Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Июль 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Нация в опасности

Александр Николаевич Крутов

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом "самой читающей в мире". Почти в каждом доме была собственная библиотека. Сегодня уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. По данным социологических исследований, 37 процентов россиян не читают книг вообще, а 52 процента не покупают газет и журналов. Международное исследование PISA показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. Человек у телевизора или у компьютера активно вытесняет человека с книгой.

Чем объяснить, что нас захлёстывает стихия примитивности? На мой взгляд, сначала человек отошёл от Бога, а потом и от книги. Умной, хорошей книги, которая заставляла человека разбирать, рассуждать, сопереживать. Учила его мыслить масштабно, связывать воедино разрозненные события и явления. Помогала русскому человеку в его стремлении к целостному миросозерцанию, в котором правда-истина соединяется с правдой-справедливостью.

Нечитающая Россия - это отражение того духовного кризиса, в который погрузилось наше общество. Если не сердцами, то умами большинства россиян овладела кучка бессовестных беспринципных людей, захвативших телевидение и пользующихся поддержкой власти. На общем фоне падения нравственности, смещения понятий, когда то, что называлось "стыдом", сейчас зовётся "комплексом", они пропагандируют жизнь "без комплексов", призывая наслаждаться и брать от жизни всё. Нечитающий человек познаёт жизнь посредством телевидения, радио и компьютерных игр, то есть поверхностно, фрагментарно. Он не может ответить: зачем он пришёл в этот мир, в чём предназначение человека? Нечитающий человек становится опасным для общества. Он не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, депутата Государственной Думы или президента, а значит, и будущего своей страны.

Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. И им есть с кого брать пример. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают только комиксы и бульварную литературу. Из жанрового разнообразия наши граждане выбирают прежде всего детективы, далее следуют исторические повествования и любовные романы. Последние пользуются спросом не только у женщин (11 процентов), но и у мужчин (6). Большинство людей в России читают книги с одной целью - "отдохнуть", "расслабиться", "забыться".

Дети, как и взрослые, читают то, что "модно", что пропагандируется средствами массовой информации. Надо ли говорить, что качество такой "литературы", как правило, значительно ниже стоимости бумаги, на которой опубликованы разрекламированные "произведения"? И это ещё полбеды. Нередко такие книги, как "Код да Винчи" успешно реализуют далеко идущие идеологические цели. Внедряют в сознание читателя разного рода бредовые измышления под видом реальной истории, практически открытым текстом обращаются к темам "ниже пояса", заставляют сопереживать персонажам, проблемы которых не стоят выеденного яйца и обусловлены лишь примитивностью их натур …

Стоит ли говорить, что вкус к хорошей книге не выработается сам по себе - его надо прививать, методично и настойчиво. Иначе рука ребёнка, потянувшаяся к комиксу, не выпустит его вплоть до поры, когда рисованные приключения "мультяшных" персонажей заменит глянцевая журнальная гниль.

И в целом мы наблюдаем именно такую картину. Повсеместное внедрение системы Единого государственного экзамена - ЕГЭ - также воспитывает у детей установку на развитие исключительно механической памяти, отрывочного, а не целостного восприятия действительности. Современному ребёнку просто-напросто трудно (а значит, скучно) читать книгу - он не воспринимает цельный художественный текст.

Сегодня встает двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Причем вторая задача гораздо более трудная, чем воспитание детей-читателей.

В развитых странах Запада и в Японии создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом "Нация в опасности - дети перестают читать!". И нам нужно заявить, что отказ от чтения говорит о том, что и наша российская нация в опасности. Необходимо создавать национальную программу поддержки чтения в России, чтобы это стало образом жизни российского человека, уделив особое внимание детскому чтению и книгоизданию: сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведённые на преподавание литературы в школе (сегодня в 7-8 классах - только 2 часа в неделю).

Необходимо принятие закона, защищающего ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. К сожалению, сегодня любые подобные инициативы неизменно наталкиваются на ожесточенное сопротивление лоббистов насилия и порнографии в СМИ и книжном бизнесе.

Пока же и в Послании Президента Федеральному собранию, и в перечне разрекламированных национальных проектов, отсутствует слово "культура", отсутствует национальный проект "Культура", отсутствует культура во всём богатстве этого значения, включающего и культуру чтения.

И, наконец, безусловно, давно пора ввести в наших школах предмет "Основы православной культуры", преподаватели которого будут прививать детям любовь к литературе, музыке, живописи - а главное, к Богу. И тогда мы научимся читать главную книгу, о которой свт. Григорий Богослов сказал: "Небо, земля, море, словом весь этот мир - есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог".


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы