Случайно узнала, что вступил в силу новый свод законов страны, регулирующих важнейшую для нравственных устоев общества сферу уголовной ответственности граждан. Оказывается, в нынешней редакции Уголовного кодекса легализованы "приобретение, хранение, перевозка, переработка" и даже изготовление всех видов наркотиков в размере до десяти доз (ст. 228 УК РФ). Из главы 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних" в новом УК изъяты две статьи: вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетнего (предусмотренное прежней статьёй 151 УК РФ), а также торговля несовершеннолетними "с особым набором квалифицирующих признаков, характерных именно для совершения сделок в отношении детей и позволяющих дифференцировать уголовную ответственность виновных". И ещё целый ряд изменений по линии "гуманизации уголовно-правовых норм", то есть гуманизации по отношению к преступникам. Получается, что под защитой закона нас и добивают. Что же нам всё-таки делать?
В. Лямина, г. Санкт-Петербург
Поскольку новая, всепобеждающая идеология ничуть не менее страшна, чем любой нацизм и фашизм, я хотел бы привести один рассказ периода Второй мировой войны. Речь в нём идёт о специальном отделении в лагере смерти Освенцим - группе военно-пленных, выбранных СС, чтобы выполнять работы по снятию золотых коронок с мёртвых людей и приготовлению тел для сжигания в газовых печах. Среди груды трупов они находят юную шестнадцатилетнюю девушку, которая каким-то чудом осталась в живых после газового отравления. Случайно в том месте камеры, где она была, оказалось немного воздуха, чтобы дышать. Перед лицом этой индивидуальной жизни команда, занимающаяся "зачисткой", не знает, что делать. Они знают, что девушка должна умереть, потому что она "видела всё". Но они не находят в себе сил убить её. Вызывается врач и, следуя своему, может быть, до конца ещё не уничтоженному инстинкту помогать погибающему пациенту, он оживляет её с помощью инъекции.
Затем приходит офицер СС и подтверждает, что она должна быть убита. Но он тоже не находит в себе сил убить её собственными руками. Поэтому он вызывает одного из своих подчинённых, чтобы тот ликвидировал её ударом кулака по шее сзади. "События, подобные этому, - пишет автор воспоминания, - поражают, потому что они вступают в противоречие с уже как бы определившимся образом того или иного человека. Но они не должны поражать, потому что реальность всегда сложнее. Сострадание и жестокость могут сосуществовать в одном и том же человеке, в один и тот же момент вопреки всякой логике. Даже офицер СС не был монолитом".
Если человек послушно исполняет предписанные ему обязанности (распространяя растленные газеты, работая на телевидении, в школе, в институте, ещё где-то - в тех их подразделениях, где новая идеология является обязательной составной частью, как некогда коммунистическая идеология), в этом случае его жертвы будут представляться ему не яснее, чем микробы на стёклышке, когда их рассматривают невооружённым глазом. Он не будет видеть жизни отдельного существа, которая заключена здесь, каждая - единственная, каждая - мир сама по себе. Но если он станет лицом к лицу со своей жертвой, от него потребуется большое усилие, чтобы не видеть глядящих на него умоляющих глаз. Где-то в своей душе он должен подавить знание, что каждое убиваемое тело принадлежит страдающему сознанию. Не только беспредельный цинизм, но и великое проникновение в ментальность современных убийц и свидетелей их преступлений звучит в знаменитой фразе Сталина о том, что смерть одного человека - трагедия, в то время как смерть миллионов - статистика.
Когда мы слышим, что, согласно официальным данным, в России сейчас - три миллиона беспризорных детей, население России убывает на полтора миллиона человек в год, что молодёжь уже большей частью отравлена водкой и наркотиками, что науку разврата начинают преподавать в школах, словно русский язык или арифметику, нам это может казаться достаточно отвлечённым. И только тогда, когда это касается нашего ребёнка, мы начинаем видеть и ужасаться. Видим ли мы, что делается с нашими детьми сегодня?
Вы поймёте происшедшее в лагере смерти только тогда, когда можете связать общую ситуацию растления, почти не задевающую вас, с тем, что насилуют вашего ребёнка. То, что растление детей - не меньшее зло, чем газовые камеры, а, разумеется, большее - нет необходимости доказывать для верующего человека, ибо "не бойтесь убивающих тело, душе же не могущих повредить. Бойтесь того, кто по убиении может ввергнуть в геенну. Ей, говорю вам, того бойтесь" (Лк. 12, 4).
Может быть, и для того, чтобы исцелить нас от этой слепоты, Господь иногда попускает случиться этому с нашими собственными детьми.
Выводы, к которым приводит этот рассказ, очевидны. С одной стороны, сопротивление злу возможно, когда есть личное восприятие человека. Мы знаем, что всё делается, чтобы человек не воспринимался как личность (безличный коммунистический коллективизм сменяется растворением всех в грехе как норме: всякий грех, как известно, стирает черты единственности личности). Поэтому подвиг личного благочестия каждого из нас в противостоянии сегодняшнему злу не может быть умален.
С другой стороны, этот случай раскрывает, к каким последствиям может приводить индифферентное отношение к исполнению своего внешнего долга, которое, как кому-то кажется, не имеет отношения к человеческому достоинству и личному христианскому благочестию. Под предлогом благочестия сознательно закрывать глаза на жизнь окружающего нас общества, находящегося в смертельной опасности, - не значит ли это превращать миллионы неповторимых человеческих личностей в микробов, то есть, по существу, перечеркивать их существование прежде, чем они будут кем-то уничтожены?
Я хочу Вас спросить: поддерживает ли Церковь честное предпринимательство? Почему всё время - проповедь о нищете? Разве невозможно быть православным христианином и добиваться успеха в деле? А то среди православных понятие "иметь дело с деньгами" непременно ассоциируется с грязью. По-моему, здесь явный перебор. Да и Сам Христос такому не учил.
С. Волков, г. Омск
Вы совершенно правы. Сам Христос имел дело с деньгами.
Прежде всего, Он в них нуждался. Потому Он принимал их от некоторых жен, которые следовали за Ним повсюду (Лк. 8, 3). Он распределял их также в качестве милостыни - рукой Своего ученика, специально назначенного для этого, каковым, по-видимому, был Иуда (Ин. 13, 21). Однажды Господь даже сотворил чудо, чтобы заплатить установленный государством налог, повелев Петру бросить уду и у первой рыбы, которая попадётся, взять, открыв у неё рот, статир (Мф. 17, 27). По крайней мере, деньги не были грехом в глазах Спасителя.
Но Христос знал также двусмысленное свойство денег. Он сразу увидел, что две лепты бедной вдовы стоили бесконечно больше, чем оглушительные приношения неких богачей (Лк. 12, 43). И наш народ относится с презрением не вообще к деньгам, а к тому, не знающему аналогов в истории, преступлению, которое совершилось и продолжает совершаться в России с помощью денег. Обратите внимание - служение Христа не случайно столкнулось с преградой, которая была возведена между Ним и богатым юношей в момент, когда Он позвал его, всё оставив, следовать за Ним (Лк. 18, 23). Сам Христос завершит Свой путь, став жертвой алчности одного из Своих учеников, - именно того, кто распоряжался их общими деньгами. Господь будет предан за тридцать сребреников (Мф. 26, 15).
Эту присущую деньгам двусмысленность мы можем видеть во всём Евангелии. Вспомним притчу о бесчестном управляющем, которого Христос, тем не менее, похвалил за его находчивость. Списав долги должников своего господина он обретает их благодарность за свой позор. Но, поступая так, он обманывает своего господина и снова ведёт себя неправедно по отношению к нему. Ничто не показывает лучше двойственный характер денег. Господь называет их к тому же имением неправедным. И если Он хвалит этого управляющего и предлагает его в качестве примера чадам света - то это единственно оттого, что притча направляет к иному сокровищу - тому, которое на небесах. И оттого, что показывает, как с помощью этих денег бедные получают облегчение: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лк. 16, 9).
В глазах Христа существует только один способ сохранить деньги и придать им смысл - разделить их с другими. Христос суров только по отношению к тем, кто стал рабом денег, к тем, кто скапливает их для себя.
Жизнь непрестанно свидетельствует об этом. Деньги становятся стеной между Богом и людьми. "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом - нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6, 24). Рано или поздно вы станете перед выбором. Деньги существуют для того, чтобы принести плод в стяжании высшего блага - жизни вечной: "Продавайте имения ваши, - говорит Христос, - и давайте милостыню. Сотворите из денег ваших, которые не пользуют нимало, сокровище неоскудеваемое на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут". Вот какое богатство Господь предлагает всем ищущим богатства, глядя на нынешнюю нищету нашего народа. И добавляет: "Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Мф. 6, 19-21). Этими словами, между прочим, Церковь напутствует всех православных, вступая в Великий пост. Они проясняют всё, что касается странной двусмысленности денег.
В области денег, как это ни покажется неожиданным, в конце концов всё является делом сердца: "Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше". Это как если бы через посредство денег - тех денег, которыми каждый из нас обладает, - Господь вопрошает нас: "Но где же ваше подлинное сокровище? Что вы избрали на самом деле? И если вы думаете, что избрали Меня, до какой степени простирается ваш выбор?" Нет ничего удивительного в том, что Господь условием Своего ученичества ставит требование отвержения всего. Рано или поздно Господь потребует от нас такого разделения с другими нашего богатства - материального или духовного. Рано или поздно, но исключительно ради любви к Нему и потому что мы хотим стать Его учениками.
Потому что помимо Христа мы не обретём ни на небе, ни на земле другого сокровища.
В магазин издательства "РУССКИЙ ДОМ" поступило 2-е издание книги протоиерея Александра ШАРГУНОВА "Последнее оружие"
Тел. (095) 921-35-02