Святой благоверный князь
Даниил Московский.
Фреска Успенского
собора Московского Кремля |
17 марта - день памяти святого благоверного князя Даниила Московского
В Москве учреждён ещё один праздник - День Москвы-реки. Мэр Лужков повелел отмечать его в третью декаду
мая. Почему именно в это время?
Ведь есть серьёзные, исторически обоснованные даты для того, чтобы отметить День Москвы-реки. Наиболее
обоснованно, на наш взгляд, перенести этот праздник к дню памяти святого Даниила Московского.
Торжественной службой в древнейшем Свято-Даниловом монастыре на берегу Москвы-реки Православная Церковь
начинает праздновать память святого князя, самого младшего из четырёх сыновей святого Александра Невского,
наиболее достойно продолжившего деяния великого отца своего. Историк Сергей Соловьёв писал: "Область
Москвы-реки была первоначальной областью Московского княжества, и первой деятельностью московских князей
мы замечаем стремление получить в свою власть всё течение реки". Наследовав в 1282 году Московский удел
в младенческом возрасте, Даниил, возмужав, начал борьбу за возвышение Москвы. Он стал "первоначальником
собирания русских земель" под главенством Москвы, ставшей впоследствии столицей могучего государства.
"Хитрый, разумный и любимый своим народом князь Даниил Александрович был настоящей причиной украшения
и распространения Москвы", - справедливо говорит исследователь истории столицы И.К. Кондратьев. Как
правитель св. Даниил действовал в духе своего времени: любыми путями стремился приобрести новые владения
и богатства. Но, прежде всего, в его деяниях вёл его Божий Промысел. Он присоединил к Московскому княжеству
Переславль-Залесский и Коломну - город, запирающий устье Москвы-реки. Можайском, городом у истока реки,
овладел его сын Юрий в год смерти отца - 1303-й. Так была выполнена главная задача: взять под власть
Москвы всё течение реки! Не символично ли, что после вековых административных делений и преобразований
такими и остались границы Московской области - по течению реки?
Часовня на истоке Москвы-реки |
Москва-река вытекает из Старьковского болота, окружённого березняками и соснякам и носящего название
Москворецкая лужа. Первые 12 километров главная речка Московии зовётся Коноплянкой, и только после того,
как пересекает Михалёвское озеро, река получает громкое имя Москвы. Но в этих местах её можно перепрыгнуть
или вброд перейти. Местные жители считают, что Москва-река по-настоящему начинается после села Дровнино.
Но вернёмся к истоку, который достойно и на века обозначен построенной здесь часовней по проекту можайского
архитектора Николая Борисовича Васнецова. Он строил её почти двадцать лет. Николай - правнучатый племянник
великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, уроженца Вятской земли, который писал свои
знаменитые картины в Москве и расписывал Владимирский собор в Киеве. Сам Николай хорошо помнит свою
родословную, и судьба словно вела его к церковной архитектуре. В 1989 году он закончил Московский архитектурный
институт и попал, как витязь на распутье с картины прадеда, в распутицу реформ и рынка. Рушилась привычная
жизнь. Многие сокурсники ринулись в рынок, стали проектировать огромные виллы и безвкусные особняки
новых богачей. Николай начал обдумывать свою дорогу, благо суета не затягивала - жил в собственном доме
в тихом Можайске, рядом с храмом. Стал ходить на службу в соседнюю церковь всё чаще. И однажды к нему
подошла игуменья Спасо-Бородинского монастыря Серафима (ныне настоятельница Новодевичьего монастыря
в Москве) и попросила помочь в оформлении домовой церкви в честь преподобномученицы Елизаветы. Интересно,
что игуменья и не знала о профессиональном образовании Васнецова, а просто обратилась к нему как к прилежному
прихожанину. После Елизаветинской церкви он обустраивал часовню преподобной Рахили при том же Спасо-Бородинском
монастыре, стоящем у притока Москвы-реки - на р. Колочи, потом церковный комплекс в старинном селе Мышкино,
располагающемся на Москве-реке у начала Можайского моря. Там Николай восстанавливал разрушенную колокольню
Успенского храма, ограду, спроектировал дом священника, врата и хозяйственные постройки, связал всё
в единый ансамбль с ландшафтом. "По советским меркам и подходам, - вспоминал Николай, - это была работа
для целой проектной мастерской института, а здесь я за три года всё один проектировал и строил".
Архитектор
Николай Борисович Васнецов,
правнук великого художника |
Слухи о можайском архитекторе дошли до Москвы, его пригласили работать в столицу. Первым заказом стала
консультация при строительстве храма на Киевском вокзале, который спроектировал другой архитектор, а
Николай лишь довёл его проект до обретённой на берегах Москвы-реки гармонии. В это же время он получил
большой заказ от Московской Патриархии на восстановление часовни в селе Рублёво.
Москворецкие дороги и свершения привели Николая Васнецова к заслуженной, справедливой победе в трудном
конкурсе за право возведения часовни у истоков Москвы-реки. Когда Николай начал её проектировать, ему
мешал скудный и унылый болотный пейзаж. Конечно, Москворецкую лужу не сравнить с высоком берегом реки
и далями в селе Мышкино, но сила творца может преобразить окружающий безотрадный пейзаж. И вскоре Васнецов
спроектировал яркую, выразительную часовню, которая сама излучает свет и радость.
Местность преобразилась, часовня у 148-го километра Минского шоссе стала ещё одним символом Московии,
и в 2004 году правительство Москвы присудило архитектору первое место за проект часовни, увековечивший
исток славной реки. Его наградили: "За оригинальное решение, за удачную интеграцию в окружающую среду
и интересное инженерно-техническое решение". А в чём же заключалось это решение? Из-под плиты, куда
была проведена вода из артезианской скважины, бьют 40 родничков - это отражение памяти о том, что в
Москве было сорок сороков церквей, хоть и не все с этим согласны. Количество родников перекликается
ещё и с весенним праздником Сорока мучеников.
В творческой судьбе Васнецова эта часовня стала продолжением логического пути. К 60-летию Победы ему
доверили построить часовню на Белорусском вокзале, откуда уходили на фронт эшелоны с защитниками Родины
и куда возвращались победители. Архитектор должен был увековечить память невернувшихся. "За два месяца,
- вспоминает он, - мы освоили пространство зала, придумали храм, который не казался бы громоздким, чтобы
потолок не "садился" на купола". Цвет для церкви выбрали маковый и нашли место для главных икон: Георгия
Победоносца - покровителя воинства и Московии, Всех святых в Земле Российской просиявших и Смоленской
иконы Божией Матери - защитницы западных рубежей Отчизны.
Мы должны видеть и помнить не просто географические достопримечательности и страницы истории, но и
зримые рубежи - истоки нашей славы и государственности.