Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Телепередача "Русский Дом" от 10 августа 2003 года

 

 "РУССКИЙ ДОМ"

10.08.2003г.

КРУТОВ:

Здравствуйте!

Спасибо, что вы нашли время прийти к нам в "Русский Дом".

Сегодня "Русский Дом" приглашает вас в Узбекистан. Мы побываем вместе с вами в столице Узбекистана в Ташкенте, в древнем городе Самарканде, расскажем о том, как живут русские люди наши соотечественники в новом для них государстве, суверенном государстве Узбекистан.

А.КРУТОВ, А.ПОЛУШИН "УЗБЕКИСТАН"

ПОЛУШИН:

"Ташкент - город хлебный" - названный так с легкой руки писателя Александра Неверова, представившего город в глазах советского беспризорника "землей обетованной", он действительно поражает восточной красотой, вкусом пшеничных лепешек, обилием фонтанов и памятников.

После страшного землетрясения 1966 года город восстанавливал весь Советский Союз. Сегодня он отличается своими широкими улицами, многочисленными скверами и парками.

- До независимости Узбекистана большую часть населения Ташкента составляли русские. Сегодня их примерно половина от общего числа его жителей.

В столице Узбекистана - 5 храмов русской православной церкви. Главный из них Кафедральный Собор в честь Успения Божией Матери. Сегодня рядом с ним строится духовно-административный центр. Уже возведены водосвятный источник и крещальня, планируется открыть музей истории христианства в Средней Азии.

СИНХРОН - МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА:

Стало более свободно, то есть, что касается православной церкви, если в советское время, то люди боялись ходить в храмы, боялись себе признавать, что они верующие, сейчас это свободно, пожалуйста, и православная церковь и другие церкви.

КРУТОВ:

А увеличилось количество верующих?

СИНХРОН - МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА:

Вы знаете, если отвечать на этот вопрос, то нужно объяснить, что было раньше. Ведь если взять сталинские времена, то сюда многие русские отправлялись, как в ссылку и храмов здесь было очень мало и храмы были переполнены. Если взять 60-е годы при Хрущеве, тоже самое многие сюда, как в ссылку ехали. А когда было землетрясение, сюда многие пришли добровольно. Поэтому вот в 40-е, 50-е, 60-е годы в Ташкенте действует всего два храма, но они были переполнены. Сейчас их 5. Но они тоже переполнены. Поэтому я думаю, что когда я приехал сюда в 90-м году, было 56 храмов во всей Средней Азии. А сейчас их 104, т.е. выросли вдвое.

ПОЛУШИН:

Митрополит Ташкентский Владимир вот уже 13 лет как несет своё служение в Средней Азии. Причину распада Советского Союза он видит, прежде всего, в том, что людям в те годы запрещали ходить в храмы. Поэтому безбожная советская империя и прожила столь короткий век.

СИНХРОН - МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА:

Бывает, что русских и притесняют. Но я знаю, что иногда и русские виноваты. Иногда и местные жители виноваты, потому что нет той доброты между людьми, как было в царское время. Тогда чувствовалась одна общая рука, которая и держала всех в руках. Давали возможность друг друга не обижать, кто бы ни был он. А сейчас немножко этот распад, сколько будет продолжаться он, он пока, вы знаете, мы расходимся больше и больше, пока не начали объединяться, а наоборот. Потому что если сказать по правде, зависит много от самой России. А то, вы знаете, все президенты и Ислам Каримов, и Оскар Акаев и другие все говорят, а почему мы подписывали столько документов и ни один документ не работает. Кто там виноват, я не знаю, но документы подписывались очень много. Поэтому, конечно, стало как-то со стороны руководителей среднеазиатских государств, как-то знаете, недоверие, что Москва говорит одно, подписывает одни документы, а на деле ничего не делается.

ПОЛУШИН:

Вечером в Успенском соборе необычная служба. С 92 года существует традиция привозить в Москву благодатный огонь зажигаемый на Пасху во святом граде Иерусалиме. В этом году он был доставлен из столицы России и в Узбекистан. Впервые верующие ташкентцы так воочию смогли прикоснуться к великой тайне Христова Воскресения.

- Душа поёт!

ПОЛУШИН:

Казалось, что мы дома, в России. И действительно, для многих пришедших в храм - это не только место приобщения к Богу, но и близость к ставшей теперь такой далекой Родине.

- Что для вас в вашей жизни храм православный, что вот сейчас для вас?

- Для меня это жизнь моя. Это всё, что я могу сказать, это всё для меня, жизнь. Я этим живу, я очень в это верю.

- Скажите, а вообще вот жизнь Узбекистане она, как сейчас, сложная или все-таки ничего?

- Очень сложная, тяжелая. Но Бог нам помогает. Всё равно стараемся жить, как все, как в Москве, как в Питере, как везде, Как везде, так и мы потихоньку.

- А есть возможность побывать в Москве, в России?

- У меня лично?

- Да.

- Пока нет.

ПОЛУШИН:

На следующее утро мы отправились в Свято-Троицкий Никольский женский монастырь. Он был основан в Ташкенте в 1893 году. В 1928 его закрыли, и монашеская жизнь в обители возобновилась только 70 лет спустя. Внутри Троицкого храма, восстановленного совсем недавно, хранится монастырская реликвия: икона Живоносный источник, вышитая сестрами обители в 1912 году. Швейное дело стало одним из послушаний и в наши дни. Здесь шьют монашеские рясы и облачения для священнослужителей на всю Среднюю Азию. Монахиня Магдалина, заведующая швейной мастерской, родилась в Киргизии в семье священника. После окончания школы уехала сначала на Украину. Но позже вернулась и поступила в монастырь в Ташкенте.

ИНОКИНЯ МАГДАЛИНА:

"В регионах вообще Средней Азии в Узбекистане, в Киргизии русские намного сплоченнее. Они намного ну, друг к другу относятся намного лучше, чем, например, вот в России, например, на Украине. Именно здесь в этих регионах они намного любвеобильнее".

- Сестры приходят по желанию своего сердца, спасая свою душу, молиться, помогать ближним, помогать нуждающимся наших в Узбекистане.

КРУТОВ:

А вы откуда приехали сами?

- Я сама приехала из Рижского монастыря.

- Ну, так вот большое расстояние, да?

- Да из Рижского монастыря вышло более 12 игумений, и вот я среди них одна сюда попала в Среднюю Азию. Мы чувствуем отдаленность от Родины, от сердца России. Поэтому здесь мы как-то замкнуто живем в своей обители, никуда не выезжая. Только вот наше дело молиться и трудиться.

- Ну, чувствуется, что не хватает каких-то связей, да, с Родиной?

- Не хватает общения, общения с монастырями, общения вот даже с теми сестрами, которые с которыми я жила в Риге и с теми настоятельницами, с кем я жила и трудилась в Риге. Этого не хватает. Просим Господа, чтоб Господь нас не оставил здесь вот и с вашей помощью, с помощью России.

- Скажите, а вот сегодня русских людей, православных людей становится меньше, уезжают люди из Узбекистана православные. Это как-то вот сказывается на вашей жизни.

- В принципе это не сказывается, единственное, что нам жаль расставаться с прихожанами, которые здесь давно живут и помогают они вдруг уезжают, нам делается грустно с ними расставаться и прощаться с ними. Но, что делать, каждый человек выбирает свою дорогу, а мы остаемся здесь. Нам бы хотелось при монастыре открыть детский приют. Поскольку много детишек брошенных. Вот сейчас мы взяли троих детишек, родители их бросили, мама их бросила и мы их сюда в монастырь вот поселили с бабушкой. Бабушка приняла опекунство детей, мы их воспитываем, одеваем и кормим, и учим. Хотелось бы в будущем помогать этим детям, которые брошенные, которые нуждаются в помощи, в христианстве, нуждаются в православии, в воспитании духовном.

ПОЛУШИН:

Для подавляющей части жителей Узбекистана распад Советского Союза огромная трагедия. Но, прежде всего она отразилась на русскоязычном населении. Потери производственных связей на пространстве Союза привели к тому, что составляющие 70% технической интеллигенции, наши соотечественники стали перед дилеммой: либо уезжать в Россию, где их никто не ждал, либо как-то пробовать найти себя в новых экономических и политических реалиях. В настоящий момент соотношение уехавших и оставшихся разделилось примерно поровну. Сейчас в Узбекистане насчитывается около миллиона русских.

За годы независимости в отношениях между нашими странами было больше красивых фраз, чем конкретных дел. И сегодня Узбекистан ищет себе долгосрочных партнеров отнюдь не в России. В дни нашего пребывания здесь в Ташкенте проходил форум Европейского Банка Реконструкции и Развития. Ночи напролет город пылал разноцветными огнями праздничной иллюминации, такое уже не увидишь на 1 или 9 мая. Общее героическое прошлое продается за американскую валюту наравне с узбекскими халатами и русскими матрешками.

Столица Узбекистана меняется. Уходят русские названия гостиниц и улиц. Кириллицу повсеместно заменяют на латинский алфавит. В школах сокращаются уроки русского языка.

СИНХРОН ДАВЛАТБЕКА:

Наступила определенная растерянность после того, как Узбекистан стал независимым, он не смог вовремя, как и другие государства постсоветского пространства, прийти в себя. Затем наступил период эйфории, когда стали отказываться от всего и трубить в трубы независимости.

Существующая программа она приблизительно недодает, если идти по измерению в часах, около 800 часов по русскому языку и литературе.

- В сельских районах Узбекистана дети 12-14 лет говорят сегодня по-русски?

- Ответ однозначный - нет. Практически не говорят. Если и говорят, то очень плохо.

