Торговая служба Новоспасского монастыря

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Март 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

  Как я могу противостоять пропаганде греха, если не справляюсь с собственными грехами?

Г. Юдин, г. Тверь

Святой Иоанн Златоуст говорит: "Христианин, ты дашь ответ за весь мир и за всех". Всякий раз, когда мы не делаем то, что в наших силах - по нашей вине совершается умаление добра, красоты и истины в мире. А французский писатель Франсуа Мориак сказал: "Когда вы не сгораете от Христовой любви, другие умирают от диавольского холода".

Наша борьба с собственными грехами и противостояние пропаганде греха - неотделимы. Но в том и другом случае всё упование мы должны возложить на Господа. Он сражается за нас. Он на нашей стороне всякий раз, когда мы боремся против зла, против греха. Он Агнец Божий, сказано в Евангелии, вземляй грех мира. Речь идёт о всем мире.

И есть что-то страшное в этом единственном числе "грех". Это напоминает о некоей солидарности всех людей в катастрофе зла. Когда мы грешим, нам кажется - мы удалены от всех, никто не видит нас. Мы думаем, что это касается только нас. Каждый поступает по своей совести, говорят иногда даже как будто верующие люди, оправдывая себя.

Часто мы спрашиваем, что нам делать, чтобы помочь прийти к вере нашим близким. Молимся о покаянии и обращении к Богу всего нашего народа. Господь открывает нам, что от каждого нашего поступка, хорошего или плохого, зависит возрастание жизни или смерти в мире. Каждый наш поступок укрепляет или разрушает всё человечество. Грех - всеохватывающая реальность, в которой мы, так или иначе, участвуем - принятием или отвержением его. Есть только Христос - Спаситель мира, и наше участие в Его Божественной, крестной и пасхальной жизни.

После крушения идеологии исторического и диалектического материализма у нас пропагандируется новая их разновидность - идеология прогресса, эволюции, науки. По существу то же самое, может быть, даже более опасное, потому что всё строится как бы только на фактах, на объективных данных. Понятно, человек - homo sapiens, разумное существо, - не может не устремляться вперёд и выше. Компьютеризация, клонирование, ещё немного, и что-то качественно изменится. Может, и смерть будет преодолена. На самом деле разрушение жизни от этих надежд только углубляется. Один мой знакомый даже считает, что наука должна была бы остановиться на том уровне, на каком она была в момент пришествия в мир Христа. Все свои силы люди должны были бы отдавать духовному, а во внешнем плане ограничиваться только удовлетворением самых минимальных потребностей. Но, как известно, многие великие учёные глубоко верили в Христа Бога. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Л. Кривец, г. Москва

Ваш знакомый рассуждает по самой сути. Но христиане не против науки. Тем не менее, во всем должен быть порядок. Человек призван к познанию видимого мира, а через него - Творца Бога. Нелепо полагать, что развитие науки ведёт к качественному изменению человечества. Наоборот, скорее можно видеть в этом развитии признак упадка. Начиная с XVI века, этот упадок нарастает. Мы касаемся серьёзной проблемы. Что такое наука - причём не только в явно разрушительном её применении? В той мере, в какой наука занимает непропорционально большое место по отношению к познанию человеком истины, в том, что мы называем подлинной мудростью, она с неизбежностью ведёт мир к катастрофе. Где же выход? На что надеяться человечеству?

Мы должны увидеть в этих надеждах на внешнее знание один из главных грехов - то, в чём заключается отпадение человека от Бога. Ваш знакомый говорит очень смелые слова. Он точно определяет, в чём разрушительная сила современного мира. Ожидая спасения от науки, человек отворачивается от единственно истинных средств спасения. И те, кто вовлекает его в эту иллюзию, будь то вчерашние марксисты или сегодняшние "позитивисты", несут наибольшую ответственность за беды современного мира. Слишком очевидно, что понятия научного прогресса, биологической эволюции лишены всякого духовного измерения. Слишком очевидно, что гипертрофия научной мысли уводит современного человека от познания высших ценностей. Слишком очевидно, что в естественной перспективе внешние достижения во времени не дают человеку ничего существенного. Потому что существенное - это высшие принципы жизни, которые не подвержены изменениям.

Нет ничего существенного, которое было бы новым в естественном порядке. Но не так в христианской перспективе. Ибо мы предстоим здесь перед событиями, которые качественно изменяют человеческое существование и являют абсолютную новизну. Достаточно перечитать апостола Павла, чтобы увидеть, как часто повторяет он слова "новое творение", "новый человек". Есть начала, которых не было до этого. И существует духовное восхождение. Оно соответствует переходу от познания Бога через видимый мир к откровению Его сокровенной жизни во Христе Иисусе. Только здесь, и в самом глубочайшем значении этого слова, осуществляется человеческая история. Те, кто вне Церкви Христовой, не видят этого. Для них христианство не есть высший дар человеку. Даже не будучи атеистами, даже исповедуя веру в Единого Бога, но, не зная Христа, они пребывают в состоянии отчаяния или слишком поверхностного оптимизма.

