Питер Брейгель. Притча о слепцах |
А Вы где свою внучку крестили?
- Да в той церкви, где раньше баня была.
- Но там же раскольники, филаретовцы!
- Разве? А какая разница: такие же священники с бородами, в рясах и с кадилами. - Этот диалог я услышал
в посёлке Воскресенск Жовтневого района Николаевской области.
1992 год - чёрный год для украинской истории. Церковный раскол разделил не только верующих, но и весь
украинский народ; крайне политизировал религиозную среду. Это один из главных признаков омирщения Церкви,
которая, живя в мире и с миром, должна быть "не от мира сего" (Ин. 8. 23). В подобном омирщении уже
пребывает католическая Церковь.
Мы попытаемся объяснить: почему филаретовская УПЦ КП неканоническая и безблагодатная. Ведь, вроде
бы, там "такие же точно священники с бородами, в рясах и с кадилами". Более того, УПЦ КП некоторые считают
своей церковью в отличии от законной Украинской Православной Церкви, во главе которой стоит митрополит
Владимир. По мнению раскольников, УПЦ КП является в большей степени церковью Украины. Это ложь. Каноническая
УПЦ втрое превосходит УПЦ КП по количеству приходов, впятеро - по количеству монастырей, по количеству
монашествующих - более чем в 20 раз. С 1990 года УПЦ имеет полную самостоятельность и независимость
в своём управлении от Московского Патриархата.
Возникает вопрос: почему Филарет, бывший патриарший экзарх, человек, в общем-то, незаурядного ума,
совершил страшнейший грех раскола? Бес гордыни валил и не таких. Очень сильно хотелось ему надеть патриарший
куколь.
А в Бога он верит? Мне вспоминается случай, рассказанный Евграфом Дулуманом, который сидел с Филаретом
Денисенко за одной партой в семинарии, но потом, испугавшись хрущёвских гонений, переметнулся в лагерь
атеистов:
"Спрашиваю у него, зачем, мол, так усердствуешь в своём служении? Всё равно скоро религии конец".
А он отвечает: "На мой век дураков хватит".
На Архиерейском Соборе, проходившем в Москве с 31 марта по 5 апреля 1992 года, Филарету было предложено
уйти в отставку. Он согласился, перед крестом и Евангелием пообещал уйти. Однако, вернувшись в Киев,
стал трубить с телеэкранов о том, что в Москве прошёл через Голгофу. Посоветовавшись с тогдашним Президентом
Украины Л. Кравчуком, захватив архив и всю церковную казну, Филарет отрёкся от своей архиерейской клятвы,
положив начало великому расколу Церкви Христовой в Украине.
Летом 1992 года Филарет, лишённый должности и сана, пошёл было к автокефалистам, но потом сколотил
свою УПЦ КП во главе с марионеточным "патриархом" Владимиром Романюком. После загадочной смерти последнего
в октябре 1995 года Филарет сам наконец становится "патриархом".
Православная Церковь долго терпела его, надеясь на то, что он образумится и покается, но тут три его
"епископа" возвели на императорский престол Великой, Малой и Белой Руси проходимца Дальского.
23 февраля 1997 года Архиерейский Собор отлучил монаха Филарета (ныне просто Михаила Антоновича Денисенко)
от Церкви Христовой и предал его анафеме пред всем народом.
Генеральная прокуратура Украины поручила Службе безопасности поиск зарубежных счетов Денисенко в США
и Гонконге. Он пытался разместить там 350 млн долларов США. Параллельно всплыло дело о попытке разместить
500 млн долларов в Европе.
Нарушение человеческих законов не так страшно, как нарушение церковных канонов, так как
первые установлены людьми, а вторые - Духом Святым. Безблагодатность - это отсутствие Духа Святого.
Вот и ответ на вопрос, - почему УПЦ КП безблагодатна.
Только один пример. В больших соборах от одной Чаши причащаются тысячи прихожан: детей
и стариков, здоровых и больных, но никто и никогда ничем не заразился от Святого Причастия. Дух Божий!
Благодать! И в жизни подвижников мы читаем, что даже после причастия прокажённых в лепрозории священник
облизывал лжицу и потреблял остаток Святых Даров. Никто и никогда не заражался.
А вот в храме Касперовского образа Пресвятой Богородицы, захваченного филаретовцами в г.
Николаеве, около сорока человек в 1995 году "подхватили" инфекционный гепатит после Причастия.
Когда я совершал паломничество по Афону, то в греческих, русском, сербском, болгарском монастырях,
в румынском скиту меня, прежде чем впустить в храм, спрашивали, узнав, что я из Украины: "Вы с патриархом
(имея ввиду Филарета) или с митрополитом (имея ввиду Владимира Сабодана)?" И впускали только тогда,
когда я говорил, что я - с митрополитом Владимиром.