгнать из школы предмет "Закон Божий".
За что изгнать? А за то, что мешают "длиннополые" вводить в Россию демократические свободы, вот за что.
Восхищаясь народниками, мы как-то забыли, что народ был против этих "народников". Женщины-народоволки,
как правило, стригли волосы, курили, проповедовали свободные сношения мужчин и женщин. Земское движение
было также пронизано токами революции. Ведь земство сделало всё, чтобы задушить церковноприходские школы
- детище Победоносцева и Рачинского. Почему оно их душило? Опять же, ревновало, что родители стараются
отдать детей в церковную школу, а не в земскую, хотя в земской - условия содержания учеников были лучше.
Но главное было в том, что дьячки учили детей страху Божию, учили по священным книгам. Они созидали душу
ребёнка, а в земских школах уже тогда учили тому, что человек произошёл от обезьяны.
Учительский союз, подготовив чёрное дело измены Богу, России, Царскому престолу, спохватился в 1917-м,
запищав: "Ах, мы не этого хотели!". Его тут же и разогнали.
Церковь, как известно, была отделена большевиками от государства, а школа - от Церкви. Из всех предметов,
которые раньше учили нравственности, остались история, география и литература.
И вот с ней-то, с литературой, большевики до конца так и не справились. Конечно, Чернышевский, Добролюбов,
Герцен, Писарев, Белинский стали определять направление умов. Конечно, Радищева учили наизусть, а враги
самодержавия - декабристы - превозносились как герои; даже из Некрасова сделали революционера, Гоголя
истолковывали социологически, Пушкин только и делал, что "горел свободою", Лермонтова славили за "немытую
Россию", о которой он не писал... Но произошло нечто, неподвластное большевикам. Классика восстала против
безбожия большевизма. Что могут сделать идеологи с рассказом "Живые мощи"? А со стихами "По небу полуночи
Ангел летел", "У врат обители святой", "Когда для смертного умолкнет шумный день...", "Бесы" (это пушкинское
"Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна..."), а был же ещё и роман Достоевского "Бесы", запрещённый
к изучению, отгороженный от вузов и школы (но, если есть забор, то возникает и желание заглянуть за него).
А что можно было сделать со строчками классиков: "Затеплила Богу свечку, затопила жарко печку..."; или:
"Я вошёл в хату, на стене ни одного образа - дурной знак..."; или: "Скорей зажги свечу перед иконой...",
а в любимом детьми стихотворении "Бородино" - были такие слова: "Когда б на то не Божья воля, не отдали
б Москвы...". А в "Песне про царя Ивана Васильевича..." говорилось: "И погнулся крест, и вдавился в грудь,
как роса из-под него кровь закапала...". А Катерина в "Грозе", преступившая святость венца, просто не
выдерживает тяжести преступления, это же всем понятно, и тут не причём "тёмное царство", и она никакой
не "луч света" в нём.
Классика, берущая соки питания у Священного Писания, у летописей, былин, житийной литературы, народных
песен, - вот кто спасал души учителей и детей, а значит, и Россию в безбожное время.
Теперь, как никогда, возможно преподавать русскую классику именно как порождение Церкви, как мостик
между мирской жизнью и Богом. Но для этого нужна воцерковлённость прежде всего самих учителей. Без этого
ничего не получится. А воцерковление - это годы и годы. Но для начала нужно хотя бы понимание, что без
Бога Россия не возродится, что Господь - это такая же реальность, как и окружающий нас мир, созданный
Им.
Сегодня понимания русской классической литературы как порождения Священного Писания у наших учителей
пока нет. Есть образы, препарирование сюжетов, пересказ. И бесчисленные шпаргалки, производство которых
поставлено на поток. Изгоняется русский язык, заменяясь английским, изгоняется сочинение, заменяясь изложением;
машина воспитания англоязычных роботов набирает обороты. А в мире, это не все знают, - растёт авторитет
русской классики. И Россию, на Западе, в Японии и Китае, изучают не по экономическим и политическим книгам,
а по Достоевскому, Гончарову, Шолохову, Шмелёву.
"Бог есть любовь", - говорит нам Евангелие. И даже не ходящий в церковь, но любящий свой предмет и
учеников учитель - уже проводник Божией любви. А если ещё вдобавок к преподаванию программы и совместным
поездкам по святым и литературным местам он привьёт тягу к чтению нашей древнерусской литературы, - нет
цены такому учителю. А если ещё возродит школьный театр, противостоящий пошлости эстрады, - с помощью
классики, то счастливы будут воспитанники такого наставника.
То что злу не положено предела, объясняется святыми отцами так: в последние времена зло должно обнажиться
до конца. И тогда оно будет поражено Господом. Мы не знаем, доживём ли до Страшного Суда на этой земле,
но то, что наши души доживут, - это точно. И мы будем судимы, каждый в отдельности. И тот, кто сопротивлялся
злу, несомненно будет оправдан.
И всегда на передовой борьбы со злом - будет школьный учитель. Оружие его - любовь к детям, знание
предмета, вера в Бога и Россию.
Но как приобрести такое оружие? Без Церкви - никак. А кто введёт учителя в церковную ограду, поможет
переступить через церковный порог, убедит склонить голову под епитрахиль? Конечно, священник. Но препятствий
сколько! Узнают в школе - осудят. А соседи? А родня? Да я уже в годах, мне поздно. Да и Бог простит: я
не пью, не курю, не ворую, детей люблю, уж как-нибудь без Церкви... Но, повторяем, без Церкви нельзя спастись:
Без Христа детей воспитывать невозможно.