Торговая служба Новоспасского монастыря

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Март 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Крест Патриарха Никона

Марина Васильевна ОСИПЕНКО

  26 марта - Неделя Крестопоклонная

"Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так крест христиан есть ключ Царствия для каждого сына Царствия".

Из проповеди Святейшего Патриарха Никона

Крест - хранитель всея вселенныя;

Крест - красота Церкве;

Крест - царей держава;

Крест - во бранех победа;

Крест - верных утверждение;

Крест - Ангелов слава;

Крест - христиан упование;

Крест - заблуждшим наставник;

Крест - труждающимся помощь;

Крест - недужным врач;

Крест - мертвых воскресение;

Крест - бесом язва.

Из службы Происхождения Честных Древ Животворящего Креста

Московский храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца в Крапивниках находится в Крапивенском переулке, между улицей Петровкой и Петровским бульваром. Церковь стоит здесь с XVI века.

В ХVII-ХVIII столетиях она служила усыпальницей князей Ухтомских. А в 1883 году передана во владение Вселенской Патриархии для устройства в ней Константинопольского патриаршего подворья. После революции храм закрыли, подворье ликвидировали и до сих пор не восстановили.

30 августа 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение главного престола, и тогда же в храм быд передан Кийский крест Патриарха Никона.

Храм преподобного
Сергия Радонежского чудотворца
в Крапивниках

Крест вернулся из далёкого Беломорья в стольный град как "залог любви Божьей, жезл Отчий, не столько наказующий и сокрушающий, сколько пасущий и утешающий".

В 1639 году "в малом кораблеце с неким христианином" Соловецкий иеромонах Никон принесён был бурею к острову и, вступив на гранитную твердь, спросил: "Кий сей остров?" Поскольку остров был пуст "и жилецким людем непригоден, ибо всё камень голой", он и названия не имел. Тогда Никон сказал: "Пусть же сей остров зовётся Кий".

В память о своём чудесном спасении Никон обещал на том месте "поставить церковь и монастырёк соградить". Став Патриархом, он бил челом Царю Алексею Михайловичу о помощи в исполнении этого обета, и в 13-й день июня 1696 года дана ему была царская грамота о построении монастыря "во имя Честнаго и Животворящего Креста и святаго Чудотворца Филиппа митрополита". К тому времени из Палестины привезён был по просьбе Патриарха Никона крест "из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову". Сам Святейший Патриарх "обложил его серебром и златом, и драгоценным камением, и бисером украсил". И положил в нём святые мощи и отправил на Кийский остров. Крест под охраной роты драгун с офицерами и военными орудиями последовал к Белому морю. На всём пути его при остановках на ночлег изготовлялись из дерева копии креста и освящались "на благословение". Один такой крест-копия находится ныне в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в городе Онеге.

Кийский крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 году. В 1854 году он вывозился из монастыря из-за нашествия англичан, при этом были утрачены некоторые мощи. С 1930 года крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезён в Москву и хранился в запасниках Исторического музея. В августе 1991 года крест был передан в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. По воле Божией вторичное освящение главного предела храма было совершено Святейшим Патриархом Алексием 30 августа 1991 года, в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его упокоения.

В нашем небольшом храме, скрытом в тихом московском переулке, соединены преподобный Сергий - игумен земли Русской, ставший образцом русского типа святости, и Кийский крест Патриарха Никона, в котором почивают мощи трёхсот святых I-XVII веков.

О Кийском кресте Патриарх Никон писал: "И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни".

В средине того честнаго креста утверждён ковчег серебряный, кованый, золочёный, в котором часть Святой Ризы Господней, и часть самого древа Креста Господня и другие святыни. Над тем ковчегом Херувим серебряный - резной, золочёный. В том же кресте шесть крестов кипарисных небольших, привезённых с Афона в середине XVII века, в которых вырезаны двунадесятые праздники. В том же кресте повыше подножия - второй ковчег серебряный, золочёный, в нём тоже часть древа Креста Господня.

Представить себе, как выглядел крест в иконостасе в XVII веке, можно по парсуне "Поклонение кресту", писанной в 1667 году Иваном Салтановым. Первое известное изображение Кийского креста с предстоящими было написано в 1658 году для Ново-Иерусалимского монастыря (оно погибло во время войны 1941-1945 годов; в настоящее время известно девять списков XVIII века, хранящихся в музеях России). Очевидно, что писался сей образ по благословению самого Святейшего Патриарха Никона. Выбранные им тексты надписей на иконе, взятые из службы Происхождения Честных Древ, открывают спасительную тайну Креста.

"Да радуется тварь и играет: днесь бо облиста Крест в концех с Небесе, земная просвещая, и совокуплены показа расточенныя. Днесь ликуют с лики Ангельскими человецы: ибо бранящее средоградие Крестом разорено, во едино вся яве совокупи. Тем предсия паче солнца, всю тварь просвещает благодатию, и уясняет и спасает верно того чтущия".

Святейший Патриарх Никон образно возводит словесное стадо своё к ведению плодов вольной Жертвы Христовой. Кийский крест сияет звёздами - житиями святых, приявших иго благое Креста Христова на рамена своя и унаследовавших Царство. Святые мощи, водружённые на кресте, являют и образ Церкви - Тела Христова, распинаемого за грехи своих мучителей. Это образ Божественной любви, о которой Патриарх Никон писал Царю: "Любовь подобна есть солнечному просвещению, во вся концы земли достигающу; воистину, не погреша изреку: любви начало и бытие, и конец - Христово пришествие". Через три века митрополит Филарет добавит: "Вниди во внутреннее Святилище страданий Иисусовых. Что там? - Ничего, кроме святыя и блаженныя любви Отца и Сына и Святаго Духа к грешному и окаянному роду человеческому. Любовь Отца - распинающая. Любовь Сына - распинаемая. Любовь Духа - торжествующая силою крестною". Сей же Кийский крест представляет очам телесным в целости Древо Крестное, ныне раздробленное на множество частиц и покрывающее всю поднебесную; очам же духовным - Крест, который первый явится как знамение Сына Человеческого на небеси (Мф. 24, 30) со всем воинством Ангельским, озаряя всю землю от концов и до концов её паче светлости солнечной и возвещая пришествие Владыки Христа.

В 1996-1997 годы наши прихожане совершили паломничество на Кий-остров. К сожалению, с 1923 года монастырь закрыт, а в его строениях размещается дом отдыха. Лучше всего сохранились надкладезная церковь Происхождения Честных Древ и Кресто-Воздвиженский собор, то есть храмы, построенные при участии самого Патриарха Никона. Деревянный пол в соборе остался с монастырских времён, по заплатке из тонких досок можно определить, где находился престол. Под полом - гранитная скала. Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилось. Удалось найти только части разбитого мраморного кивота креста.

В нашем небольшом храме для креста определилось единственное место, где он встал так, как был поставлен Патриархом Никоном, - на солее перед иконостасом придела Всех Святых, в земле Российской просиявших. Крест пришёл из далёкого Беломорья в стольный град как "залог любви Божией, жезл Отчий, не столько наказующий и сокрушающий, сколько пасущий и утешающий".

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы