Торговая служба Новоспасского монастыря

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Март 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Новомученики бутырские

Александра Геннадьевна КОРОСТАШЕВСКАЯ

  "Наша современная беда в том, что мы мало вспоминаем наших новомучеников и исповедников; не учимся на опыте их веры и жизни".

Протоиерей Глеб Каледа

Каждый понедельник следственный изолятор номер 2 оглашается звоном колоколов. Возможность бывать на литургии в тюремном храме Покрова Пресвятой Богородицы есть не у всех желающих заключённых (в тюрьме особые порядки), но благовест слышат во всех камерах и помещениях. Звон неведомым образом пробуждает в человеке мысли о Боге: "Зачем Он привёл меня в этот мир? Почему Он попустил мне сейчас слышать колокольный звон именно здесь, в отгороженном от мира пространстве? А мне так хотелось жить и быть счастливым... Вот только как быть счастливым? Слово "счастье" от слова "часть": счастье, участие, Причастие, участь... Какую часть мне отмерил Господь?"

Храм этот находится в "колодце" тюремного двора, построен в конце XVIII - начале XIX века. В начале XX в. настоятелем самой большой в России тюремной церкви был священник Иосиф Фудель - автор воспоминаний и наставлений тюремным священникам. После закрытия храма в 1917 году в нём были устроены пересыльные камеры. После 1930 года церковь разделили на два этажа и надстроили третий, где разместилась медсанчасть.

На Рождество, Пасху, а также на Покров - "День милосердия к узникам", - верующие дарят заключенным необходимые вещи, раздают духовную литературу, иконки, нательные крестики. Но были времена, когда с узников Бутырки кресты снимали и заставляли их отречься от Православной веры. Священники, монахи, монахини и простые миряне явили здесь подвиг исповедничества, терпя допросы и издевательства, были принуждаемы признавать несуществующие вины, бросающие тень на Церковь. Готовые принять смерть, они терпели, зная, что каждое их "признание" усилит репрессии.

Центральная пересыльная тюрьма дореволюционной России понадобилась богоненавистникам большевикам. Сотни невинно осуждённых за веру прошли через Бутырку, ожидая отправки в лагеря, в ссылку, на расстрел. На стене храма висит мемориальная доска в память о 69-ти из них, причисленных к лику святых новомучеников и исповедников российских. На иконе Новомучеников и исповедников Российских более трети тех, кто сидел в Бутырской тюрьме.

Постепенно открываются засекреченные архивы, хранящие свидетельства подвига за веру Христову, сопоставимого с исповеданием первых христиан-мучеников эпохи Римской империи. Бог открывает имена новомучеников, чьё присутствие в этих московских казематах стало новым подвигом русской святости. Известно уже 136 имён.

"Если бы в Бутырке не было тюремной церкви, там надо было бы построить храм в память об их подвиге", - говорит старший священник Покровского храма отец Константин Кобелев. В храме составлен календарь святых - каждую службу поминаются мученики, чья память на этой неделе, кто несколько десятков лет назад ушёл из жизни, не отрекшись от Православной веры". В годы гонений мрачные тюремные стены освящались пением Божественной литургии. Вот как описывает 1925 год в своих воспоминаниях священник Павел Дмитриевич Чехранов (†1961):

"Утро началось с поверки. Давали кипяток... В полдень - обед, обыкновенно суп селёдочный, в пять часов вечера каша пшеничная и чай. Затем песни, разговоры. Пасха была ранняя. Первый день её был отмечен. Двери настежь... были открыты и не запирались. Утром приходили из других камер и христосовались. Пришёл в нашу камеру епископ Волоколамского монастыря Герман, вызвал меня и протодиакона Новочадова, поставил нас посередине коридора и сказал: "Будем петь "Да воскреснет Бог!.." Мимо нас проходил с ключами надзиратель, улыбался и покачивал головою, дескать, - пойте... пойте..." Сам епископ пел тенором, я - вторым, протодиакон - басом. Оглушён был пением, - "Да воскреснет Бог...", "Тако да погибнут грешницы от лица Божия..." Все камеры вышли к дверям, и смотрели, и слушали нас, пока мы не закончили: "...И тако возопиим: Христос воскресе из мертвых!.." Мы трое были произведены в героев бутырской тюрьмы, - освятили её пасхальным песнопением. И все это благодаря епископу Герману и надзирателю. Помяни их, Господи, во Царствии Твоем!.. <...> В субботу староста камеры нашей, уголовный преступник Цыган, заявил: "Так как с нами сидит духовенство, епископы и прочие, то я считаю нужным воспретить матерщину и прочую брань, и сквернословие из уважения к ним... А ты, Васька, - чтобы я не слышал в камере нашей жалоб на покражу мыла и прочего!.." Васька, мелкий уголовник, дал своё согласие, затем обратился к епископу с вопросом: "Желаете сегодня и завтра совершить службу, то я дам согласие своей камеры...""

С восстановлением храма и возобновлением регулярных богослужений новомученики и исповедники как бы вернулись в Бутырку, они пришли окормлять братьев и сестёр во Христе, находящихся в особых, скорбных обстоятельствах. Ушедшие к Отцу Небесному с Именем Божиим на устах присутствуют здесь духовно также и через ныне служащих в Покровском храме священников.

