Сколько
раз бывало: мы начинали пост и обещали исправиться, но проходили святые дни, и мы, оглядываясь на себя,
убеждались, что ничего не достигнуто. Это оттого, что в наш пост не было положено твёрдой основы - покаяния,
примирения с Богом, примирения с ближним и взаимного прощения. После слова "Господи" второе слово -
"прости". Бог хочет научить нас тайне этого слова, которое, как Адамов плач, открывает двери рая. Плакал
Адам, и Бог воплотился, и распялся за его грехи. Плакал Адам, и вот открылись двери рая.
Церковь говорит нам, что взаимное прощение - это глубина и высота, чтобы не было лёгкого отношения
у нас к этому, бесконечных телефонных звонков, и кто-нибудь со стороны с иронией сказал: "Ну, у православных
сегодня прощёный день". Чтобы не приставать со святыми, всуе сказанными словами ко всем подряд, к ничего
не знающим о Боге людям, но чтобы в сердце был испрошен у Господа мир, это - прежде всего, - тогда Господь
даст нужные слова. Если даже нет возможности у нас встретиться с кем нужно, как говорится, - сердце
сердцу весть подаёт.
В течение всего Великого поста мы будем просить прощения у Бога, без конца повторять: "Господи, помилуй!
Господи, прости!" И Господь скажет нам: "Что вы зовёте Меня "Господи, Господи!" - и не делаете того,
что Я говорю?" А Господь совершенно ясно говорит, что если мы прощаем другим, то и Бог нас прощает,
и если не прощаем другим, то и Бог нас не прощает. И значит, если мы молимся этою молитвою, находясь
во вражде, в ссоре с каким-либо человеком, мы просим Бога не прощать нас. И если мы говорим: "Никогда
и ни за что не прощу за то, что он сделал мне", - и молимся Господней молитвой: "И остави нам долги
наши, как и мы оставляем должникам нашим", понимая значение слов, которые мы произносим, мы сознательно
молимся Богу о том, чтобы Он никогда и ни за что не прощал нас.
Все мы помним историю с пресвитером Титом Печерским, память которого вместе со всеми преподобными
отцами, в подвиге поста просиявшими, совершала вчера Церковь. У преподобного Тита была большая дружба
с диаконом Евагрием, но потом эта дружба, как нередко бывает, обратилась в сильную вражду. Когда преподобный
Тит тяжко заболел и был уже при смерти, он послал к Евагрию просить прощения, но Евагрий не хотел примириться.
Печерская братия насильно привела его к умирающему. Преподобный Тит со слезами просил его о прощении,
но Евагрий сначала молчал, а потом вдруг стал яростно говорить, вспоминая свои застарелые обиды, и,
все более ожесточаясь, сказал, что не простит Тита ни в этом веке, ни в будущем. После этих слов он
упал замертво, поражённый ангелом, а преподобный Тит в тот же миг получил исцеление.
На Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим,
должен, когда читает молитву "Отче наш", опустить в ней слова: "и остави нам долги наши". Эта молитва,
как говорят святые отцы, - краткая запись всего Евангелия, и она открывает нам, что всё в нашем спасении
зависит от Бога, а от нас, от нашей веры требуется в конце концов только одно-единственное - прощение
других. И потому всё остальное, о чём мы просим Господа в этой молитве, связано с этим нашим прошением.
Один опытный священник сказал своему духовному сыну: "В следующий раз, когда ты будешь читать "Отче
наш", не говори: "Да будет воля Твоя!", а говори: "Да будет воля моя!", - и на искреннее возмущение
последнего: "Чему вы меня учите?!" - ответил: "А разве не так ты поступаешь всякий раз, когда языком
говоришь одно, а в сердце своём умоляешь Господа, чтобы Он исполнил всё по твоей воле?"
Что же остаётся для нас после этого от молитвы Господней, от Евангелия? Разве не сказано: "Кто убавит
хоть одно слово из этой книги жизни, имя того Господь убавит - изгладит - из книги жизни"? Нам не войти
в Великий Пост без прощения друг друга, невозможны ни исповедь, ни причастие, и из храма изгоняет не
примирившихся друг с другом Господь. Если вспомнишь на молитве, говорит Он, что брат твой имеет что-то
против тебя, выйди из храма, пойди примирись вначале с братом твоим, и тогда принеси жертву твою, молитву.
Может быть, нам на самом деле, не примирившись друг с другом, в храм не входить? Может быть, лучше стоять
на улице, как в древней Церкви у входа в храм стояли сугубо кающиеся и плачущие и испрашивали у всех
входящих в него прощение? Лично они, наверное, никого не обидели, но всякий наш грех - нанесение обиды
каждому, даже не знакомому нам человеку.
Чтобы проникнуть в тайну прощения, необходимо обрести глубокое чувство греха. И в течение всего поста
мы будем молиться этою главной великопостной молитвой: "Господи, дай мне зрети мои согрешения!" Надо
на собственном опыте нам убедиться, что вера не устраняет поражения, понять, почему открывается нам
страждущим Слугою обетованный Мессия, и закланным Агнцем - Победитель греха и смерти, и что прощение
всегда будет составною частью нашей жизни на земле. Только тогда, когда познаем мы свою греховность,
и только тогда, когда станет ненавистен нам грех, можем мы простить другого человека, раненного грехом.
Так мучительно, до смертной тоски нуждается каждый человек в прощении, и какое это чудо, непостижимый
дар - прощение! Если бы Бог не сказал: "Прощаю!" - я бы не существовал. Бог прощает нас не потому, что
Он снисходителен ко греху, а потому что Он предельно серьёзно относится ко греху и видит, что грех означает
смерть человека, и любовью Своей берёт на Себя последствия нашего греха. Простить труднее всего: это
значит взять на себя последствия греха другого человека. Если кто-то с лёгким сердцем, не задумываясь,
прощает, например, от лица невинно убиенных их нераскаявшихся убийц, и при этом не желает простить своего
друга за одно оскорбительное слово, можно ли назвать это христианским прощением, и не приводит ли оно
к ещё большему утверждению зла?
Преподобный Серафим Саровский, когда Господь открыл ему, что архиереи и другие духовные лица нашей
Церкви отступят от чистоты Православия, три дня и три ночи молил Господа о прощении этих людей, о том,
чтобы Господь вместо них послал его в вечную муку, зная на собственном опыте, что значит гнусное прикосновение
самого малого греха и гнусное прикосновение бесовское. Но Господь сказал: "Не помилую, потому что будут
учить учениям и заповедям человеческим". Где нет Бога и правды Его, где одно человеческое, там нет прощения.
И это значит, если мы ищем истинного прощения друг друга, - истина не должна быть принесена в жертву,
правда не должна пострадать, принципы Евангельские не могут быть поколеблены. Ложное, легко даваемое
прощение - безразличие к добру и злу, и это означает победу зла, примирение со злом и принятие его.
Вот о чём мы должны задуматься сегодня, перед вступлением в Великий Пост. Взаимное прощение даётся нам
дорогою ценою. Святые отцы говорят, что прощать людям - большее чудо, чем творение неба и земли. Христос
молится на Кресте о прощении всех людей, и распинающих Его: "Отче, прости им, не знают, что творят!"
И наше прощение других людей - наше участие в Божием прощении.
Но почему же святитель Филарет Московский говорит эти часто повторяемые нами слова: "Люби (то есть
прощай) врагов своих, поражай врагов Отечества, и гнушайся врагов Божиих"? Подлинные духовные отношения
с каждым человеком у нас могут быть только личными, как у Бога только личные отношения с каждым человеком.
Другой человек открывается нам как личность, когда мы видим его отделённым от греха. Участие в деле
Христовом - участие в Божием отделении человека от греха. Дело диавольское - поставить навеки печать
греха на человеке. Если мы принимаем другого человека, одобряя зло, которое есть у него, то сами заражаемся
этим злом и оказываемся бессильными помочь другому.
Крестная молитва Спасителя - молитва о возможности отделения зла от человека, которой мы содействуем
отвержением всякого зла, и значит, прощением этого человека. Только так совершается прежде всего наше
примирение с другими людьми и прощение их. Со всею силою подчеркнём это сегодня: любовь к миру, лежащему
во лжи и во зле, - вражда с Богом, и тот, кто друг миру, становится врагом Божиим, и значит, врагом
каждому человеку. И этому человеку, с которым он как будто примирился, а на самом деле вступил в вечную
вражду с ним, если не будет покаяния.
Во всех православных храмах накануне Великого Поста совершается чин прощения. На эту службу мы должны
прийти, заранее примирившись со всеми. Мы будем подходить ко священнику и целовать крест, и это должно
быть завершением всего, настоящим началом пути прощения друг друга, который есть Великий пост, вся наша
жизнь. Так легко сказать: "Прощаю!" - и нет сердца простить. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй
мя грешнаго! Матерь Божия, прости и помоги простить! В мире грех, то есть нелюбовь, все виноваты друг
перед другом. Мы изгнаны из рая, мы вне рая, вне жизни, вне любви. И мы будем подходить друг ко другу:
- Прости!
- За что? Ты мне ничего не сделал, мы с тобою вроде не ссорились
- За нелюбовь прости! Прости, что не люблю тебя. Вернее, люблю, но не так, как должно любить. Не так,
как Христос говорит. Что же это за любовь? Вроде бы и отношения у нас неплохие, но мало ли какие недоразумения
бывают! Прости за все это. Хотя близким не поссориться ни разу - это великое дело, как свидетельствует
преподобный Макарий Великий. Но самое главное - прости за нелюбовь.
Простить до конца - это значит полюбить человека, хотя бы одного человека до конца, как Христос, и
это значит - никого не исключить из любви своей. Так простить мы можем только Пасхою, Христом Богом
распятым, и Христом воскресшим, Который в сердца наши изливает любовь Духом Святым. Между мною и тобою
- Крест, на котором грехи всех нас, твои и мои. Потому и говорим: "Бог простит, и ты меня прости". В
это время поют стихиры Пасхи: "И ненавидящих нас простим вся Воскресением!" Будет легко и светло в храме,
как после исповеди, как перед причастием - предощущение света пасхального, к которому мы будем идти
семь недель, всю нашу жизнь.