СИНХРОН С ДЕТЬМИ НА ДОРОГЕ:

- Ребята, по-русски не понимаете? Не умеете говорить? Нет? Ёк? А в школу ходите? В какой класс?

- 10.

- 5-й.

- 5-й да?

ПОЛУШИН:

Но особую тревогу русских узбекистанцев вызывает попытка заново переписать историю взаимоотношений России и Узбекистана исключительно в черных красках. В 2001 году вышел учебник на русском и узбекском языках для 9-х классов. Автор некто Жумабой Рахимов на 316 страницах книги термины "русские колонизаторы", "русские шпионы", "русские захватчики" употребляет 292 раза.

Негативной оценке подвергаются действия не только царских войск, но и тысяч русских врачей и инженеров, спасавших население от эпидемий, строивших дороги и фабрики в Средней Азии.

Другое издание Рахимова - дидактическое пособие для учителей школ по истории Узбекистана несет еще более зримую русофобскую направленность.

СИНХРОН ПОСЛА РОССИИ ДМИТРИЯ РЮРИКОВА:

Переписывается история сугубо в черном цвете. То есть то, что было в 19 веке и то, что было в 20 веке это сплошной черный период, только репрессии и только угнетения, крови, насилия и так далее. Что, конечно, не так. И это знают, я думаю, 95 или 98, а то и 99% узбеков. Да, были войны, было завоевание Средней Азии, пролилось много крови. Но, при этом нельзя забывать, почему это произошло. А это произошло потому, что здесь пропадали десятки и сотни караванов с русскими товарами, русские люди, которые шли торговать сюда брались в плен, убивались и служили здесь рабами, были набеги на территорию России. Поэтому здесь, знаете, многое можно наговорить, вот. Но, мне кажется, что лучше этого не делать и не воспитывать таким образом, чтобы в русских кто-то видел бывших врагов, угнетателей.

КРУТОВ:

Какую роль играет посольство вот в жизни соотечественников?

- Ну, прежде всего, мы стараемся быть центром культуры, мы стараемся быть символом России, мы стараемся поддерживать культурную связь соотечественников с Родиной, с этнической Родиной. Соотечественники объединены в русский культурный центр это их общественная организация. Она существует и в Ташкенте, и в крупнейших городах Узбекистана и во всех областях практически. Со всеми мы поддерживаем контакт. Здесь у нас в посольстве выступали художественные коллективы, коллективы самодеятельности русских культурных центров Намангана, Ферганы, Чирчика. Вот это всё города, где есть русские общины. Мне кажется, что это было очень важным и серьезным событием для наших соотечественников в областях.

ПОЛУШИН:

По словам наших собеседников узбекскому народу не свойственна враждебность и высокомерие. Семена вражды с трудом находят дорогу к сердцам людей. А значит, Узбекистан может стать родиной не только для самих узбеков, но и для миллиона русских оставшихся здесь.

СИНХРОН МАЛЬЧИКА НА УРОКЕ:

АЮПХОН: Например, человек уехал куда-то и он никогда не забудет свою страну, потому что его страна, он там родился и он ее всегда будет помнить.

- Ташкентская школа № 50 базовая в плане сотрудничества с московскими школами. Основная её специализация - русский язык, тем не менее, школу стремятся закончить ребята самых разных национальностей.

СИНХРОН СТУДЕНТКИ ХАБИТЫ МИРЗОЕВОЙ:

Несмотря на то, что у нас семья все-таки мусульманская и религиозная. Дома вторым языком является русский, в основном. К тому же я училась в русской школе, теперь учусь в институте тоже в русской группе. Я учусь в Институте иностранных языков.

- То есть, вы хотели бы побывать в России и там учиться?

- Боже мой! Россия - это страна Пушкина, это страна Толстого. Кстати, очень хочется посетить Ясную Поляну.

ПОЛУШИН:

В школе создан театр-студия. Если старшеклассники ставят спектакли по Шекспиру и Чехову, то первоклассники могут предложить взыскательному зрителю свой репертуар. Недавно под руководством педагогов ими был подготовлен музыкальный спектакль по мотивам "Мухи-Цокотухи". Русские мелодии и русские костюмы разных сословий неотъемлемая его часть.

ПОЛУШИН:

В трехстах километрах к югу от Ташкента, расположен второй по численности в Узбекистане и один из древнейших в мире городов Самарканд. В 14 веке этот город-крепость стал столицей громадной империи, простиравшейся от Волги до Ганга, от Тянь-Шаня и до Босфора. Его правитель Тимур, в русской летописи Тамерлан, украшает сегодня площади и парки городов Узбекистана, на время или навсегда оттеснив в тень убранных с постаментов вождей мирового пролетариата.

В КАДРЕ КРУТОВ:

Самарканд - один из древнейших городов нашей планеты. Ему более 2-х с половиной тысячи лет. Тогда это был цветущий, красивый город и, конечно, он не мог не остаться незамеченным завоевателями. Его посетил, оказал своё внимание Александр Македонский, и разрушил его, после этого пришел сюда Чингиз-Хан и тоже разрушил его. В результате этот великолепный красивейший город оказался в запустении. Но, прошли века и в 1365 году эмир Тимур великий завоеватель сделал Самарканд своей столицей. Вот с этого тронного камня он и вершил судьбы своих огромных владений. Каждая душа, каждый человек его необъятных владений, как тогда говорили, подчинялись слову, сказанному вот с этого тронного камня, сказано эмиром Тимуром.

ПОЛУШИН:

Несмотря на свой воинственный нрав, Тимур был религиозным человеком. Свое правление в Самарканде он начал с посещения усыпальницы Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата и сподвижника пророка Мухаммеда. Тимур помнил наставления своего отца: "Не шути с рекой - вода тебя уничтожит. Не шути со святым - он род твой уничтожит. Почитай святого, и он тебя прославит".

В одном из своих походов Тимур разбил хана Тохтамыша, разграбил Золотую Орду и устремился на Москву, предавая огню и мечу русские города и селения. Будущей столице России угрожало нашествие столь же страшное, как Батыево. Тогда в Москву торжественно принесли Владимирскую икону Божией Матери. Москвичи усердно молились перед её образом. И во сне Тимуру в окружении грозного небесного воинства явилась Божия Матерь. Когда владыка Востока узнал, что явившаяся ему - святая Покровительница русских, он немедленно приказал своему войску повернуть обратно.

Усыпальница Тимура в Самарканде. Здесь под ребристым куполом, покрытым голубой глазурью, кроется еще одна тайна, связанная с именем этого завоевателя.

В своем завещании, которое высечено на надгробии эмир Тимур запрещал трогать свой прах, того же, кто ослушается, предупреждал о больших бедствиях. Тем не менее, в июне 1941 года археологическая экспедиция во главе с советскими учеными Герасимовым и Кары-Ниязовым вскрыла саркофаг, стоящий в склепе мавзолея Тимура.

Пройдет совсем немного времени, и на города и села Советского Союза обрушатся танковые армии Гитлера. Служители музея говорят, что останки вернули на место накануне контрнаступления советских войск.

В Самарканде есть место святое для представителей трех конфессий: христиан, мусульман и иудеев.

Могила пророка Даниила, останки которого Тимур привез в Самарканд, чтобы уберечь город от землетрясений. Здание мавзолея было построено в 1900 году. Рядом с ним находилась мечеть и христианская часовня, впоследствии уничтоженные.

Реставрация мавзолея началась в 1995 году. Чудесным образом она совпала с посещением этого святого места патриархом Московским и всея Руси Алексием П.

СИНХРОН - ОЛИМА, САДОВНИКА:

Это дерево - фисташка. Оно до 96 года высохший был. В 96 году.

КРУТОВ:

Сколько лет ему?

- 600-700 лет ему. В 96 году 16 октября у нас был патриарх Алексий II от этой Всей Руси, который есть же. Он приехал, до его приезда оно высохший был. Как патриарх Алексий II здесь везде освятил, после того начали листы пустить и плоды давать. Вот, живое дерево.

ПОЛУШИН:

Русский район расположен в центре современного Самарканда. Он был отстроен в конце позапрошлого века. В Самарканде в разное время побывали император Александр Второй, посадивший этот чинар возле Покровской церкви, художник Василий Верещагин, увековечивший в своих бессмертных полотнах красоту Востока и ужасы войны, а поэт Сергей Есенин, по его же словам, приехал на Восток учиться. Специалисты музея Сергея Есенина в Ташкенте считают, что он знал всю персидскую лирику наизусть.

- Я бы сказала, что мы островочек русской культуры здесь на узбекской земле. Но вся наша деятельность, она в широком смысле просветительная, она говорит о связи русской культуры с узбекской, в частности, и с восточной в широком смысле. И у нас всегда много гостей и я горда тем, что наш музей никогда не пустует, к нам приходят люди разных национальностей. И я не могу вам сказать кого больше русских или узбеков.

- А как вы думаете, на Сергея Есенина посещения Ташкента, Самарканда, оставило какой-то отпечаток?

- Думаю, что очень большой. И мы это всячески исследовали и мы утверждаем уже вот за 22 года существования нашего музея, что восточные впечатления именно туркестанские и легли в основу туркестанских мотивов, персидских мотивов.

ПОЛУШИН:

И в наши дни на улицах Самарканда еще нередко можно увидеть славянские лица. Наши соотечественники часто ходят в старинную Георгиевскую церковь. Туда же отправились и мы. Отец Дмитрий Козулин и матушка Антонина приняли гостей по-русски хлебосольным столом, открытой душой и добрым сердцем.

- Хотелось бы большие и больше ну, как бы, ну, людям помочь, они же бедные, особенно оставшиеся. Более состоятельные разъехались уже, да, а более, так сказать, нуждающиеся и значит, собраться да уехать, например, это можно, а они сиротами останутся здорово. И тут, наоборот, пожелать бы, чтобы кто-то, кто-то еще бы приехали и да послужили здесь.

КРУТОВ:

То есть вот они тянутся, оставшиеся тянутся к церкви?

- Ну, конечно, да. Притом по разным вопросам, многие как бы сказать ну, трудности жизни там, здоровье. Лечение сейчас очень так плохое, и разные вопросы. Ну, тянутся. Ну, и, конечно, же, они малоопытны в духовных вопросах. И надо, надо здорово их ну, помогать им, а у нас времени маловато и силы маловато.

ПОЛУШИН:

В Самарканде действует одно из отделений Русского культурного центра. (Всего в Узбекистане их более 80). Здесь его возглавляет энергичный человек, коренной самаркандец Юрий Михайлович Огнев. Вместе с ним мы отправились в гости к русской семье Редькиных. Хотелось узнать, как строит свой бюджет современная самаркандская семья.

Папа Александр Сергеевич по профессии архитектор, постоянной работы не имеет, но иногда получает заказы на частное строительство. Мама Лариса Евгеньевна - библиотекарь. Зарплата в пересчете на американскую валюту - 15 долларов. Сын Феликс ученик 8 класса, занимается в художественной школе, недавно занял 1 место в конкурсе детского рисунка. Дочь Марина в будущем педагог начальных классов с английским уклоном, сейчас она учится в институте иностранных языков на платном отделении. Семье Редькиных это обходится в 350 долларов в год.

БЕСЕДА:

- На 15 долларов вчетвером прожить можно?

- Нет, невозможно. Но муж он крутится, он делает все возможное и невозможное.

- Но, если освобождается рабочее место, то кому в первую очередь дают узбеку или русскому?

- Дают тому, кто способен занять это место.

- Смотря, какую работу.

- И смотря какой регион работу, собственно говоря.

- А какой регион? Группа в управлении?

- Ну, конечно, это узбеку дадут.

- Это узбеку, да?

- Конечно. Ну, потому что незнание языка играет роль, понимаете. Мы же русские, мы же прожили всю жизнь здесь, а узбекский язык, в общем-то, не знаем. Вот, не знаю, молодежи тоже

- Потому что государственный язык-то русский был.

ПОЛУШИН:

К огромной трагедии русскоязычных в независимом Узбекистане русский язык не стал и вторым государственным языком. По узбекскому законодательству в 2005 году он окончательно должен выйти из употребления во всех госструктурах.

БЕСЕДА:

- Тогда не могу понять одного: если узбекского языка дети не знают, то какие перспективы у них здесь в Узбекистане?

- Перспектив нет.

- Ну, в основном все хотят уехать отсюда.

- Наш - ваш президент Владимир Владимирович сказал как-то фразу такую по телевизору, и мы как-то знаете, не возмутились что ль, но как-то он сказал: все кто хотел уже приехал из русских. Он не правильно думает. Многие хотят, но не все могут, понимаете. Есть люди, которые рвутся в Россию, хотят в Россию, но не могут просто выехать из-за материальной стороны.

ПОЛУШИН:

Проблема с русским языком не менее остро стоит и в других республиках Средней Азии.

- В Туркмении сейчас вводится виза, сейчас заставляют проходить там много очень инстанций для того, чтобы выехать в Россию, платить за это. Приехать не могут. Значит, они либо должны выехать сюда к нам совсем, оставить там всё вот, либо остаться там навсегда и уже

- А какие там, там перспективы есть у русских людей?

- Абсолютно никаких. На данный момент даже подрастающее поколение им некуда, они учиться не пойдут никуда абсолютно, потому что там не принимают русских людей ни в училища там, ни в институт, никуда, всё. Они остаются просто несчастными детьми, я считаю. Даже, если они выучат этот туркменский язык, и будут там писать, разговаривать на нем, но никогда их всё равно не признают.

ПОЛУШИН:

После принятия Россией в 2001 году закона "О гражданстве" возможности вернуться на свою историческую родину у наших соотечественников практически не осталось.

Закон предусматривает две категории лиц, которым Россия может оказать содействие в получении гражданства это те, кто отмечен особыми заслугами перед ней (по данным российского посольства в Узбекистане случай получения гражданства по этому пункту был всего один) или имеющие престарелых родителей в России. Все прочие ничем не отличаются от любого - другого эмигранта приехавшего откуда-нибудь из Китая или Нигерии. Не случайно, поэтому очередь на получение гражданства в российском посольстве ныне практически рассеялась.

- Я считаю несправедливо оставлять наш народ где-то, где обижают людей. Я считаю их надо защищать, надо бороться за то, чтобы либо создали какие-то условия для жизни им там, либо нужно, чтобы им дали разрешение выехать оттуда и дать ну, хотя бы малейшие какие-то условия на то, чтобы они могли здесь обосноваться и жить нормально среди русских людей.

ПОЛУШИН:

В мае 2003 года в своём ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин подверг резкой критике Закон о гражданстве. Последуют ли за этим другие шаги, вопрос пока остается открытым.

- Вот у меня в округе в Серпухове есть много семей, которые приходят ко мне на прием мои избиратели коренные жители Серпухова, имеющие в Серпухове квартиру, прописку, уехавшие какое-то время, работавшие в Казахстане, и вернулись сюда после 93-го года. Они сегодня, как им теперь стало понятно, являются вообще не гражданами. Им говорят, поезжайте в Казахстан, оформите гражданство, потом откажитесь от него, потом напишите заявление получить здесь гражданство, приезжайте сюда, но они уже приехали, проживите определенный срок, то есть как бы на проверку, сдайте экзамен по русскому языку. Ну, большего абсурда придумать невозможно.

КРУТОВ: А тебе, какой представляется Россия? Ты был в ней когда-нибудь?

- Нет.

ПОЛУШИН: Ну, как художник, как ты её видишь?

- Красивая. Много лесов.

ПОЮТ ДЕТИ

- И поэтому, значит, всей России так и передайте, что мы на неё смотрим, как на старшего брата, на старшую сестру, и, значит, чтобы она нас не забывала.

ПОЛУШИН:

Русский дом, в широком смысле этого слова живет и за пределами России. И в чем-то, наверное, даже лучше - чище живет. Люди бодрствуют, и хранят свою национальную культуру. Да, им не хватает стабильности, не хватает веры в день завтрашний. Впрочем, похожие чувства испытываем ведь и мы.

Правда у нас есть наша Родина - Россия. Но, видимо, очень трудно понять, что это такое на самом деле пока не почувствуешь себя отрезанным от нее навсегда.

ПОЛУШИН:

В начале 20-го столетия русская цивилизация казалась нерушимой. Крупнейший американский журнал Энешенел Джей Грейфит с тревогой прогнозировал, что рождаемость в России столь велика, что к концу 20-го столетия количество русских вырастет до 600-сот миллионов человек. Но, 20-й век оказался самым страшным в истории русского народа. Семь войн, две из которых мировые и одна гражданская унесли миллионы жизней.

В декабре 18-го года, выступая перед партийным активом в Курске Троцкий заявил "Если до настоящего времени нами уничтожены сотни и тысячи, то теперь пришло время уничтожать десятками тысяч. Мы вынуждены встать на путь уничтожения физического всех классов, всех групп населения из которых могут выйти возможные враги нашей власти. За последующие годы репрессий, раскулачивания и расказачивания русский народ потерял почти всю военную, техническую и культурную элиту, лишился наиболее трудолюбивого предприимчивого крестьянства.

Во времена великих строек с русской щедростью народ посылал своих лучших представителей, в так называемые, национальные окраины, поднимая там науку и промышленность, часто за счёт всё более нищавшего центра. За всё это время исключение составили только годы Великой Отечественной войны, не прекращалось преследование русского национального самосознания. Интернациональная политика государства приветствовала развитие малых народов, но в отношении одного большого преобладала неприкрытая русофобия.

Перед Второй мировой войной из 500-сот членов высшей советской администрации русские составляли всего 5 процентов. Или вспомним изречение Андропова, сказанного уже на закате советского государства: "Главная забота для нас - русский национализм, диссиденты потом. Их мы возьмем за одну ночь". Генсек ошибся. Именно диссиденты стали основной движущей силой развала СССР, ставшего для русского народа новой трагедией. В одночасье заграницей на правах людей второго сорта оказалось 25 миллионов наших соотечественников. До сих пор не снижаются темпы отъезда русских из стран содружества. Такая же тенденция есть и внутри самой России, так как во многих национальных республиках появилось понятие титульной и не титульной национальности. В Чечне русский народ подвергся настоящему геноциду. Однако почти повсеместно беженцы сталкиваются с бездушием чиновников и отсутствием государственной политики по их трудоустройству.

Второй удар по русскому народу нанесла приватизация и вступление в рынок, работавшая в основном на государственных предприятиях, в сфере медицины и образования многие русские оказались за чертой бедности.

Бесстрастная статистика свидетельствует, что сегодня русские вымирающая нация. Женщины боятся рожать. Мужчины не в силах содержать семьи. С 91-го года самоубийц в России стало вдвое больше. А сколько погибло от спаивания недоброкачественным спиртом. Средняя продолжительность жизни мужчин не превышает 57-ми лет. В мирное время за год мы теряем почти миллион человек. Русский народ законодательно незащищен не только в фашиствующих Латвии и Эстонии, но даже у себя на Родине, так называемых, суверенных государствах русские люди не видят у себя впереди никакого будущего. 7% не русского населения России имеют 21 национальную республику, одну национальную область и 10 национальных округов. А 83% русских вопреки логике самого понятия Федерации не имеют ни своей республики, ни права защищать свои интересы национальных образований. Исторически русский народ был и остается становым хребтом всего нашего государства. От постоянного игнорирования его прав, в конечном итоге, пострадать могут все.

"Лихолетье. Крестный путь России" вышел из печати новый двухтомник Николая Сергеевича Леонова. Известный разведчик, историк, публицист делится своими воспоминаниями и размышляет о судьбе России и русского народа. Книгу вы можете приобрести в редакции журнала "Русский Дом".

Причина катастрофы это дефолт. По людям, по семьям она нанесла три главных, страшных удара. Первый, это бедность, это плохое питание и работа на износ. Второй, это безысходность, это на самом деле тяжелый стресс. И третий, это развал здравоохранения, ни лекарств, ни врачебной помощи. Всё остальное это производное от этих трех основных причин, там и пьянство, там и вспышки болезней при резком снижении сопротивляемости организма. Вот три удара нанесла именно реформа по семье, по каждому из нас, по здоровью.

КРУТОВ:

Сегодня гость "Русского Дома" Сергей Анатольевич Батчиков, председатель Российско-торгового финансового союза.

Но, ведь на Западе тоже происходит снижение рождаемости?

БАТЧИКОВ:

Да, но там нет снижения продолжительности жизни, там она увеличивается. А у нас в 2 раза смертность возросла по сравнению с рождаемостью.

Продолжительность жизни удручающе падает. Если у нас еще в 86-87 годах продолжительность жизни общая была более 70 лет, то сейчас 64 года, и то это за счет женщин, у мужчин продолжительность жизни сейчас менее 56 лет, это знаете, на уровне африканских стран.

После гражданской войны у нас был прирост населения 800 тысяч в год. Да, жили трудно, жили бедно, и был голод, но была рождаемость, и народ верил, народ знал, что есть перспектива. Сейчас народ медленно угасает.

КРУТОВ:

А что можно сделать, чтобы эту неприятную тенденцию нарушить, прекратить?

БАТЧИКОВ:

Природная рента должна быть взята государством, и наполнить наш бюджет, тогда мы будем жить иначе.

Если мы владеем нефтью, и владеем газом, то это не заслуга Абрамовича, и не заслуга Газпрома Миллера, и не заслуга ЮКОСа, это нам Бог дал, это от Бога. И по Конституции это всё принадлежит нам всем. Вот природная рента в любой стране, такая страна, как Норвегия, Голландия 80% достается населению. А у нас все 100% достаются олигархам. После этого, откуда же возьмутся деньги в бюджете для того, чтобы поднять здравоохранение, чтоб поднять образование, чтобы платить учителям, которые падают в обморок, когда нет учебников. Понимаете, сама система порождает вот эту страшную несправедливую ситуацию, когда одни жируют, бесятся с жиру.

КРУТОВ:

И с другой стороны, бедные, которые живут от зарплаты до зарплаты или в долг? Как вы оцениваете вот последние действия правоохранительных органов? Арест полковников, оборотней, так называемых, арест Платона Лебедева, финансового, финансиста ЮКОСа человека Ходорковского, вызовы самого Ходорковского и Невзлина в суд.

БАТЧИКОВ:

Прекрасно, прекрасно. Но, дело в том, что, понимаете, нельзя, чтоб эта борьба, или скажем, борьба против сомнительно нажитого капитала была выборочной. Надо бороться широким фронтом, не точечными ударами, не с одним там Платоном Лебедевым или не с одним полковником, а системой порождающей таких полковников, системой, порождающей таких Платонов Лебедевых. Вы уберете Платона Лебедева, но не уберете систему, и она вас приведет к новому Платону Лебедеву. То, что я говорю, я говорю совершенно четко, ясно и откровенно. Если не будет всесторонней широкой фронтальной борьбы системы, воспроизводящей Абрамовичей, покупающих "Челси", когда у нас голодные ребята, когда учителя падают в обморок от голода. Если не будет фронтальной борьбы системной борьбы с этими явлениями, то ничего мы не сделаем. Ничего не изменится. Я думаю, что мы на правильном пути, на правильном пути.

КРУТОВ:

Сергей Анатольевич, спасибо, что вы нашли время прийти к нам в "Русский Дом". В гостях у "Русского Дома" был Сергей Анатольевич Батчиков, Председатель Российско-торгового финансового Союза.

Читайте в августовском номере журнала "Русский Дом":

- Мышление элиты и крах теплоснабжения.

- Воин духа. Русскому писателю Валерию Николаевичу Ганичеву - 70 лет.

- Немцовщина. Как либералы разрушают Россию.

"Русский Дом" журнал для тех, кто любит Россию.

КРУТОВ:

Лето не только время отпусков, грибы да ягоды, для москвичей это еще и время уличных митингов и протестов.

М.МАСЛОВ "ЗАСТРОЙКА МОСКВЫ"

КОРР.:

С разворота глянцевых журналов смотрит на нас красавец дом. И название у него вполне звонко-глянцевое: Триумф-Палас. Хозяева дома зазывают будущих жильцов фешенебельных апартаментов чисто московской "изюминкой": выходишь из дома, и ты уже в парке. Так прямо в рекламном тексте и сообщается, что, дескать, парк прямо у порога дома, идеальное место для прогулок и утренних пробежек.

Только вот одно "но". В этом парке с давних времен люди из близлежащих домов привыкли проводить свое свободное время. И что будет с парком, когда его наводнят обитатели нового дома?

Не в первый раз коренные жители микрорайона собираются на митинг, пытаясь привлечь внимание городских властей.

СИНХРОН - ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА ЕРЕМЕЕВА:

Вот этот монстр, если вы на него посмотрите, он втиснут в маленькое пространство двух переулочков: Аэропортовского проезда и Чапаевского. Люди раньше вставали и видели небо, видели зелень. Сейчас они, глядя в окна, видят только бетонные стены. Это термитник, это муравейник.

КОРР.:

Полное безумие строить такие дома в густо заселенных кварталах Москвы. Правда, в последствии хозяева дома обещают обитателям фешенебельных апартаментов немного "проредить" городской ландшафт.

СИНХРОН - СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КУЗЬМИН:

Как это можно уничтожить парк, уничтожить футбольное поле? Рядом находится 7 детских садов, школа, поликлиника, музыкальная школа Дунаевского. В общем, комплекс со сложившейся архитектурой. И в этот комплекс, значит, ставят такое огромное здание порядка 200 метров.

КОРР.:

Городские власти по привычке объясняют такие митинги людей одной причиной: обыватели-горожане эгоисты и никак не понимают нужд города в жилье. Так-то оно так. Да, тысячи москвичей стоят в очереди на жилье. Но дома, которые строятся, они не для очередников, а на продажу. И за большие деньги. Где же строить такие небоскребы для богатых? У депутата Государственной Думы Владимира Николаевича Лысенко есть своя точка зрения.

СИНХРОН - ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЛЫСЕНКО, ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ:

Они должны строиться либо в промзонах, либо на кольцевой и за кольцевой дорогой. Сегодня же травмировать нашу историческую зону, исторический центр, прилегающие районы, которые складывались веками, имеют свой неповторимый облик гигантским небоскребом, мы скоро как в Манхеттене жить будем. Это район Нью-Йорка, где только они небоскребы, там люди просто уже не могут жить.

Поэтому я бы очень не хотел, чтобы наша столица потеряла свой первозданный русский облик и превратилась в какой-то американский район, который мы все просто не узнаем через несколько лет.

КОРР.:

Здравый смысл - вот чего не хватает городским властям и новым русским. К чему им жить в доме среди тесноты московских улочек? Ведь на метро и общественном транспорте они ездить не будут.

Что проще - взять и выбрать свободное место, пусть в той же промзоне и начать строить свой город богатых москвичей с небоскребами и пентхаузами, автострадами хайвэй и ночными клубами. Оставьте старую Москву старым москвичам.

Но нет! Обитателям фешенебельных апартаментов, наверное, доставляет эстетическое удовольствие с высоты птичьего полета смотреть на поверженную Москву. Как смотрели на нее все завоеватели от Лжедмитрия до Наполеона.

Сколько будет строиться таких новоделов в Москве? Сколько смогут продать квартир, столько и будет. А место? Уже приглядели, недалеко. Целое Ходынское поле бесхозное. Отчего не залепить его доминами? Вот уже и фундамент отрыт под будущий шедевр в ширину 600 метров, а в высоту? Но, наверное, до небес.

СИНХРОН - ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА ЕРЕМЕЕВА:

Ходынка - это резервуар воздуха для нашего Хорошевского района. И если здесь выстроят такие вот преграды воздушные потоком вот таких вот, типа этого вот Триумф-Паласа, то, безусловно, порушится экологическое равновесие.

КОРР.:

Разумные мысли горожан про экологию и условия жизни совсем не интересуют городские власти.

Вот с этого поля когда-то взлетал Валерий Чкалов, и в небе над этим местом Нестеров совершил впервые в мире "мертвую петлю". Екатерина Вторая устраивала по случаю побед российского оружия торжественные праздники. И Всероссийские выставки достижений той, революционной России, проходили здесь же. В памяти народа осталась и трагедия на Ходынке.

Так почему же не подумать всем миром, что здесь можно строить, а здесь нельзя.

Как легко мы меняем рубли на пятаки и мелочно высчитываем сиюминутную выгоду, отказываясь от богатства, цену которому не понимаем. Иваны, не помнящие родства - ведь так мы продаем свою историю.

ххх

Читайте в августовском номере журнала "Русский Дом":

- Нашему Леонову - 75 лет.

- На службе Отечеству.

- Необходимое единство власти и ее ответственность перед народом.

- Храм на поле Куликовом.

- Общий дом и общая забота.

"Русский Дом" журнал для тех, кто любит Россию.

КРУТОВ:

До свидания!

Встретимся в следующее воскресенье на третьем телеканале "Московия" в 15.25.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU