Корреспондент
"Русского Дома" беседует с депутатом Государственной Думы (фракция "Родина"), доктором политических наук,
Андреем Николаевичем Савельевым.
Нация выше государства, ведь именно для народа должно жить государство, а не ради реформ,
как сейчас. Существует ли ныне в России нация? Да, русская нация существует. Но она подавлена бюрократией,
олигархией и криминалом и пока не может заявить о себе.
- Андрей Николаевич! Недавно вышедшая в свет Ваша книга "Нация и государство. Теория консервативной
реконструкции" - это большая монография. Последние годы полки книжных магазинов переполнены разного рода
политологическими учебниками и монографиями. Как разобраться в этой массе? Чем Ваша книга отличается от
этого политологического "половодья?"
- Сейчас "половодье" как раз начинает спадать. А несколько лет назад, действительно, множество авторов
предлагали нам свои политологические концепции, вычитанные в зарубежных источниках, как некое откровение.
В действительности российская современная политология находится в глубоком кризисе. Чаще всего теория
государства поглощается здесь теорией права, будучи включённой в соответствующие академические курсы.
Между тем, политическая теория права не развивается, а мертвеет. Не отпускает теория права и тех, кто
занят поиском социальных новаций, - практически все они укладываются в либерально-западническую правовую
парадигму и никак не отражают самобытной специфики России.
В своей книге я предлагаю вернуться от новации к традиции. Это позволяет увидеть, что философская и
политическая мысль Запада ещё совсем недавно (до Второй мировой войны) была совершенно иной. Зная свою
традицию, нам можно поучиться и у европейцев. Соединить русское и общеевропейское научное достояние в
политической теории - важнейшая задача.
- Вы пишете в своём труде не столько о государстве, сколько о нации. Партия "Родина" также
провозглашает, что нация выше государства. Почему же необходимо вести речь о теории государства?
- В современной политологии наблюдается глубокий разрыв между пониманием государства и пониманием нации,
что ведёт к ослаблению того и другого. До тех пор пока проблемы национальной идентичности, этнополитики,
антропологии остаются оторванными от государственного строительства, оно не может быть адекватным конкретно-историческому
контексту, исходит из умозрительных догм. Сегодня марксистская догма заменена либеральной, которая ставит
перед властью только разрушительные цели.
Нация выше государства, ведь именно для народа должно жить государство, а не ради реформ, как сейчас.
Существует ли ныне в России нация? Да, русская нация существует. Но она подавлена бюрократией, олигархией
и криминалом и пока не может заявить о себе. Противоречия нарастают, власть упорствует в своих заблуждениях.
Это делает неизбежной национальную революцию - прорыв нации в политическое бытие. Но такой прорыв связан
с системным переустройством государства. План такого переустройства следует из разработанной в моей книге
теории и из текущих задач национального возрождения.
Ответом на губительные для народа реформаторские проекты либералов должна стать теория нации и государства
- консервативный проект оправдания государства, национального суверенитета и национальной самобытности.
Теория эта должна идти вместе с политической практикой. В партии "Родина" за единство мы и сражаемся.
- Вы говорите о нации и государстве с позиций консервативного мировоззрения. Но консерваторами
у нас называют себя все, кому не лень. Иные либералы тоже не прочь прикрыться консерватизмом, как фиговым
листиком.
- Действительно, либералы, разрушившие экономику России, порой осуществляют "кражу смыслов", перенимая
у своих западных авторитетов манеру "двойных стандартов". Они многозначительно цитируют русских философов,
но за всем этим - пустота, ложь. На практике-то им нужно совсем другое. Их слова о "сильном государстве"
означают силу для либералов, сильное полицейское государство для охраны награбленного ими. Все они едины
в главном - в отрицании исторической России и желании заменить её "новой Россией". Россией, свободной
для них и для Запада.
Истинный консерватизм отличен от ложного тем, что он есть политическое измерение русской традиции.
Консерватизм - это жизнь традиции в современности, когда государство существует не для удовлетворения
частных капризов некоей "свободной личности", а для всего народа.
- Помимо отечественных либералов имеются и другие силы, которые сделают всё, чтобы в России
наша историческая традиция не восстала из пепла, не вышла за пределы узкого круга русских политиков и
интеллектуалов, которых стараются оттеснить на обочину и всячески опорочить. Есть силы глобализма, вторгнувшиеся
в Россию со своими информационными и политическими технологиями.
- Действительно, под крылом власти вырос целый выводок "доброхотов", ведущих против России подрывную
деятельность. Директор ФСБ Н.П. Патрушев открыто заявил о связях так называемых "правозащитников" с зарубежными
спецслужбами. Но некоторым "башням Кремля" удобно использовать эту публику против патриотического движения.
В последние месяцы из этой политической помойки разнеслись обвинения партии "Родина" в антисемитизме,
нацизме, фашизме и расизме. Научные труды моих коллег и мои собственные также подверглись гнусным нападкам.
Глобализм проявляется в России в форме невежественного и крайне агрессивного нигилизма.
В предательстве некоторых чиновников, использующих иностранную агентуру против патриотов, мы видим
разложение государственности, которое автоматически следует за отступлением от традиции, а в современном
мире связано с достаточно "свежей" тенденцией - разгосударствлением мира под влиянием либеральных догм
и транснациональных экономических интересов.
- Соотношение сил в России пока не в пользу традиционалистов и консерваторов, не так ли?
- Да. Но это соотношение сил стремительно меняется. Мы имеем все основания говорить о возможности "консервативной
революции" - прежде всего в системе ценностей, которая должна поставить нацию над государственным аппаратом
и создать соответствующий вызовам времени сплав нации-государства и традиционной культуры.
Консервативная идеология противопоставляет либеральным концепциям свои социальные доктрины: прежде
всего, религиозные и державные. В нашей идеологии ценности православные, монархические, национально-государственные,
подчёркивающие государствообразующую роль русского народа. Это альтернатива современным тенденциям ослабления
мощи государства и скреп политической нации, всё более подрываемым частным и групповым эгоизмом, индивидуалистической
моралью, преимуществами национальных меньшинств, федералистскими концепциями, интернационализмом и глобализмом.
Возвращение к традиционной государственности предполагает: проект православной Империи, выстроенной
русской нацией и коренными народами России; воссоединение исторической России, русского мира и воссоздание
русской цивилизации во всём её пространственном и духовном размахе; вытеснение "лево-правого" конфликта
консервативным синтезом традиционализма-реформизма; идеологию политической реакции, противостоящей социальным
экспериментам.
Мы можем питать надежду на восстановление традиционных форм власти, присущих традиционно российской
государственности, рассчитывая только на очаги и "острова" русской традиции, прежде всего, православной.