Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Июль 2006

Содержание номера       Главная страница номера

"Новый мир открылся предо мной…"

Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА

К 125-летию со дня рождения религиозного философа протоиерея Василия Зеньковского

Василий Васильевич Зеньковский родился 4 (16) июля 1881 года в украинском городе Проскуров (ныне г. Хмельницкий) и воспитывался в русскоязычной культурной среде. "В детстве я был религиозным ребенком, - писал В.В. Зеньковский, - ходил вместе с отцом (который был тогда церковным старостой) в церковь. … Дед мой был священнослужителем - и мне тогда казалось священство чем-то недостижимо высоким, чего удостаивались немногие избранники".

В. Зеньковский поступает (1900) и учится на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Киевского университета. В то время неверие в студенческой среде было в моде. Не сумел избежать искуса атеизма и Зеньковский. Чтобы укрепиться в своем скептическом отношении к реальности Христова Воскресения, он решает досконально изучить всю литературу о Христе. На это, по признанию В. Зеньковского, ушло два с половиной года непрерывной работы в свободное от студенческих занятий время, и изучение психологии и немецкой философии на за-нятиях у проф. Г.И. Челпанова. Результат оказался прямо противоположным ожидаемому. В. Зеньковский переживает обретение веры. "Новый мир открылся предо мной. Я не только принял в себя умом всю истинность и силу христианства, не только в чтении св. отцов проникся тайной церковного разума, но я без колебаний принял центральность религиозной сферы для своего мировоззрения".

Успешно окончив Киевский университет, В. Зеньковский остается на факультете для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности.

После 1917 года профессор Зеньковский оставляет академическую жизнь и принимает предложение занять пост министра вероисповеданий в правительстве гетмана П.П. Скоропадского; он служит, борясь с украинским сепаратизмом и русофобством. В 1919 он эмигрирует в Югославию; с 1920 по 1923 гг. преподает философию в Белградском унивеситете. В эти годы оформляются главные историософские концепции В. Зеньковского.

Значение В.В. Зеньковского как историка русской философии трудно переоценить. В его подаче русская философия предстала как уникальный национальный опыт создания христианской философии.

В основу изложения В.В. Зеньковским истории русской философии легло глубокое убеждение философа в том, что мир есть единое и живое целое, а не сумма отдельных вещей и существ и познание истины открывается не индивидуальному, а соборному разуму ("все бытие от Бога и это и есть основа и смысл учения о единстве бытия" - В.В. Зеньковский). Бог есть любовь, и познание, по В.В. Зеньковскому - дело любви. "Не нужно думать, что философская мысль всегда и всюду рождается из сомнения", - "религиозное сознание … порождает философское творчество". Именно эта концепция В.В. Зеньковского стала методологической основой изложения им истории русской философии. "Мне могут сделать упрек, что я не только излагаю и анализирую построения русских философов, но и связываю эти построения с общими условиями русской жизни, - писал философ в предисловии к "Истории русской филосо-фии". - Но иначе историк - и особенно историк философской мысли - поступать не может".

Исследуя эволюция русской философской мысли, В.В. Зеньковский определил три главных элемента в её развитии: русская религиозная стихия, русская религиозная мысль, давшая русской философии "главный корень своеобразия", и третий - одновременно положительный и отрицательный - философия Запада. Во введении к "Истории русской философии" В.В. Зеньковский написал, что философия Запада в её богатстве и силе не только пробуждала философские интересы в России, но и стесняла их, русской философии "нужны были огромные усилия для того, чтобы совместить в себе необходимое ученичество и свободное творчество". В своем изложении истории русской философии В.В. Зеньковский подчеркнул религиозные корни её самобытности, её антропоцентричность - обращенность на человека, диалектическое и историческое единство, её решающее внимание к проблемам историософии. Он писал, что свойственное русской философии чрезмерное внимание к истории коренится в тех духовных установках, которые исходят от русского прошлого, от общенациональных особенностей русской души. Книга явилась могучим стимулом для русской эмигрантской молодёжи к изучению истории не виданной ими родины, а десять лет назад она вернулась к широкому российскому читателю, позволяя ему заново открыть для себя национальные особенности самобытной русской мысли.

5 августа 1962 г. на 82-м году жизни, после продолжительной болезни Василия Васильевича не стало. Он был похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа в Париже.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы