Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Октябрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Польский лагерь смерти

Сергей Петрович ТЮЛЯКОВ

  Польша крепко хранит все свои обиды и претензии к восточной могучей соседке - Российской империи. Она помнит всё, и три раздела Польши, инициаторами которых была не Россия, а Австро-Венгрия, и странные Катынские события. А наши неоценимые жертвы - 600 тысяч советских воинов, павших за освобождение Польши - поляки не помнят, и приращение к Польше земель после победы над Германией.

Всё забыли . Но и мы можем предъявить претензии к Польше: за прошлое, и сейчас - после событий в Варшаве, где били русских подростков только за то, что они - русские.

Сегодня нет публикаций о десятках тысяч русских военнопленных, погибших в польских лагерях в 1919-1920 годах. Зато книгами о катынском расстреле польских офицеров заполнены стеллажи московских библиотек и больших магазинов. А ведь в 12-ти польских лагерях от эпидемий и болезней, голода, лишений и издевательств умерли около 60 тыс. русских воинов. Даже о самом большом лагере - в Тухоли, названном белоэмигрантами "лагерем смерти", где узники умирали целыми бараками, - фактически мало кто знает в России. Но помнить надо всех погибших. В этом - историческая справедливость.

Варшавская газета "Свобода" 19 октября 1921 года сообщала, что в лагере Тухоли умерли за один год около 22 тыс. красноармейцев, попавших в польский плен после советско-польской войны 1919 - 1920 годов. Русских, как скот, вместо лошадей впрягали, и они таскали телеги и бороны на лесозаготовках, пашне и дорожных работах. В 1965 году в польском архиве обнаружили "Письмо начальника II отдела генштаба польской армии И. Матушевского генералу К. Соснковскому" от 1 февраля 1922 года, курировавшему лагеря. Ему "не показалась невероятной" цифра умерших в Тухоли - более 20 тысяч человек. Тогда же Союз русских студентов из эмигрантов в Польше заявил: "Из-за антисанитарных условий в Тухоли болезни буквально косили узников". Удалось достать официальный польский документ о том, что с февраля по май 1921 года в Тухоли зафиксировано 23 878 случаев заболеваний, в том числе тифом, холерой, дизентерией, туберкулезом. Представители РСФСР в Смешанной комиссии по обмену военнопленных заявили (протокол от 28 июля 1921 года): "Поляки обращались с россиянами не как с людьми равной расы, не как с обезоруженными солдатами противника, а как с бесправными рабами".

Могила неизвестных
воинов в лагере Тухоли

К сожалению, действительно исторически сложилось так, что поляки к русским вообще относятся почти враждебно. Но истребление простых солдат - это не история, а преступление и варварство. Очень жаль, что польская сторона это не понимает до сих пор.

Почему автор этой статьи подробно исследует трагедию польских лагерей? В деревне, где жил его дед, у многих жителей не вернулись родные именно из польского плена.

А в 1921 году в лагерь смерти этапировали наших соотечественников - интернированных белогвардейцев и членов их семей.

Казалось бы, их-то, воевавших против советской власти, за что? Это пусть догадливый читатель сам сообразит. Я изучил письма интернированных в эмигрантских газетах (1920 - 1923 годы). В этих письмах - их жизнь, если это можно назвать жизнью. Это письма из лагерного ада.

Пленный красноармеец и польский сын полка

 

Письмо Д. В., лагерь Тухоли, 2 декабря 1921 года:

"Медленно угасает человеческая жизнь в казематах Тухоля. Душные, тёмные, сырые, холодные, с огромными щелями в потолках, в окнах, в дверях, признанные комиссией непригодными для проживания в них человека, казематы эти наполнены "бывшими людьми", героями Великой европейской войны, бесстрашными воинами Великой гражданской русской бойни и вот они, как огромные чёрные тараканы, кишат в казематах, шуршат на голых нарах, ссорятся, проклинают судьбу. Каждый день я вижу их, замкнутых, молчаливых, со страждущими ликами, отражающими ту горькую неправду, которая выпала на долю невинных мучеников поруганной России. Вижу, как оборванные, полубосые прыгают они, "возбуждая смех у иных" (т.е. у охраны) в обширных лагерных постройках, прозябших до костей от злобных порывов приморского ветра, скрываются в подземелья, не находят там ни покоя, ни света, ни тепла. А ведь это те, кто напрягали все силы, чтобы воскресить страдалицу Родину. Это те, кто, рискуя жизнью и веруя в будущее России, три года своей кровью спасал и культуру Запада от страшного удушья и яда коммунизма. Они дали возможность Европе жить "усладой жизни безмятежной". Ныне эти борцы в казематах лишены солнечного света. Но другой свет, тихий, святой свет мерцает, как далёкая звезда, в сердце каждого из них. Это свет надежды увидеть родную страну и победу над красной каторгой. Не одни воины мучаются в этом аду. Женщины, бежавшие с ними от безумства красных, рождённые в болезнях дети, не научившиеся познавать ни добро, ни зло, выпивают до дна ту же горькую чашу дикого возмездия и в невыплаканных слезах жалуются на отчаяние, но не людям, нет! Ему жалуются, пред Ним падают ниц, показывая сине-красными от стужи руками на завёрнутых в ворох тряпок безгрешных малюток. Не о жизни младенцев просят матери, ведь они не знают жизнь, а о гибели ангельских душ, о смерти детей молятся матери. Медленно угасает жизнь человеческая в Тухоли!"

Открытие памятника умершим
русским в лагере Тухоли в 1916г.

Письмо из Тухоли, 22 октября 1921 года:

"...Интернированные размещены в бараках и землянках. Те совершенно не приспособлены для зимнего времени. Бараки из толстого волнистого железа, изнутри покрыты тонкими деревянными филёнками, которые во многих местах полопались. Дверь и отчасти окна пригнаны очень плохо, из них отчаянно дует... Интернированным не дают даже подстилок под предлогом "недоедания лошадей". С крайней тревогой думаем о будущей зиме".

Письмо М. Т., лагерь Тухоли, 8 ноября 1921 года:

"...Прошел ровно год, как наши части перешли реку Збруч... С 22 августа 1921 года мы в Тухоле, с именем которого связаны самые тяжёлые впечатления... С большой дороги, из-за рощи и возвышающегося земляного бугра не видно самого нашего лагеря... не видно людских страданий, горя и слёз. Всё проносится мимо. Сердце полно любви к Родине. Хочется крикнуть:

"Обреченные на смерть тебя приветствуют,Родина"".

Рассказ, написан узником Тухоли:

"..Тусклый свет догорающей свечи осветил смуглое лицо татарина, редкую каштановую бородку, узкие чёрные глаза его ярко горели. Татарин подошёл к спорящим уральским казакам, присел на краю грязных от сапог нар и начал говорить: "Помолчи, друг моя, помолчи, не тыкай в две глаза. И здесь твоя - моя равна. Нас мало и надо жить ... будь довольна всем, что есть". К татарину никто не прислушивался, продолжали спорить. Но татарин продолжал: "Мой сказал, что шум-гам не нужна, потому одна вреда есть. И твой дрался и мой дрался, пока был можно, а припёр большевик - шабаш. Моя - твоя сравнял, твоя - моя равна... надо жить". Медленно текут дни, часы и минуты лагерного житья. Тихая печаль о далёких родных домах, семьях, лесах, о склонности казака к постоянному труду, труду свободному, равномерному, здоровому... - наложила тягостный отпечаток на лица бесхитростных уральцев..."

Письмо из Тухоли, 22 декабря 1921 года:

"Сегодня польский сочельник... По соседнему с лагерем шоссе гремят подводы, счастливые люди, имеющие Родину, дома и семьи едут в костёлы и кирхи. Скоро придёт и наше Рождество. Чем отметим этот великий праздник Рождения Правды на земле? Щемящей грустью... Беспредельной тоскою по утерянной Родине, по голодающим нашим близким... Скоро придёт к нам наш праздник, но уже и сейчас под шум колес на шоссе в нашу землянку спустилась тоска - милая, как чары возлюбленной, и тяжёлая, как удушливые газы... Спустилась и надолго отравила наши души..."

Лагерь Тухоля был закрыт лишь в 1923 году. Сохранилось Тухольское лагерное кладбище, неухоженное и, смело скажем, забытое Россией! Нет православных крестов на могилах наших соотечественников. Лишь шестиметровый обелиск, установленный германской администрацией в 1916 году умершим военнопленным неприятельских армий (в основном русским пленным) с надписью на четырёх языках: немецком, русском, польском и румынском. Русские и румыны похоронены иногда в одних братских могилах. Польские власти увековечили это место двумя стендами в 1990 году. На одном - информация о погребённых пленных Первой мировой войны, на другом - об умерших "большевистских пленных" (1920-1921 годы).

Россия, вспомни своих сыновей!

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU