Собор Христа Спасителя |
4 июля 1255 года - 750 лет назад в устье реки Преголи была заложена крепость Кёнигсберг
(будущий город). После присоединения части Восточной Пруссии к СССР переименован в честь Михаила Ивановича
Калинина в г. Калининград
Впечатляющее событие состоялось в нашем городе в этом году - празднование 750-летия основания Кёнигсберга
Немецким орденом. Оно состояло из многих государственных, общественных и развлекательных мероприятий.
Государственная и общественная составляющие праздника более значимы, поскольку выявляют его цели и
смысл. В одном празднестве соединились весьма разные идеи и настроения. Церковь, государство и общество
были едины в стремлении укрепить православную духовную доминанту. Строители успели завершить беломраморную
внешнюю отделку собора Христа Спасителя, сверкающего золотыми куполами. Но от местных инициаторов юбилея
исходил другой импульс. В их действиях чувствовалось побуждение к слиянию в некое целое отечественной
и западной культурных традиций. Например, были открыты скверы российско-датской, российско-литовской
дружбы.
Русский и французский президенты, немецкий канцлер втроём присутствовали на открытии памятной доски
немецкому философу И. Канту, установленной на стене одного из корпусов Калининградского университета.
Сам вуз незадолго до юбилея был переименован в Российский государственный университет имени Иммануила
Канта, несмотря на протесты многих преподавателей самого университета. Получилось, что во время праздника
наш президент сумел отдать дань уважения "немецкому гуманисту", но не смог посетить малое освящение
собора Христа Спасителя, хотя его ожидал там сонм епископов и священства во главе с митрополитом Калининградским
и Смоленским Кириллом. Правда, позднее, уже вечером, президент В.В. Путин посетил собор. А западные
политики вовсе не отдали дань уважения новой русской святыне. В очередной раз мы увидели "дорогу с односторонним
движением": наши жесты в сторону Запада приветствуются, а ответных движений в нашу сторону мы не видим.
Даже символических!
Так выглядел Королевский замок в Кёнигсберге |
Ну, Бог с ними, с иностранцами. Исправятся, если и мы сами станем на путь восхождения к Истине и начнём
уважать собственную историю. И наоборот, если сами себя уважать не будем, то и чужаки нас почитать не
будут! Беда в том, что и в правительственных верхах, и в областных низах пока всё ещё неосознанно повторяется
"джентльменский набор" реликтовой западной либеральной мысли о "гуманизме" и "общечеловеческих ценностях",
которые на деле имеют бесчеловечное содержание.
Праздник выявил неопределённость и противоречивость нашего государственного курса. Стремление к собственной
духовности сочеталось с чуждыми и объективно ошибочными либеральными ориентирами, уже давно заведшими
в тупик западную романо-германскую цивилизацию. Между тем эта непоследовательность политического курса
верхов великолепно используется местными сторонниками "мягкого сепаратизма". Эти господа на словах выдают
себя за сторонников единой и неделимой России. Сжигают публично "чучело сепаратизма". Иные из них входят
даже в состав "Единой России". Показные публичные манифестации "борьбы с сепаратизмом" призваны обеспечить
им своеобразное алиби против обвинений в разжигании сепаратизма. На деле же этот круг деятелей вносит
в общественное сознание чувство национальной ущербности, постоянно пугает народ распадом России в том
случае, если мы не будем "вливаться" в Европу.
Нынешнее либеральное университетское руководство, заверяя в своей глубинной "российскости", на деле
водрузило над университетом чуждый для соборной русской культуры флаг принципиального индивидуализма,
заложенный в философии Канта. И при этом руководство университета создаёт впечатление поддержки русской
культуры: при университете создаётся русский "центр". Поистине, чтобы уничтожить русскую культуру, надо
её возглавить!
Круг наших "общеевропейцев", лишь на словах выступающих за единство Отечества, силён мощной финансовой
поддержкой зарубежных фондов, которые объединяет общий инстинкт нелюбви к России, о котором так точно
сказал ещё А.С. Пушкин:
"Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый свет увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел".
Более десяти лет с разной интенсивностью из этих кругов под флагом высшей учёности звучат слова о
формировании здесь, на крайнем западе России, "особой общности" людей. Местным деятелям помогают зарубежные
исследователи, такие, как немецкий историк Э. Маттес, который всячески приветствует рост калининградского
"регионализма": "Запад ближе, чем Москва". Вывод немца сводится к констатации изменения идентичности
калининградцев, происходящей вместе со сменой поколений. Он весьма грубо выдаёт желаемое им за действительность,
утверждая, что побеждает "ориентация на нерусские традиции". Наши московские и местные горячие словесные
сторонники единства страны, сжигающие "чучело сепаратизма", идут в том же направлении, что было продемонстрировано
на недавнем заседании "круглого стола", проведённого столичным Советом по национальной стратегии в Калининграде.
Журналистка Е. Иванкова в газете "Каскад-подробности" тоже "дистанцируется" от России-матушки. Она пишет:
"Большая Россия - где-то далеко, за двумя границами. А здесь царит своя атмосфера, созданная многовековой
историей становления столицы Восточной Пруссии - Кёнигсберга. Герои современного Калининграда - это
не Ленин и Калинин, а Кант и Гофман, Оттокар II и герцог Альбрехт".
Среди приверженцев нового калининградского Израиля, отделенного от России, мы найдём дипломатов, наших
и не наших, философов, местных и московских, журналистов, деятелей искусства. Думаю, что эту вольно
или невольно русофобствующую публику, готовую клонировать Альбрехтов и Кантов с Мюнхаузенами, ждёт глубокое
разочарование. В Калининграде растёт число православных.
Вообще положение у нас опасное. И прежде всего от отсутствия единства верхов и низов общества на почве
тысячелетних русских православных ценностей.
Но вернёмся к празднику. Перекос баланса на нерусскую составляющую юбилея колоссален. Ещё до праздника
стали усиленно обсуждаться планы воссоздания Прусского Королевского замка, символа не нашего величия.
Власть дозволила восстанавливать немецкий кафедральный собор, в котором проходила коронация прусских
королей. Откуда-то находятся деньги, и большие! Причём возрождать собираются символ германского присутствия
на земле пруссов. Историческая и архитектурная ценность этого новодела сомнительна, а вот политическая
- огромна! Не даёт покоя сторонникам Кёнигсберга величественное здание русского собора Христа Спасителя!
Надо срочно поставить в городе такого же размера германский символ! И это происходит с одобрения мэра
города, главного архитектора, и попустительстве областных и федеральных властей! Зачем русским людям
символ германского владычества в сердце русского города?
Далее. Среди установленных перед праздником или отреставрированных старых скульптурных изображений
деятелей прошлого не было ни одного русского, так или иначе связанного с историей города. На Королевских
воротах были воссозданы фигуры трёх западных королей - основателей города, включая немецкого герцога
Альбрехта. На Королевских воротах он гордо держит меч обеими руками остриём строго вверх, символизируя
готовность дать отпор противнику. Рядом с могилой И. Канта на деньги немецких предпринимателей установлен
ещё один памятник Альбрехту. Поляки подарили городу памятник своему великому земляку - Николаю Копернику.
Ни одного памятника русским к юбилею не было установлено.
Но праздник состоялся. Возведён величественный собор Христа Спасителя, и это великое дело перевешивает
всё остальное. Русское Православие живёт! А результатом всех тайных и явных попыток унизить Россию на
этой земле и "выдавить" её отсюда явится только дальнейшее сплочение местного русского общества. А там,
глядишь, и в Москве поймут, кто здесь свой, а кто лишь маскируется под борца с сепаратизмом, отрабатывая
подачки разных фондов и выпрашивая новые серебряники.