Самый убедительный аргумент для массового сознания против религии у Маркса, Бакунина, Сартра, Ницше и им подобных - покушение христианства на свободу и независимость человека. "Разве вы не знаете, что вы не свои, - любят они приводить слова апостола Павла. - Вы куплены дорогою ценою". В самом деле, странное утверждение! Разве человек не свободен, не принадлежит себе? Можно ли купить его, пусть даже и не считаясь с ценою? Что же, теперь он чья-то собственность, и должен постоянно служить своему господину, который приобрёл его как раба? Кто не восстанет против такой религии, которая приватизирует человека, лишая его самоопределения, совершенно связывая его. Какие перспективы могут быть у христианства в современном цивилизованном мире, всё более осознающем свою зрелость и взрослость, всё более утверждающем свободу как высшую ценность?

А. Нефёдов, г. Орёл

Прежде всего, нельзя не узнать за голосами этих философов голос древнего искусителя, соблазняющего первозданного человека такой же свободой и независимостью. Плоды этой свободы и независимости теперь хорошо известны человечеству во всех сферах жизни. И в смерти.

Апостол Павел как огненным мечом отражает эту сатанинскую ложь, обращаясь к христианам: "Разве вы не знаете, что вы не свои?" Разве может быть что лучшее, чем это благовестие? Разве подлинное счастье человека не заключается в отдаче себя за дело, которое стоит этого, или тому, кого любишь и кому отдаешь себя раз и навсегда, если любовь твоя достигает полноты в отдаче себя - не в намерениях только, а на самом деле? Разве не такой должна быть подлинная дружба, не таким должен быть подлинный брак? Разве человек может обрести сознание своей значимости не тогда только, когда он становится значимым не для себя, а для дорогого дела или для кого-то другого? А что происходит, когда этот другой - Превечный Бог, непостижимый, бесконечный, Тот, Кто Своими непостижимыми судами придаёт всему подлинную цену?

Мы - крошечные, ничего не значащие существа, как в муравейнике миллионами копошащиеся на планете. Будет просто смешно, если мы начнём придавать себе какое-то значение. "Человек - это звучит гордо!" Это будет трагикомедия, если мы соберёмся все вместе и решим, что наша жизнь имеет вечную ценность. В такое трудно поверить, или, точнее, оттого что мы не можем этого познать обыкновенным умом, в такое только можно верить - в подлинном смысле слова - в то, что Бог принимает нас всерьёз, не человечество, взятое глобально, но каждого в отдельности - тебя и меня. В то, что Он избрал нас быть Его чадами, что Он нас на самом деле усыновил с правом быть Его наследниками. "Усыновил" - не чисто формально, - вверив этому народу нищих право на царское наследие. Но бесконечно большее - Он ввёл, непонятно как, эти ничего не значащие существа в Свою Божественную жизнь и снова родил их из Своего чрева.

"Он дал нам власть быть чадами Божиими, - говорит апостол Иоанн Богослов, - которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин. 1, 13). "Как это может быть?" - спрашивает Никодим. Христос отвечает ему: "Ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3, 10, 7, 6). "Разве вы не знаете, что вы не свои?" Мы тоже теперь спрашиваем вместе с учителем Закона: "Как это может быть?" И слышим ответ: "Вы куплены дорогою ценою".

Христианство - единственная из всех религий, придающая такое достоинство людям. Но эту истину невозможно отделить от другой: Божественное усыновление человека дорого стоило Богу. Да, Бог сотворил людей столь свободными, что Он не может помешать им смеяться Ему в глаза и отказываться от всякого Ему послушания. Все попытки вести переговоры с отвергающими Его дар оказались безрезультатными.

Какое христианское делание Вы считаете сегодня самым важным? Почему в наше время такое внимание акцентируется на чудесах, каково их значение? Почему так невыразительна проповедь Церкви?

В. Греб, г. Орск

Самое важное христианское делание? Наверное, это прежде всего противостояние тому главному греху, который угрожает вашему личному спасению. И тому злу, которое особенно угрожает сегодня спасению других людей. Но всегда надо иметь в виду: тот делает много, кто любит много. Любовь всегда находчива, и она находит тысячи способов послужить Господу и ближним. Но такую любовь можно обрести только по дару Христа - по мере нашего покаяния и отвержения нами всякого греха и всякого зла.

И то же самое следует сказать о проповеди. Наше слово достигает других сердец, когда мы говорим от избытка сердца. Любовь стоит больше, чем все чудеса. Она больше, чем все чудеса, раскрывает среди нас присутствие Божие.

Почему святой Иоанн Златоуст называет сознательных врагов Христа видимыми бесами?

О. Лякин, г. Харьков

Потому что никто из людей не может сравниться с ними по изощрённости и изворотливости. И по беспредельному бесстыдству. Как никогда нашу духовную ситуацию сегодня определяют слова молитвы Господней: "Избави нас от лукавого!" С ними только Бог может сразиться. Только Бог может их победить. И те, кто по-настоящему с Богом.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы