110 лет назад 35-летний миллионер-золотопромышленник и выдающийся русский благотворитель Иннокентий
Михайлович Сибиряков, раздав ради Христа всё своё достояние на нужды благотворения и Святой Церкви,
стал монахом Афонского Свято-Андреевского скита.
В начале XX века один русский паломник, посетивший Андреевский скит на Афоне и переживший у могилы
схимонаха Иннокентия явное прикосновение Божией благодати, в чувстве глубокого благоговения писал о
нём: "Пока будет существовать мир, все христианское население его будет удивляться его высокому примеру
самоотверженной любви к Богу, и память о нем будет незабвенной в род и род".
Родился Иннокентий Михайлович Сибиряков 30 октября 1860 года в Иркутске в купеческой семье. Его отец
Михаил Александрович - почетный гражданин Иркутска, первооткрыватель золотых россыпей в бассейне р.
Лены и основатель города Бодайбо - важного центра золотодобычи и в наше время. Мать, Варвара Константиновна,
про- исходила из влиятельного купеческого рода Трапезниковых. И Сибиряковы, и Трапезниковы передавали
из поколения в поколение традиции христианской благотворительности, щедро жертвуя на храмы и монастыри,
нужды страждущих и неимущих. Потому родовое древо Сибиряковых было увенчано монашеским подвигом отца
Иннокентия.
Памятники благотворительности семьи Сибиряковых до сих пор встречаются не только в Сибири, но и в
Санкт-Петербурге, Ницце, на Валааме, Дальнем Востоке, Афоне... Все шестеро детей Михаила Александровича
и Варвары Константиновны были благодетельны и сострадательны, но Иннокентий превзошёл всех их, особенно
своим отношением к богатству. Современники отмечают, что он тяготился своими капиталами и распоряжался
ими так, словно хотел раздать их как можно быстрее. "Жизнь наша красна бывает лишь тогда, - говорил
Иннокентий Михайлович, - когда всё нам улыбается вокруг... Но если вы чувствуете подле себя нищету,
будучи сами богаты, то вам становится как-то не по себе..."
Благотворить Иннокентий Михайлович начал уже с гимназической скамьи, помогая своим одноклассникам.
В зрелом возрасте И.М. Сибиряков поддерживал все крупные образовательные и научные проекты во всех областях
знаний. Современники называли его "другом науки и литературы", "просвещённым благотворителем". Благотворил
он широко и масштабно не только в Санкт-Петербурге, но и в Сибири, с которой, переехав в столицу, не
порывал связи долгие годы, заботясь о развитии просвещения в этом самобытном крае.
Собор Св. ап. Андрея Первозванного на месте Андреевского скита на Афоне |
Он был попечителем в деле создания новых научно-образовательных центров, помогал уже существующим,
финансировал научные экспедиции и издание книг, газет и журналов, помогал учащейся молодежи, давал средства
учёным на научную деятельность, открытие музеев и библиотек.
Каждый день в его дом приходили до четырехсот человек. "Дом его обратился в место, куда шли алчущие
и жаждущие, - писали о нём, - не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния. Были люди,
которые получали сотни рублей единовременной помощи..."
Сколько, например, студентов, благодаря Сибирякову, получило в Петербурге свое высшее образование!
Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько людей, благодаря поддержке
Сибирякова, взялось за честный труд!" "Человек необыкновенной доброты, он никому не отказывал в поддержке,
а вследствие его исключительной скромности, многие из облагодетельствованных им не знали, кто пришёл
к ним на помощь"; он "действовал всегда с замечательной скромностью, делая добро так, чтобы левая рука
не знала того, что делает правая". И.М. Сибиряков мог пожертвовать огромную сумму самому простому человеку
- лакею, дворнику, почтальону, начинающему писателю или художнику... Особенно опекал он переселенцев
из центральных областей России в Сибирь, которые нуждались в самом необходимом для обустройства на новом
месте. Всегда помогал голодающим в районах бедствия.
Поколения предков Иннокентия Михайловича построили множество храмов по всей Сибири.
И он свой первый крупный вклад в дела благотворения внёс именно на строительство храма, причём ещё
в юном возрасте. Вот как описывали этот эпизод в те годы: "...Когда брат его (И.М. Сибирякова. - Прим.
авт.) Александр Михайлович строил собор в Иркутске, то позаимствовал на время у него несколько сот тысяч
рублей. Когда же Александр Михайлович стал отдавать позаимствованные деньги ему, то его природная доброта
не позволила взять от брата деньги, и он сказал: Я брат тебе, пусть и моя лепта будет с твоей в святом
деле".
Значителен его вклад в возведение Петербургского подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского скита.
Угличскому Богоявленскому женскому монастырю он пожертвовал 147 тыс. рублей.
Иеромонаху Алексию, впоследствии схиигумену, основателю и первому строителю Свято-Троицкого Никольского
Уссурийского монастыря в Приморском крае, Иннокентий Сибиряков пожертвовал 25 тыс. рублей. На средства
устраивались храмы и в учебных заведениях Санкт-Петербурга и Сибири.
По свидетельству настоятеля Петербургского подворья Свято-Андреевского скита архимандрита Давида (Мухранова),
духовного отца И.М. Сибирякова, Иннокентий Михайлович передал ему 2 млн. 400 тыс. рублей, предоставив
раздавать эти деньги по своему усмотрению. Отец Давид раздал половину на благотворительные дела и бедные
монастыри России, а другую половину отдал в Свято-Андреевский скит на Афоне. На эти средства в скиту
был достроен и благолепно украшен собор Апостола Андрея Первозванного - "Кремль Востока" - самый крупный
православный храм на Балканах и в Греции, выстроен также больничный корпус с церковью во имя Святителя
Иннокентия Иркутского и маленьким храмом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, возведены и другие
постройки. Так исполнилось пророчество, прозвучавшее из уст русского архипастыря. В 1868 году преосвященный
Александр, епископ Полтавский, побывавший в этом скиту, посоветовал братии построить в Свято-Андреевской
обители храм во имя Святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Он сказал, что "Бог пришлёт сюда из Сибири
благодетеля, соименного сему святителю, и этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу".
Благотворения Иннокентия Сибирякова на церковные нужды ополчили против него врага рода человеческого,
возбудившего во многих людях зависть, посеявшего самые невероятные слухи и кривотолки о нём, проникавшие
даже в церковную печать. В 1894 году Иннокентию Михайловичу, как некогда святой блаженной Ксении Петербургской,
за желание раздать своё имущество нуждающимся и уйти в монастырь пришлось пережить два унизительных
освидетельствования его душевного здоровья губернской комиссией в составе докторов, юристов, государственных
чиновников и общественных деятелей. "Что сделал я им, - говорил Иннокентий Михайлович близкому по духу
человеку, - ведь... я не разбойникам раздаю и ко славе Божией жертвую!" Он был признан здоровым и снова
вступил в полное владение своими капиталами.
Прежде чем уйти в монастырь, он жертвует 420 тыс. рублей на пособия и пенсии рабочим золотых приисков,
которым, как считал И.М. Сибиряков, он был обязан своим богатством. Свою дачу отдаёт детскому приюту
для девочек, вторую дачу в Выборгской губернии жертвует Линтульской женской общине. В год своего монашеского
пострига (в 1896 году) он жертвует 10 тыс. рублей на строительство Воскресенского скита на Валааме.
Постриг его был совершён в Санкт-Петербурге, на подворье Свято-Андреевского скита. И вскоре инок Иннокентий
уезжает на Афон, где принимает схиму. Братия Свято-Андреевского скита свидетельствует о том, что отец
Иннокентий "проводил строго постническую и глубоко безмолвную аскетическую жизнь". Насельники скита
удивлялись, как он, привыкший к светскому образу жизни, "теперь оставался всё время в келии один, беседуя
лишь с Богом в молитвенных подвигах и наслаждаясь чтением душеполезных книг". Прожил схимонах Иннокентий
в Свято-Андреевском скиту пять лет и мирно почил о Господе 6 ноября 1901 года. Из- вестно, что после
открытия захоронения через несколько лет по афонскому обычаю из земли были подняты его кости желтоватого
цвета, что свидетельствует о его подлинной праведности пред Богом. "Ничто столько не уподобляет человека
Богу, как благотворение", - писал святитель Григорий Богослов. Глава схимонаха Иннокентия и теперь хранится
в костнице скита в деревянном киоте.
Год назад представители благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова, созданного в Санкт-Петербурге
в 2003 году, побывали в Свято-Андреевском скиту в качестве паломников.
Они посетили костницу скита и осмотрели её Среди полутора тысяч монашеских глав, находящихся там,
три главы отличаются характерным медово-янтарным цветом, то есть имеют несомненные признаки святости
по афонскому преданию. Одной из этих трёх глав является глава ктитора Свято-Андреевского скита схимонаха
Иннокентия (Сибирякова).
Вся жизнь схимонаха Иннокентия является ярким примером для наших состоятельных соотечественников,
которым монах-миллионер показывает, что и богатство может возвести на Небо, если распоряжаться им по
заповедям Божиим.