К
125-летию со дня рождения религиозного философа протоиерея Василия Зеньковского
Василий Васильевич Зеньковский родился 4 (16) июля 1881 года в украинском городе Проскуров (ныне г.
Хмельницкий) и воспитывался в русскоязычной культурной среде. "В детстве я был религиозным ребенком, -
писал В.В. Зеньковский, - ходил вместе с отцом (который был тогда церковным старостой) в церковь. … Дед
мой был священнослужителем - и мне тогда казалось священство чем-то недостижимо высоким, чего удостаивались
немногие избранники".
В. Зеньковский поступает (1900) и учится на естественном отделении физико-математического факультета
Императорского Киевского университета. В то время неверие в студенческой среде было в моде. Не сумел избежать
искуса атеизма и Зеньковский. Чтобы укрепиться в своем скептическом отношении к реальности Христова Воскресения,
он решает досконально изучить всю литературу о Христе. На это, по признанию В. Зеньковского, ушло два
с половиной года непрерывной работы в свободное от студенческих занятий время, и изучение психологии и
немецкой философии на за-нятиях у проф. Г.И. Челпанова. Результат оказался прямо противоположным ожидаемому.
В. Зеньковский переживает обретение веры. "Новый мир открылся предо мной. Я не только принял в себя умом
всю истинность и силу христианства, не только в чтении св. отцов проникся тайной церковного разума, но
я без колебаний принял центральность религиозной сферы для своего мировоззрения".
Успешно окончив Киевский университет, В. Зеньковский остается на факультете для подготовки к профессорско-преподавательской
деятельности.
После 1917 года профессор Зеньковский оставляет академическую жизнь и принимает предложение занять
пост министра вероисповеданий в правительстве гетмана П.П. Скоропадского; он служит, борясь с украинским
сепаратизмом и русофобством. В 1919 он эмигрирует в Югославию; с 1920 по 1923 гг. преподает философию
в Белградском унивеситете. В эти годы оформляются главные историософские концепции В. Зеньковского.
Значение В.В. Зеньковского как историка русской философии трудно переоценить. В его подаче русская
философия предстала как уникальный национальный опыт создания христианской философии.
В основу изложения В.В. Зеньковским истории русской философии легло глубокое убеждение философа в том,
что мир есть единое и живое целое, а не сумма отдельных вещей и существ и познание истины открывается
не индивидуальному, а соборному разуму ("все бытие от Бога и это и есть основа и смысл учения о единстве
бытия" - В.В. Зеньковский). Бог есть любовь, и познание, по В.В. Зеньковскому - дело любви. "Не нужно
думать, что философская мысль всегда и всюду рождается из сомнения", - "религиозное сознание … порождает
философское творчество". Именно эта концепция В.В. Зеньковского стала методологической основой изложения
им истории русской философии. "Мне могут сделать упрек, что я не только излагаю и анализирую построения
русских философов, но и связываю эти построения с общими условиями русской жизни, - писал философ в предисловии
к "Истории русской филосо-фии". - Но иначе историк - и особенно историк философской мысли - поступать
не может".
Исследуя эволюция русской философской мысли, В.В. Зеньковский определил три главных элемента в её развитии:
русская религиозная стихия, русская религиозная мысль, давшая русской философии "главный корень своеобразия",
и третий - одновременно положительный и отрицательный - философия Запада. Во введении к "Истории русской
философии" В.В. Зеньковский написал, что философия Запада в её богатстве и силе не только пробуждала философские
интересы в России, но и стесняла их, русской философии "нужны были огромные усилия для того, чтобы совместить
в себе необходимое ученичество и свободное творчество". В своем изложении истории русской философии В.В.
Зеньковский подчеркнул религиозные корни её самобытности, её антропоцентричность - обращенность на человека,
диалектическое и историческое единство, её решающее внимание к проблемам историософии. Он писал, что свойственное
русской философии чрезмерное внимание к истории коренится в тех духовных установках, которые исходят от
русского прошлого, от общенациональных особенностей русской души. Книга явилась могучим стимулом для русской
эмигрантской молодёжи к изучению истории не виданной ими родины, а десять лет назад она вернулась к широкому
российскому читателю, позволяя ему заново открыть для себя национальные особенности самобытной русской
мысли.
5 августа 1962 г. на 82-м году жизни, после продолжительной болезни Василия Васильевича не стало. Он
был похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа в Париже.