Первым настоятелем освящённого в 1992 храма стал протоиерей Глеб Каледа, духовно окормлявший даже приговоренных к смертной казни заключённых. Богослужения возобновились на третьем этаже, а когда прохудилась крыша - церковь переместилась на первый этаж и по-прежнему соседствует с тюремной больницей. Сейчас прихожан окормляют священники из московских храмов: Иоанн Власов, Иоанн Зарецкий, Андрей Кожевников, Владимир Гавриков, Иоанн Сирота, Алексий Пеньков, Владимир Родионов, Игорь Осипенко, Анатолий Копалкин. Старший священник Константин Кобелев из храма святителя Николая в Бирюлёве. Стараниями благотворителей в храме идут восстановительные работы.

Недавно в бутырском приходе произошло знаменательное событие - торжественная встреча иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" - списка с чудотворного образа, находящегося в Высоцком мужском монастыре г. Серпухова. Эту икону, написанную специально для Бутырского храма, очень ждали, ведь многие оказались в тюрьме через пристрастие к спиртному, наркотикам... Заключенные сами изготовили деревянные носилки, на которых образ был обнесен вокруг храма крестным ходом с молитвой Пресвятой Богородице.

Господь по молитвам русских святых волен изменить судьбу уверовавшего заключённого. Был случай, когда комиссия общества милосердия в тюрьмах "Вера, Надежда, Любовь" в колонии для несовершеннолетних проверяла законность приговоров заключённых. В подвале строящейся церкви молился в полной темноте на коленях перед свечкой осужденный Георгий К., который помогал строить храм. Стали смотреть его дело, и выяснилось, что он, инвалид второй группы по зрению, осуждён незаконно. Очень скоро его освободили.

"Материальная помощь, которую оказывает Церковь заключённым, не является пряником, с помощью которого можно принудить верить, - говорит отец Константин, - человеку в тюрьме часто необходима простая поддержка. Как будешь говорить о высоких материях с тем, у кого даже носков нет? Каждый из нас, кто в миру, если тяжело заболеет, то его кладут в реанимацию, дежурят ночами у постели, но в тюрьме человек никому не нужен". В психиатрическом отделеним тюремной больницы находятся в основном люди, не имеющие средств и совсем ни кому не нужные. Если некоторые заключённые в обычных камерах иногда способны даже отремонтировать своё временное помещение, то для психиатрического отделения помимо лекарств и средств гигиены приходится собирать вещи, книги, мебель и многое другое прихожанам московских храмов. Общее дело милосердия укрепляет приходскую церковную жизнь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: "Между Церковью земною и Церковью небесною находится тесная связь, ближайшее всегдашнее и скорое сообщение <...> все здоровые и немощные члены, небесные и земные, помогают друг другу... И таким образом великая милость Божия обильно проливается на Церковь, на всю полноту её".

Пока гром не грянет... Многие, попадая сюда, приходят к Богу, благодарят Спасителя за то, что, попав в тюрьму, вырвались из темницы духовной. Но, выйдя на волю, человек часто возвращается в прежние условия и к прежней жизни. Здесь многое зависит от нас: как мы его встретим, как отнесёмся к нему, - все мы, и прихожане храмов, и прохожие на улице.

Священномученик Иоанн (Восторгов), протоиерей, †1918 г. 5 сентября.

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, †1929 г. 28 декабря.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, †1937 г. 10 октября.

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, †1929 г. 7 февраля.

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит †1937 г. 11 декабря.

Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), Архиепископ Симферопольский †1961 г. 11 июня.

Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский, †1937 г. 1 октября.

Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский, †1932 г. 20 декабря.

Священномученик Владимир Амбарцумов, †1937 г. 5 ноября.

Священномученик Василий Надеждин, иерей, †1930 г. 19 февраля.

Священномученик Сергий Мечёв, протоиерей, †1942 г. 6 января.

Священномученик Илия Громогласов, протоиерей, †1937 г. 5 декабря.

Священномученик Христофор Надеждин, протоиерей, †1922 г. 26 мая.

Священномученик Августин Беляев, архиепископ Калужский, †1937 г. 23 ноября.

Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер, †1937 г. 20 августа.

Священномученик Алексий Воробьёв, протоиерей, †1937 г. 20 августа.

Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский, †1938 г. 23 января.

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, †1937 г. 29 декабря.

Святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский, †1962 г. 28 октября.

Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский, †1930 г. 7 февраля.

Святитель Василий (Преображенский), исповедник, епископ Кинешемский, †1945 г. 13 августа.

Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, †1934 г. 2 мая.

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, †1937 г. 20 ноября.

Преподобномученик Макарий (Телегин), иеромонах, †1922 г. 26 мая.

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, †1938 г. 21 августа.

Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский), архимандрит, †1948 г. 5 апреля.

Священноисповедник Роман Медведь, протоиерей, †1937 г. 8 сентября.

 

Пожертвования для храма Покрова в Бутырке можно перечислять по следующим реквизитам:

Приход храма Святой Троицы на Грязех

ИНН/КПП 7701106858 / 770101001 Р/с 40703810000000000037

Наименование банка: АКБ "Масс Медиа Банк"

К/с 30101810200000000739 БИК 044583739

Назначение платежа:

Пожертвование на Православную тюремную миссию, на восстановление храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы