Весь
прошлый век наша страна по праву гордилась титулом "самой читающей в мире". Почти в каждом доме была собственная
библиотека. Сегодня уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать
- стыдно. По данным социологических исследований, 37 процентов россиян не читают книг вообще, а 52 процента
не покупают газет и журналов. Международное исследование PISA показало, что Россия по грамотности и уровню
чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. Человек у телевизора или у компьютера активно вытесняет
человека с книгой.
Чем объяснить, что нас захлёстывает стихия примитивности? На мой взгляд, сначала человек отошёл от
Бога, а потом и от книги. Умной, хорошей книги, которая заставляла человека разбирать, рассуждать, сопереживать.
Учила его мыслить масштабно, связывать воедино разрозненные события и явления. Помогала русскому человеку
в его стремлении к целостному миросозерцанию, в котором правда-истина соединяется с правдой-справедливостью.
Нечитающая Россия - это отражение того духовного кризиса, в который погрузилось наше общество. Если
не сердцами, то умами большинства россиян овладела кучка бессовестных беспринципных людей, захвативших
телевидение и пользующихся поддержкой власти. На общем фоне падения нравственности, смещения понятий,
когда то, что называлось "стыдом", сейчас зовётся "комплексом", они пропагандируют жизнь "без комплексов",
призывая наслаждаться и брать от жизни всё. Нечитающий человек познаёт жизнь посредством телевидения,
радио и компьютерных игр, то есть поверхностно, фрагментарно. Он не может ответить: зачем он пришёл в
этот мир, в чём предназначение человека? Нечитающий человек становится опасным для общества. Он не может
сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, депутата Государственной Думы или президента,
а значит, и будущего своей страны.
Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. И им есть с кого брать пример. Уже выросли
поколения родителей, которые сами не читают или читают только комиксы и бульварную литературу. Из жанрового
разнообразия наши граждане выбирают прежде всего детективы, далее следуют исторические повествования и
любовные романы. Последние пользуются спросом не только у женщин (11 процентов), но и у мужчин (6). Большинство
людей в России читают книги с одной целью - "отдохнуть", "расслабиться", "забыться".
Дети, как и взрослые, читают то, что "модно", что пропагандируется средствами массовой информации.
Надо ли говорить, что качество такой "литературы", как правило, значительно ниже стоимости бумаги, на
которой опубликованы разрекламированные "произведения"? И это ещё полбеды. Нередко такие книги, как "Код
да Винчи" успешно реализуют далеко идущие идеологические цели. Внедряют в сознание читателя разного рода
бредовые измышления под видом реальной истории, практически открытым текстом обращаются к темам "ниже
пояса", заставляют сопереживать персонажам, проблемы которых не стоят выеденного яйца и обусловлены лишь
примитивностью их натур …
Стоит ли говорить, что вкус к хорошей книге не выработается сам по себе - его надо прививать, методично
и настойчиво. Иначе рука ребёнка, потянувшаяся к комиксу, не выпустит его вплоть до поры, когда рисованные
приключения "мультяшных" персонажей заменит глянцевая журнальная гниль.
И в целом мы наблюдаем именно такую картину. Повсеместное внедрение системы Единого государственного
экзамена - ЕГЭ - также воспитывает у детей установку на развитие исключительно механической памяти, отрывочного,
а не целостного восприятия действительности. Современному ребёнку просто-напросто трудно (а значит, скучно)
читать книгу - он не воспринимает цельный художественный текст.
Сегодня встает двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Причем вторая задача гораздо более
трудная, чем воспитание детей-читателей.
В развитых странах Запада и в Японии создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом
"Нация в опасности - дети перестают читать!". И нам нужно заявить, что отказ от чтения говорит о том,
что и наша российская нация в опасности. Необходимо создавать национальную программу поддержки чтения
в России, чтобы это стало образом жизни российского человека, уделив особое внимание детскому чтению и
книгоизданию: сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведённые на преподавание
литературы в школе (сегодня в 7-8 классах - только 2 часа в неделю).
Необходимо принятие закона, защищающего ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред
его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио-
и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное
поведение. К сожалению, сегодня любые подобные инициативы неизменно наталкиваются на ожесточенное сопротивление
лоббистов насилия и порнографии в СМИ и книжном бизнесе.
Пока же и в Послании Президента Федеральному собранию, и в перечне разрекламированных национальных
проектов, отсутствует слово "культура", отсутствует национальный проект "Культура", отсутствует культура
во всём богатстве этого значения, включающего и культуру чтения.
И, наконец, безусловно, давно пора ввести в наших школах предмет "Основы православной культуры", преподаватели
которого будут прививать детям любовь к литературе, музыке, живописи - а главное, к Богу. И тогда мы научимся
читать главную книгу, о которой свт. Григорий Богослов сказал: "Небо, земля, море, словом весь этот мир
- есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог".