Торговая служба Новоспасского монастыря

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Март 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Не соблазняйтесь

Николай Егорович СУРТАЕВ

  Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

Мф. 18,7

Холодный декабрьский вечер. Заходящее солнце зацепилось за острые вершины пихт. Пока я шёл к храму, оно, прокатившись между стволов деревьев, упало за гору. Завтра воскресенье, и из тонких труб банек прямыми белыми столбами взлетает в небо лёгкий дымок. Ещё издали замечаю, что и из трубы церкви идёт дымок. Значит, в ней будет тепло, можно без дрожи помолиться, помыть свою душу. В храме пусто. Вспомнил слова Василия Макаровича Шукшина: "Всё куда-то бежим, всё торопимся, не хватает нам всё, а вот о душе не забыть бы!" Вспомнил и слова из Евангелия о том, что душа больше тела. Дома у меня хранятся письма и обращения к властям. Одиннадцать лет односельчане писали, просили вернуть храм. Вернули. Бабушки на своих руках и фартуках вынесли тонны мусора и грязи. Сами восстановили церковь.

В те времена крещёных в селе по пальцам перечесть можно было. Когда восстановили храм, по 40 человек в день крестились. Где же они? Почему в храм не ходят?

Ведь помнят, что пока на месте храма был клуб, у нас в селе каждое лето был град. Иной раз более куриного яйца были градины, губили не только огороды, но и машины. Теперь уже 11 лет град обходит наше село стороной. Достаётся от него сёлам и по правую и по левую сторону от нас, тем, где церкви нет, а у нас - благодать.

Думаю: что же остудило веру народа?

"Да время такое", - скажет кто-то. И он прав. Прав, потому что трём поколениям внушали с детского сада, что Бога нет, и потому что за 70 лет прервалась связь поколений, вырубили самых добрых пастырей.

А кто они, нынешние молодые священники? Дети из тех же светских семей, из тех же детсадов и школ, что и все мы. Им трудно служить с подрубленными корнями, с нынешней паствой.

Назначили нам хорошего священника, молодого монаха. Службу знает хорошо, энергичный. За лето с другом оштукатурил стены храма. Заменил пол в алтаре, а затем построил новый иконостас. Этим летом поставил новую колокольню.

Всё хорошо, но вот беда, прихожан в храме с каждым годом все меньше и меньше. Из тех бабушек, что отвоевали храм, сейчас ходит в него 2-3. Многие уже предстали перед Богом, а некоторые не могут ходить.

А где же все те новокрещёные? Они сейчас в бане. Они моют тело своё, и им никто не сказал, что и душу надо мыть, для этого-то они и крестились.

Они перемывают косточки своему священнику. За что? Да есть за что, он ведь тоже дитя нашего времени.

Но я вспомнил слова Господа: "Каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам мерить будут" (Мф. 7,2). Представил я весы - меру в виде крестообразной опоры с двумя чашами справа и слева. В эти весы мы можем положить добрые и злые дела своих ближних, своих знакомых. И дано нам право, а точнее свобода уменьшать или увеличивать содержимое как правой чаши, так и левой. Но горе тому весовщику, кто не захочет умножить дела своего "подсудимого" и уменьшить злые его дела. Ибо, как судящий поступает со своим ближним, так и Бог с ним поступит.

Преподаватель МДА А.И. Осипов писал: "Мы все больные страшными онкологическими духовными болезнями. У кого-то тщеславие, у кого-то зависть, у кого-то скупость, у кого-то, может, не одна, а три болезни. Представьте себе палату, где лежат больные раком: у одного рак печени, у другого рак лёгких, у кого-то селезёнки. Вы сможете допустить себе мысль, что там кто-то осуждает кого-то за его болезнь? Да что вы! Разве можно?! Можно только сочувствовать да жалеть нужно".

Этим письмом я не хочу оправдать зло, не хочу и осудить кого-то, ибо все мы, каждый по-своему, виноваты в том, что нет людей в храме. Нет потому, что многие идут в храм креститься лишь для того, чтобы никогда не болеть, чтобы иметь достаток во всём, иметь успехи в бизнесе, а потому, что некому было прежде Крещения сказать этим людям, в чём цель жизни крещёного человека. После Крещения жизнь может стать ещё тяжелее, но душе откроется путь в Царствие Небесное. Раньше готовили к Крещению три года. Нынче чаще бывает так: "Батюшка, мне бы окреститься, когда можно?" - "Подойдите к ящику, вам там всё объяснят". Но там объяснят, что надо купить, и сколько надо уплатить, но не скажут о том, что такое Таинство Крещения, что происходит с человеком во время его. И не скажут о том, что после Крещения надо ходить в храм и просить помощи у Господа, у Пресвятой Богородицы, у святых угодников, чтоб они помогли тебе нести твой крест. Они невидимо бывают в храме, и ангелы небесные с ними. Угодники Божии свидетельствуют о том, что на богослужениях священнику сослужат в алтаре Ангелы небесные.

Вот недавний случай, который произошёл в прошлом году в Самаре. Девочку крестили в церкви. После Крещения, по дороге домой, её спросила мама: "Что тебе больше всего понравилось в храме?" Она ответила: "Ангел, который меня крестил" - "Как? Тебя же крестил наш батюшка" - "Нет! Меня крестил Ангел".

Отстояв вечерню, возвращаюсь домой. Огромная серебряная луна освещает реку, скованную толстым льдом. Там есть место, где 10 лет назад крестилось полдеревни жарким июльским днём.

Весной растает толща льда, и река оживёт вновь. Даст Бог, и души наши когда-нибудь оттают ото льда и мы пойдём в храм.

 

с. Паспал, Чойский р-н, Алтай

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы