Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Июль 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Осторожно! Манипуляция святостью!

Юрий Иванович АРХИПОВ, доктор филологических наук,

О книге Е. Ерофеевой "Пасхальная память"

Жизнь и смерть всякого благочестивого христианина и тем более, священника, поучительна. Она не нуждается в многословии, витиеватых украшательствах, недостоверных чудесах и пророчествах - всем тем, чем переполнена книга Е. Ерофеевой "Пасхальная память", посвящённая отцу Владимиру Шикину (издание четвёртое, дополненное, ООО "Издательская группа "Фавор XXI"). Во внешнем плане книга поражает прежде всего утомительным многословием, сусальностью. Нет ни чувства меры, ни чувства вкуса. Обилие цитат, известных всякому более или менее образованному человеку. Множество выписок из святых отцов. Но не в художественной беспомощности и графоманских длиннотах главная беда этого сочинения. И даже не в экзальтированности и слащавости. А в претензии на некое откровение, проводником которого "высшие силы" избрали автора повествования. В основном книга состоит из пересказа снов об отце Владимире. Человек, ушедший уже, не может отвечать за приписываемые ему слова, тем более, за чужие сны, в которых он якобы призывал не принимать ИНН.

В этом харизматическом служении, но не только в нём, отец Владимир навязывается в качестве святого. Ему приписывается абсолютное ясновидение. "Всех, кто обращается ко мне, в каком бы уголке ни был, - всех слышу". Фотокопии портрета отца Владимира, сделанного художником Л. Беседновым, - мироточат. "Люди, слушая по телефону об обилии батюшкиной благодати, изливаемой на других, начинали плакать на другом конце провода". "Ощущали батюшкину молитву, переходящую на них через рассказчика". Всё время "все плачут, слёзы льются градом" (во время проповеди о. Владимира). "Верю, о. Владимир не оставит, не бросит ни одного из любящих его - ни в этой жизни, ни в будущей". Отцу Владимиру приписываются свойства сверхсвятого, равного Самому Богу. Он знает помыслы и судьбы каждого, кого видит. (Так даже никто не писал о преподобном Серафиме Саровском). А также судьбу мира.

Известно, что в своё время Петр I издал указ о тщательном расследовании "чудес". И выявленных фальсификаторов "плачущих" икон и т.д. повелел наказывать кнутом. И, как пишут историки, после этого количество "чудес" заметно поуменьшилось.

Отец Владимир был скромным человеком, и по свидетельству протоиерея Александра Шаргунова, спрашивал у него совета, как следует относиться к тем или иным современным проблемам, в том числе к проблеме ИНН, и был согласен с ним. Последний такой разговор был за несколько дней до его смерти. И в вопросах отца Владимира не было даже намёка на откровения, якобы пришедшие к нему свыше, на чём так настаивает Е. Ерофеева. Чтобы убедить читателя, она не останавливается не только перед явным вымыслом, но даже перед манипулированием Священным Писанием, выдергивая из него цитаты - так, как ей это удобно. Автор уверяет, что тот, кто принимает ИНН, отказывается от своего христианского имени и соединяется с душой антихриста. "Человек, не носящий святого имени, не вписан в Книгу Жизни". (Апок. 13, 8). "Батюшка сокрушался - сегодня решается, с кем мы хотим остаться, и что выберем: ад или Царствие Небесное" (имеется в виду принятие или непринятие ИНН). Это уже прямой шантаж, крайне опасный для психики простодушных и неискушённых читателей. "Получивший ИНН - оказывается вписанным в "Книгу Смерти"" (стр. 271). Главное, получается, что цель христианской жизни - это неприятие ИНН. И кто не принял ИНН, - уже спасётся. Это заменит и веру, и дела. Вера приравнивается к магии и к самым диким суевериям.

На титульном листе книги надпись: "По благословению епископа Владивостокского и Приморского Вениамина". Впрочем, мы знаем, как в наше время могут ставиться подобные грифы. Но несомненно, что за выпуск этой книги должны нести ответственность и редактор, и издательство, и распространители такого рода литературы. Как сказала одна верующая женщина, хорошо знавшая о. Владимира: "После прочтения этой книги у меня появилось недоверие к жизнеописаниям современных "старцев" и их "чудесам". А у кого-то - можно естественно предположить - не только современных.

Церковь вся живет святостью. Святостью Самого Христа Бога и святых, приобщившихся Его святости. И с мечом херувимским стоит на страже святости. Потому недопустима в ней манипуляция святостью. Святость, святые - это то, что свято. Это то, что святая истина, - святая правда. "Всякая неправда есть грех" - говорит Писание. Особенное значение имеет неправда в слове. "За всякое слово праздное - тем более, лживое - даст человек ответ в день Суда". Хуже всего праздное и лживое слово - там, где речь идет о святости, о святыне, о святых. В старину было очень важное, забытое теперь слово - "пустосвят". Разумеется, его нельзя употребить по отношению к отцу Владимиру Шикину, который был благочестивым, достойным священником, и мужественно переносил внезапно посланную ему смертельную болезнь. Но это слово, на наш взгляд, точно характеризует автора данной популярной и популяризируемой книги.

 

Москва

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы