Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Октябрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Собиравший сокровища на Небе

Татьяна Сергеевна ШОРОХОВА

  110 лет назад 35-летний миллионер-золотопромышленник и выдающийся русский благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков, раздав ради Христа всё своё достояние на нужды благотворения и Святой Церкви, стал монахом Афонского Свято-Андреевского скита.

В начале XX века один русский паломник, посетивший Андреевский скит на Афоне и переживший у могилы схимонаха Иннокентия явное прикосновение Божией благодати, в чувстве глубокого благоговения писал о нём: "Пока будет существовать мир, все христианское население его будет удивляться его высокому примеру самоотверженной любви к Богу, и память о нем будет незабвенной в род и род".

Родился Иннокентий Михайлович Сибиряков 30 октября 1860 года в Иркутске в купеческой семье. Его отец Михаил Александрович - почетный гражданин Иркутска, первооткрыватель золотых россыпей в бассейне р. Лены и основатель города Бодайбо - важного центра золотодобычи и в наше время. Мать, Варвара Константиновна, про- исходила из влиятельного купеческого рода Трапезниковых. И Сибиряковы, и Трапезниковы передавали из поколения в поколение традиции христианской благотворительности, щедро жертвуя на храмы и монастыри, нужды страждущих и неимущих. Потому родовое древо Сибиряковых было увенчано монашеским подвигом отца Иннокентия.

Памятники благотворительности семьи Сибиряковых до сих пор встречаются не только в Сибири, но и в Санкт-Петербурге, Ницце, на Валааме, Дальнем Востоке, Афоне... Все шестеро детей Михаила Александровича и Варвары Константиновны были благодетельны и сострадательны, но Иннокентий превзошёл всех их, особенно своим отношением к богатству. Современники отмечают, что он тяготился своими капиталами и распоряжался ими так, словно хотел раздать их как можно быстрее. "Жизнь наша красна бывает лишь тогда, - говорил Иннокентий Михайлович, - когда всё нам улыбается вокруг... Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам становится как-то не по себе..."

Благотворить Иннокентий Михайлович начал уже с гимназической скамьи, помогая своим одноклассникам. В зрелом возрасте И.М. Сибиряков поддерживал все крупные образовательные и научные проекты во всех областях знаний. Современники называли его "другом науки и литературы", "просвещённым благотворителем". Благотворил он широко и масштабно не только в Санкт-Петербурге, но и в Сибири, с которой, переехав в столицу, не порывал связи долгие годы, заботясь о развитии просвещения в этом самобытном крае.

Собор Св. ап. Андрея Первозванного
на месте Андреевского скита на Афоне

Он был попечителем в деле создания новых научно-образовательных центров, помогал уже существующим, финансировал научные экспедиции и издание книг, газет и журналов, помогал учащейся молодежи, давал средства учёным на научную деятельность, открытие музеев и библиотек.

Каждый день в его дом приходили до четырехсот человек. "Дом его обратился в место, куда шли алчущие и жаждущие, - писали о нём, - не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния. Были люди, которые получали сотни рублей единовременной помощи..."

Сколько, например, студентов, благодаря Сибирякову, получило в Петербурге свое высшее образование! Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько людей, благодаря поддержке Сибирякова, взялось за честный труд!" "Человек необыкновенной доброты, он никому не отказывал в поддержке, а вследствие его исключительной скромности, многие из облагодетельствованных им не знали, кто пришёл к ним на помощь"; он "действовал всегда с замечательной скромностью, делая добро так, чтобы левая рука не знала того, что делает правая". И.М. Сибиряков мог пожертвовать огромную сумму самому простому человеку - лакею, дворнику, почтальону, начинающему писателю или художнику... Особенно опекал он переселенцев из центральных областей России в Сибирь, которые нуждались в самом необходимом для обустройства на новом месте. Всегда помогал голодающим в районах бедствия.

Поколения предков Иннокентия Михайловича построили множество храмов по всей Сибири.

И он свой первый крупный вклад в дела благотворения внёс именно на строительство храма, причём ещё в юном возрасте. Вот как описывали этот эпизод в те годы: "...Когда брат его (И.М. Сибирякова. - Прим. авт.) Александр Михайлович строил собор в Иркутске, то позаимствовал на время у него несколько сот тысяч рублей. Когда же Александр Михайлович стал отдавать позаимствованные деньги ему, то его природная доброта не позволила взять от брата деньги, и он сказал: Я брат тебе, пусть и моя лепта будет с твоей в святом деле".

Значителен его вклад в возведение Петербургского подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского скита. Угличскому Богоявленскому женскому монастырю он пожертвовал 147 тыс. рублей.

Иеромонаху Алексию, впоследствии схиигумену, основателю и первому строителю Свято-Троицкого Никольского Уссурийского монастыря в Приморском крае, Иннокентий Сибиряков пожертвовал 25 тыс. рублей. На средства устраивались храмы и в учебных заведениях Санкт-Петербурга и Сибири.

По свидетельству настоятеля Петербургского подворья Свято-Андреевского скита архимандрита Давида (Мухранова), духовного отца И.М. Сибирякова, Иннокентий Михайлович передал ему 2 млн. 400 тыс. рублей, предоставив раздавать эти деньги по своему усмотрению. Отец Давид раздал половину на благотворительные дела и бедные монастыри России, а другую половину отдал в Свято-Андреевский скит на Афоне. На эти средства в скиту был достроен и благолепно украшен собор Апостола Андрея Первозванного - "Кремль Востока" - самый крупный православный храм на Балканах и в Греции, выстроен также больничный корпус с церковью во имя Святителя Иннокентия Иркутского и маленьким храмом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, возведены и другие постройки. Так исполнилось пророчество, прозвучавшее из уст русского архипастыря. В 1868 году преосвященный Александр, епископ Полтавский, побывавший в этом скиту, посоветовал братии построить в Свято-Андреевской обители храм во имя Святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Он сказал, что "Бог пришлёт сюда из Сибири благодетеля, соименного сему святителю, и этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу".

Благотворения Иннокентия Сибирякова на церковные нужды ополчили против него врага рода человеческого, возбудившего во многих людях зависть, посеявшего самые невероятные слухи и кривотолки о нём, проникавшие даже в церковную печать. В 1894 году Иннокентию Михайловичу, как некогда святой блаженной Ксении Петербургской, за желание раздать своё имущество нуждающимся и уйти в монастырь пришлось пережить два унизительных освидетельствования его душевного здоровья губернской комиссией в составе докторов, юристов, государственных чиновников и общественных деятелей. "Что сделал я им, - говорил Иннокентий Михайлович близкому по духу человеку, - ведь... я не разбойникам раздаю и ко славе Божией жертвую!" Он был признан здоровым и снова вступил в полное владение своими капиталами.

Прежде чем уйти в монастырь, он жертвует 420 тыс. рублей на пособия и пенсии рабочим золотых приисков, которым, как считал И.М. Сибиряков, он был обязан своим богатством. Свою дачу отдаёт детскому приюту для девочек, вторую дачу в Выборгской губернии жертвует Линтульской женской общине. В год своего монашеского пострига (в 1896 году) он жертвует 10 тыс. рублей на строительство Воскресенского скита на Валааме.

Постриг его был совершён в Санкт-Петербурге, на подворье Свято-Андреевского скита. И вскоре инок Иннокентий уезжает на Афон, где принимает схиму. Братия Свято-Андреевского скита свидетельствует о том, что отец Иннокентий "проводил строго постническую и глубоко безмолвную аскетическую жизнь". Насельники скита удивлялись, как он, привыкший к светскому образу жизни, "теперь оставался всё время в келии один, беседуя лишь с Богом в молитвенных подвигах и наслаждаясь чтением душеполезных книг". Прожил схимонах Иннокентий в Свято-Андреевском скиту пять лет и мирно почил о Господе 6 ноября 1901 года. Из- вестно, что после открытия захоронения через несколько лет по афонскому обычаю из земли были подняты его кости желтоватого цвета, что свидетельствует о его подлинной праведности пред Богом. "Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение", - писал святитель Григорий Богослов. Глава схимонаха Иннокентия и теперь хранится в костнице скита в деревянном киоте.

Год назад представители благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова, созданного в Санкт-Петербурге в 2003 году, побывали в Свято-Андреевском скиту в качестве паломников.

Они посетили костницу скита и осмотрели её Среди полутора тысяч монашеских глав, находящихся там, три главы отличаются характерным медово-янтарным цветом, то есть имеют несомненные признаки святости по афонскому преданию. Одной из этих трёх глав является глава ктитора Свято-Андреевского скита схимонаха Иннокентия (Сибирякова).

Вся жизнь схимонаха Иннокентия является ярким примером для наших состоятельных соотечественников, которым монах-миллионер показывает, что и богатство может возвести на Небо, если распоряжаться им по заповедям Божиим.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU