КРУТОВ:
Здравствуйте!
Спасибо, что вы нашли время прийти к нам в "Русский Дом".
Совсем немного осталось до великого праздника - 100-летия прославления
преподобного Серафима Саровского.
1 августа весь православный мир отмечает память великого святого
старца земли Русской.
Это главная тема и августовского журнала "Русский Дом".
"Пророческое служение преподобного Серафима Саровского связано
с последними судьбами России, - пишет протоиерей Александр Шаргунов.
- Из многочисленных его пророческих дарований нельзя не выделить,
по крайней мере, главные три: "Такие скорби на нашу землю
придут (и мы видим, что пришли), что утешить их может только Пасха".
Только такой святой, только такая Церковь, которая может всегда
сказать умирающему от горя человеку: "Радость моя, Христос
Воскресе!" Среди диавольского холода и нелюбви каждому приходящему
не как пустые слова, а как главную правду сказать: "Радость
моя" может только тот, у кого в сердце всегда Пасха.
Второй пророческий дар его - избранничество Божией Матери. Двенадцать
раз являлась ему в земной жизни его Божия Матерь. Никому из святых
не было этой милости - он избранник Её возлюбленный, чтобы пророчествовать,
что последнее спасение, когда, кажется, надеяться уже не на что,
даётся заступничеством Божией Матери и что Россия не напрасно
была домом Пресвятой Богородицы.
Третий пророческий дар преподобного в том, что он показал силу
Православия. Все мы помним его страшные прозрения: "Будет
время, когда архиереи и другие духовные лица Русской Православной
Церкви отступят от чистоты Православия и будут учить учениям и
заповедям человеческим, но молитвами святых (его молитвами, готовностью
пойти во ад за отступников, зная, что такое ад, как бесы гнусны,
и зная, что, значит, быть лишённым Христовой любви), этой любовью
Церковь устоит, и за Православие Бог помилует Россию".
И особое место среди этих пророчеств занимает пророчество о будущем
Царе-мученике. "Того Царя, который меня прославит, -говорил
преподобный Серафим, - и я прославлю". Это пророчество начало
исполняться в 1903 году, когда Государь написал: "Немедленно
прославить". И вторая часть предсказания стала реальностью
на наших глазах, когда Церковь прославила Царя-страстотерпца Николая
Александровича.
Накануне празднеств, наш специальный корреспондент Александр
Егорцев побывал в местах, где пройдут торжества.
А.ЕГОРЦЕВ "НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА СВ. СЕРАФИМА САРОВСКОГО В
ДИВЕЕВО И САРОВЕ"
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Свернув на кратчайшую до Дивеева трассу, на муромской дороге
наша съемочная группа внезапно попала в эпицентр настоящей бури…
Прямо над нами с треском разрывались молнии, из разверзшихся небес
обрушились потоки воды, в лобовое стекло хлестал, как ни странно,
июльский град!..
КОРР. ЗА КАДРОМ:
До юбилейных торжеств оставались считанные дни… Однако обрушившиеся
на Дивеево грозовые бури и затяжные ливни поставили под угрозу
завершение в срок оставшихся работ по реставрации монастыря. Техника
увязала в грязи, знаменитая Богородичная канавка стала почти непроходимой…
Когда мы приехали в Серафимо-Дивеевскую обитель, - перед мощами
преподобного Серафима Саровского - епископ Нижегородский и Арзамасский
Георгий служил молебен о прекращении дождя…, на следующий день
- над Дивеево сияло солнце, распогодилось и реставрационные работы
закипели с новой силой. По Канавке Пресвятой Богородицы вновь
потекли в молитвенном потоке многочисленные паломники со всей
России…
СИНХРОН:
"Мы вообще-то по Золотому кольцу ездили, и вот, заехали
в Дивеево, второй раз уже здесь, тянет сюда каждый раз".
СИНХРОН:
"Вся православная Русь сюда рвется и мы рвемся сюда всей
душой, потому что хотим очиститься, хотим увидеть всё, что здесь
будет происходить, все события, в общем, любим батюшку Серафима,
радуемся, что он есть, это - будущее России, отсюда ведь пойдет
всемирное прославление".
СИНХРОН - Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский:
"Обитель возрождается, многие люди приезжают, оставляют
свои радости и печали в этой обители, просят у преподобного Серафима
помощи".
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Так чем же так полюбился русской душе - простой монах, старец
Серафим, в 19-ом веке уединившийся в глухих лесах Нижегородской
губернии? Вот что повествует его Житие:
Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился в 1759-ом году
в Курске. Он рано лишился отца…
СИНХРОН - Аня, жительница поселка Комсомольский республики Мордовии:
"21.30 А мама у него работала строительницей храма. Он упал
с колокольни, маленький, но не разбился, потому что его ангелы
подхватили!"
КОРР. ЗА КАДРОМ:
В юности, после чудесного исцеления от тяжкого недуга Прохор,
с согласия матери, отправился на богомолье в Киев. Придя в один
из скитов Киево-Печерской Лавры - Китаевскую пустынь, Прохор повстречался
с прозорливым старцем Досифееем, который предсказал ему дальнейший
путь к святости…
СИНХРОН - Аня, жительница поселка Комсомольский республики Мордовии:
"Один батюшка благословил идти в монастырь, в Саров".
КОРР. ЗА КАДРОМ:
"Гряди, чадо Божие, и будь в Саровской пустыни. - напутствовал
его старец Досифей, - Место то будет тебе во спасение. Там окончишь
ты земное странствие. Только непрестанно - помни о Боге!"
В Сарове Прохора постригают в монашество с именем Серафим, -
что значит "пламенный". Вскоре он поселяется в глухом
лесу, в пяти верстах от Сарова - в так называемой "Дальней
пустыньке". Тяжкий труд, скудная пища, в основном, - овощи
с его огорода, черствый хлеб и лесная трава сныть… Одно спасение
- непрестанная молитва!..
СИНХРОН - Аня, жительница поселка Комсомольский республики Мордовии:
" Его очень звери любили. И к нему миша, мишка, медведь
приходил. И он из его рук питался".
СИНХРОН: (без титров)
"Я помню, что батюшка Серафим стоял на камне и к нему подошел
страшный ужасный медведь, и он не стал его бить лапами и кусать,
а с благоговением подошел к нему и взял из его рук хлеб, и скушал…"
КОРР. ЗА КАДРОМ:
По преданию, именно под этой древней, двухвековой сосной Серафим
Саровский кормил дикого медведя… А здесь, в двух верстах от кельи,
на огромном камне преподобный Серафим - тысячу ночей - провел
в молитве…
Здесь, 1-го сентября 1804-го года он подвергся нападению крестьян,
которые думали его ограбить. Ничего не найдя, они садистски избили
старца и разбежались. Он долго болел и на всю жизнь после этого
оставался сгорбленным.
СИНХРОН:
"Мне больше всего запомнилось, как он со смирением и терпением
перенес нападение разбойников, хотя он был очень сильный и он
мог бы им спокойно ответить".
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Преподобный Серафим Саровский скончался 2-го января (по старому
стилю) 1833-го года… Скончался, - вознося молитву перед своей
любимой иконой Богородицы "Умиление"…
СИНХРОН:
"Скончался он на коленях стоя, когда молился, скончался
на коленях, остался так, не как все люди умирают, а так на коленях
прямо и остался…"…
ПАУЗА:
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Сегодня в Саров попасть могут лишь единицы. Город имеет статус
"закрытого". В советские времена на месте подвига величайшего
подвижника Земли Русской - был открыт Всероссийский ядерный центр.
Саров переименовали в "Арзамас-16"…
Лучшие умы Союза трудились здесь над изобретением советского
ядерного оружия… Именно здесь появились наши первые - ядерная
и водородная бомбы… Возможно, именно благодаря их созданию - тогда,
в прошлом, двадцатом веке, всё человечество было спасено от начала
третьей мировой войны…
Сегодня Саров по-прежнему остается закрытым городом. Может быть,
поэтому, и по сей день он отличается чистотой, ухоженностью… Город
зеленый и цивилизованный. Здесь не увидишь на улицах и рынках
приезжих бандитов с Кавказа… Здесь спокойно живут нормальные русские
люди… Благодаря строжайшей закрытости, Саров остается неким оазисом
в нашей изуродованной России…
Пути Господни неисповедимы… Между святынями Саровской земли и
советским атомом сегодня установилась какая-то невидимая связь.
Время забвения и разрухи прошло… - теперь - время собирать камни…
СИНХРОН - Владимир Сергеевич Белов, Ростовская атомная станция:
"Представители атомной промышленности - тоже христиане,
как и все наши люди, большинство, поэтому они чтут традиции. Мы
хотим строить не только энергетические объекты, и не только живем
техническим уровнем, но также живем и духовным уровнем, поэтому
одно с другим связано".
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Сегодня восстановление порушенных святынь Сарова и Дивеева -
ведется под эгидой Концерна Росэнергоатом и Министерства атомной
энергетики…
СИНХРОН - Владимир Сергеевич Белов, Ростовская атомная станция:
"Ну, я бы не сказал, что ядерщики - атеисты, я бы не сказал.
Они так же верят - они христиане. Поэтому они также хотят сделать
добро".
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Первый в России храм, освященный во имя преподобного Серафима,
мы показывали на светлой Седмице, после Пасхи. Тогда, если помните,
владыка Георгий возжигал пред образом Саровского чудотворца -
свечи от благодатного огня из Иерусалима.
Тогда… - реставраторы и иконописцы только приступали к началу
росписи храма… Но вот прошло всего три месяца - трудно было в
это поверить! - но с помощью Божией. По молитвам преподобного
Серафима, - храм, действительно, преобразился!..
СИНХРОН - Ярослав Владимирович Рылло, руководитель работ по росписи
храма:
"Вот, вашими молитвами и помощью батюшки Серафима мы действительно
сегодня радуемся и видим, что мы все-таки успеваем, успеваем сделать
храм, расписать его к празднику. Вообще, в это, конечно, трудно
было поверить…"
СИНХРОН - Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский:
"Наступил момент, когда иконописцы сказали: "Владыко,
для нас время остановилось!" - Действительно, Господь дал
им такое вдохновение, по молитвам преподобного Серафима Саровского,
что они вот в таком творческом духовном порыве за столь короткий
срок так благолепно расписали храм. И сегодня можно с уверенностью
сказать, что храм в Сарове в честь преподобного Серафима Саровского,
- первый храм на Руси, освященный в честь этого святого на месте
его кельи, имеет вид пасхального, пасхальной радости, - и это
подтверждается словами "Радость моя, Христос воскресе!"
СИНХРОН - Аня, жительница поселка Комсомольский республики Мордовии:
"Да, он говорил: "Радость моя…", и в любой день,
"Христос воскрес" - любому говорил".
СИНХРОН:
"Христос воскресе, радость моя!".
СИНХРОН:
"Меня тянет его смирение, и как бы любовь к людям, к ближним.
"Радость моя, Христос воскресе!".
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Всего несколько дней остается до всероссийского торжества столетия
прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского… Всего
несколько дней - и сюда съедутся десятки тысяч паломников со всей
России и из-за рубежа…
Всего несколько дней до этих долгожданных, необыкновенных торжеств!…
К этому времени, обитель преподобного Серафима будет выглядеть
уже совершенно по-иному, во всем благолепии и красоте…
(песнопение в стенах храма)
"Утверди, Боже, - веру православных христиан…"
СИНХРОН - Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский:
" Дорогие, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Днем
памяти, 100-летия со дня канонизации преподобного и богоносного
отца нашего Серафима Саровского чудотворца, великого молитвенника
и заступника Русской земли. Преподобный Серафим является сегодня
для нас голосом нашей совести. С праздником, дорогие мои, помощи
Божией нам в благом этом деле!".
СИНХРОН - Владимир Сергеевич Белов, Ростовская атомная станция:
Поздравляю всех паломников, зрителей. Хотел бы всех строителей
поздравить со 100-летием и пожелать им здоровья, счастья и веры
в будущее - без веры человек не живет".
"Поздравляем вас с этим праздником, чтобы Серафим Саровский
вам помогал во всем, что вы просили у него!".
СИНХРОН - Аня, жительница поселка Комсомольский республики Мордовии:
"Поздравляю всех с праздником Серафима Саровского, желаю
всем, чтобы все побывали в Серафимо-Саровском храме!".
КОРР. ЗА КАДРОМ:
И сегодня, как необычно для нас - современных людей двадцать
первого века, людей просвещенных и цивилизованных, - погрязших
в наших вечных мелких, мелочных и серьезных грехах, - как необычно
сегодня для нас звучат обнадеживающие слова преподобного старца
Серафима: - "Радость моя, - Христос воскресе!"…
Александр Егорцев, Наталья Шиповская,
Владимир Лапишкин. Русский дом. Дивеево - Саров
КРУТОВ:
Как тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне:
"Боже, милостив буди мне грешному!" - так молится он
сейчас о каждом из нас, о всей нашей России. И с новой, соединяющей
его святость с судьбами всей России глубиной, открывается нам
смысл его слов: "Радость моя, спасись сам, и тысячи вокруг
тебя спасутся".
По молитвам преподобного Серафима Саровского у российского императора
Николая II и его супруги Александры Фёдоровны родился долгожданный
наследник - царевич Алексей. Это произошло ровно через год после
Саровских торжеств 30 июля.
Е.КОЗЕНКОВА "ЦЕСАРЕВИЧ"
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Село Радонеж, подворье Троице-Сергиевой Лавры. Игумен Нектарий
выносит из алтаря новую икону цесаревича Алексея. Он в форме атамана
казачьих войск. Это звание традиционное присваивалось наследникам
русского престола еще в детстве. Автор иконы неизвестен.
СИНХРОН - ИГУМЕН НЕКТАРИЙ ПОДВОРЬЕ ТРОИЦЕ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ:
- Эта икона благословение ныне почившего протоиерея Николая из
острова Залит. Он, передавая эту икону, и как бы дал такое пожелание,
чтобы с нею совершать крестные хода.
КОРР. ЗА КАДРОМ:
А вот эта икона была написана греческими монахами и прислана
с Афона.
СИНХРОН - ИГУМЕН НЕКТАРИЙ ПОДВОРЬЕ ТРОИЦЕ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ:
- Вот она написана как бы в греческом стиле. Значит, он больше
похож здесь как бы на грека.
- На подворье каждый день читают акафист святому Благоверному
царевичу Алексею, которого можно поставить в один ряд с такими
светлыми отроками Руси, как убиенный в Угличе царевич Дмитрий,
Гавриил Белостокский, Михаил Муромский, страстотерпец Глеб, младший
брат Бориса. Батюшка рассказывает о том, как исцеляются бесноватые
люди пред иконою Алексия, а также других случаях чудесной помощи.
СИНХРОН - ИГУМЕН НЕКТАРИЙ ПОДВОРЬЕ ТРОИЦЕ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ:
- Очень помогает в борении со страстьми. Один мужчина, общаясь,
молясь, молитвами общаясь через чтение акафиста и образ царевича
Алексея, исцелился от сахарного диабета. Тоже самое произошло
и со мной. На протяжении меня сахарный диабет был больше 10 лет,
если не все 15, прошли исследования, в крови сахара не оказалось.
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Царевич Алексей был рожден по молитвам Серафима Саровского, старца
прославленного в лике святых по прямому указу государя-императора
Николая П. Ознакомившись с материалами по прославлению, царь дерзновенно
начертал: "Немедленно прославить". И в 1903 году царь
с царицей приехали на торжества в Саров, где при жизни подвизался
святой. По приезду царь сразу направился на исповедь в келью схимонаха
Симеона. Потом вместе с царицей они стояли в церкви без свиты
и охраны, как простые богомольцы. В сам день торжеств царь на
своих плечах нес раку с мощами святого. Он пожертвовал средства
на серебряную гробницу, а царица своими руками сшила для неё покров.
Всё это вместе на народ произвело сильнейшее впечатление. В момент
торжественного входа царской четы в собор произошла неожиданная
сцена. К ногам царицы бросились русские женщины и, целуя край
её платья, запричитали: матушка, ты наша родная, царица сиротинушка,
Господь тебе сыночка не дает несчастной. Капли слёз тогда скатились
из глаз императрицы. Простой народ всё понимал. Родить наследника
главный её долг. Но каждые два года от начала их семейной жизни
с Николаем Александровичем рождались девочки Ольга, Татьяна, Мария,
Анастасия. И тогда на Саровских торжествах царь и царица горячо
помолились о даровании сына. Александра Федоровна искупалась во
святом источнике. И ровно через год, 30 июля родился цесаревич
Алексей. Скоро радость сменилась отчаянием - гемофилия, неизлечимая
ужасная болезнь передалась ребенку по линии матери. Любой нечаянный
удар, обычное падение могли оказаться для ребенка, который рос
живым и подвижным, роковыми. На месте ушиба не свертывалась кровь,
и сразу же образовывалась огромная опухоль, причинявшая тяжкие
страдания. Здоровье Александры Федоровны резко пошатнулось, она
чувствовала себя невольной виновницей. Эта болезнь передавалась
от матери только мальчикам. Царица искала утешения в молитвах
и посещениях церкви, и стала лично учить цесаревича основам православной
веры. На всех фотографиях у Алексея очень скорбное лицо, он много
страдал от физической боли и был лишен нормального детства. Ему
не разрешали кататься на велосипеде, играть в теннис. Алексей
Николаевич плача, спрашивал: "Отчего я не такой, как другие
мальчики".
Из воспоминаний воспитателя Пьера Жильяра: "Я открыл ребенка
сердцем от природы любящим и чувствительным к страданиям".
Потому что сам Алексей уже много страдал. Воспитатели отмечали
в нем простоту, доброту, отсутствие заносчивости и гордости. В
учении Алексей обладал большими способностями, пытливым умом,
музыкальным слухом. Интересная деталь, мальчик великолепно играл
на балалайке, любил игру в солдатики, которых он собрал огромное
количество. А еще пробовать солдатскую кухню подшефного ему сводного
полка, откуда ему каждый день приносили щи, и кашу. Облизывая
ложку, он констатировал: вот это вкусно, не то, что наш обед.
Еще из этого же полка цесаревичу приводили в гости солдат, мастеров
по сказкам. Засыпая, он любил послушать русские из самых народных
глубин сказки.
С болезнью цесаревича связывают появление при дворе Григория
Распутина. По материалам закрытых архивов, обнародованным в последние
годы, точно известно. Тобольский крестьянин Григорий Распутин
не был ни хлыстом, ни пьяницей, ни развратником. Документы, опубликованные
в книгах историков Александра Баханова и Олега Платонова беспристрастно
свидетельствуют: грязные истории были сфабрикованы. Царь и царица
любили говорить с Распутиным, как человеком Божьим, религиозным
крестьянином, вышедшим из народных глубин. Его горячая молитва
за наследника, действительно помогала ему в страданиях. Однажды
даже отодвинула смерть, в которой уже никто не сомневался. Болезнь
мешала готовить цесаревича к обязанностям монарха. Император часто
брал его принимать парады и делать смотры войскам. Император сына
не баловал, требовал от него послушания, воспитывал патриотом
своей Родины. Известен случай. Однажды Алексей бросил в спину
своей сестре Анастасии комок снега, Николай П тут же заметил:
"Сстыдно, Алексей, ты ведешь себя, как немец, нападать сзади
на человека беззащитного, это гадко, подло, предоставь это немцам".
Во время войны с Германией царь считал своим долгом находиться
в ставке армии в Могилеве вместе с царевичем. Их появление пред
войсками вызывало огромный восторг. Однажды царь взял цесаревича
на передовые окопы, доступные для обстрела вражеской артиллерией.
За нахождение в сфере огня армии награждён был Алексей Георгиевской
медалью. В эти годы все отмечали здоровый веселый вид наследника,
врачи утверждали, что с гемофилией люди могут прожить много лет.
Но, царевичу не суждено было стать императором, претворить в жизнь
как-то сказанные в детской простоте слова: "Когда я буду
царем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтоб все были счастливы".
Отречение от престола отца, арест всей семьи в Царском селе, ссылка
в Сибирь. В кровавой бойне в Ипатьевском доме, страдающий от очередного
приступа гемофилии отрок, принял из всех самую страдальческую
смерть. Он долго не умирал, хотя в него попало много пуль, и тихо
стонал на стуле. Уже принесли носилки выносить тела. Когда к нему
подошел Юровский и выпустил из нагана подряд три пули, мальчик
упал на пол к ногам отца. Остается вспомнить пророчество старца
Серафима Саровского: "Будет некогда царь, который меня прославит,
после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за
то, что восстанут против этого царя и самодержавия. Но, Бог царя,
возвеличит".
Время открыло смысл этих слов. Бог возвеличил царя, искупившего
умопомрачение России не только своей кровью, но и кровью сына
своего, жены своей и четырех невинных дочерей. Бог даровал им
венцы святости и способность быть небесными заступниками пред
престолом Божиим за нас, сегодняшних.
АНОНС ЖУРНАЛА (АВГУСТОВСКИЙ)
КРУТОВ:
А сейчас я приглашаю вас в Рязанскую область. Посмотрим, как
хозяйствуют монахи московского Даниловского монастыря.
М.МАСЛОВ "МОНАСТЫРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Корр.:
Тихо шелестит на ветру молодая листва. Глухо в ответ скрипят
старые дерева. Дремучая чащоба. На прогалине в траве солнце золотит
бока ягодам.
"Кривельская горка", - так зовут это место. На самом
взлобье лес, раздвинувшись, принял в свои объятия скит Свято-Данилова
монастыря. 5 часов вечера. Чернец ударяет в колокола, созывая
братию на всенощное бдение…
Вот уже 10 лет на Рязанской земле, на Кривельской горке молятся
монахи Свято-Данилова монастыря за наши грехи.
Синхрон - Иеромонах Михей, настоятель храма Архангела Михаила
в селе Михеи:
Чем меня поразило это место, прежде всего. Как мы знаем, в храме
душа радуется, в монастыре уют чувствуешь - место намолено. Так
и это место. Просто на нем находишься и чувствуешь какой-то уют,
что действительно кто-то раньше молился, или Богом избранное.
Корр.:
Вместе со скитом одновременно было заложено и подворье. С чего
начинать хозяйственную деятельность особых размышлений не было
- конечно, с монастырской пасеки. В настоящее время 170 пчелосемей
готовят будущий урожай меда.
Синхрон: Сергей Сергеевич Иванов, заведующий пасекой:
Рамочка наполовину запечатана. Как они полностью выпарят влагу,
запечатают все. Недельки через 1.5-2 начнем откачивать.
Корр.:
В среднем с одного улья меда выходит килограмм 60. Делят поровну.
Половина остается пчелам для еды на зиму. Половина - для людей.
На лето часть пасеки уезжает кочевать по окрестным полям. Но нынешний
год складывается не удачно для пчеловодов. Весь июнь шли дожди,
и пчела неохотно ходила на поля. Да еще и липа плохо цвела.
В настоящее время у подворья земли всего несколько сот гектаров.
Часть отвели под поле с медоносами для пчел, а еще заложили сад
яблоневый.
В труде и молитвах проходят дни за днями, год за годом. И если
монастырское подворье за эти годы поднялось и окрепло, то в округе
все больше наступает запустение и просто вымирание деревень.
Синхрон - Иеромонах Иннокентий, эконом Свято-Данилова монастыря:
Мы столкнулись с такой проблемой, что люди научились обходиться
без денег. Кто-то ведет свое хозяйство, кто-то промышляет воровством.
Уже просто разучился работать. Вот это большая проблема сегодняшнего
дня. Те, кто занимается сельским хозяйством, прекрасно меня поймут.
Корр.:
За подтверждением горьких слов отца Иннокентия далеко ходить
не надо. Лето, горячая страда для крестьян. Только нет ни сенокоса,
нет ни уборочной. В ближайшем колхозе из тысячи с лишним пахотных
земель обработали лишь 15. Поля глохнут в бурьяне, зарастают березкой.
И только одиноко тарахтит тракторишко Константина Кузьмича. На
дворе у него корова, телка, телята, свиньи. Сена на зиму надо
много. Как работал на земле долгие годы, так продолжает по-прежнему.
Как живет он? Небогато, конечно, но на жизнь не обижается.
Синхрон - Константин Кузьмич Кузнецов, механизатор:
С рукой побираться не ходим. На хлеб хватает, и все. Чтобы купить
какую-либо вещь - мы не в состоянии.
Жена у меня получает 650 рублей з/пл. Это спасибо она работает
на постоянной работе в детском саду. Я - ни копейки лет 10, наверное.
Корр.:
Таких мужиков на весь колхоз осталось с десяток. Кто не бросил
землю, не уехал на заработки в города, или просто запил. И эта
боль и беда русской земли не может не трогать насельников монастыря,
живущих в ските на Кривельской горке.
Синхрон - Иеромонах Иннокентий, эконом Свято-Данилова монастыря:
Наша одна из важных задач - дать людям духовную опору под ногами.
Потому что люди за годы Советской власти потеряли духовный стержень.
Крестьяне - верующие люди.
Если сейчас люди на селе не будут верующими, трудно говорить
о глубинном возрождении сельского хозяйства.
Вера - камень. Если человек на него опирается, он везде устоит.
Если удастся на селе, чтобы в душах принялось это понимание, вот
тогда, конечно, да. Тогда это будет победа. Сейчас пока идет борьба
за души человеческие.
Корр.:
В ближайших планах подворья взяться за возрождение одного из
колхозов. Распахать вновь заброшенные земли, собрать людей, которые
еще не разучились работать, укрепить их души верой православной.
Синхрон: Архимандрит Алексий, наместник Свято - Данилова мужского
монастыря:
Мне кажется, что в каждом из нас, наверное, в таком хорошем смысле
живет крестьянин. В том плане, мы, конечно, утратили навыки, мы
не умеем с землей обращаться, но она к себе манит. Она дает связь:
христианин должен устремляться к Богу, но от земли.
Путь от земли к небу, он нелегкий, но благодатный.
Корр.:
Долгий и трудный путь впереди у всех нас, кому дороги русские
поля, русские деревни. Многое придется сделать, чтобы в селах
звонко раздавался детский смех, на полях колосилась рожь.
Вера и труд все смогут преодолеть - вот чему учит опыт десяти
лет скита Преподобного Сергия Радонежского.
А.ЕГОРЦЕВ "ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЗА ВЕРУ"
КОРР. ЗА КАДРОМ:
В Москве, прошла экстренная пресс-конференция Комитета "За
нравственное возрождение отечества". Известные священнослужители,
психологи и юристы с тревогой заявили, что в настоящее время -
в канун торжества 100-летия прославления Серафима Саровского,
- в России начались преследования за Веру православных христиан…
Еще в январе этого года мы сообщали о кощунственной выставке
в музее Сахарова… Изрезанные, поруганные, распиленные иконы… Глумление
над святыней, оскорбление религиозных чувств миллионов верующих,
причем, конкретных верующих - православных! Как было заявлено,
эти поделки извращенцев имели якобы художественную ценность…
СИНХРОН - ИРИНА МЕДВЕДЕВА, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ:
Это срам, гадость и сумасшествие! Как человек, который работал
в психиатрической больнице, могу сказать, что это всё - одна сплошная
психиатрия. Потому что такое стремление разрушить святыню - свойственно
так называемым "гибоидным шизофреникам!"
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Прошло полгода, однако до настоящего дня никто из руководства
Сахаровского центра и устроителей кощунственной выставки - наказан
не был. Никто!
Напротив, как было объявлено на пресс-конференции, следователь
УВД Центрального округа Москвы привлек в качестве обвиняемых за,
якобы, "групповое хулиганство" - алтарников храма святителя
Николая в Пыжах. Совсем недавно, в середине июля с них взяли подписку
о невыезде…
СИНХРОН - АЛТАРНИК ХРАМА СВ. НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ:
Я считаю, что это незаконное уголовное преследование меня и вынужден
обратиться к широкой общественности за помощью.
СИНХРОН: НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БУРЛЯЕВ, ПРЕЗИДЕНТ МКФ "ЗОЛОТОЙ
ВИТЯЗЬ":
Люди, героев России - их почему-то привлекают к суду. Правомерно
ли это, законно ли это, объективно ли это?!"
КОРР. ЗА КАДРОМ:
Одновременно с преследованием православных церковнослужителей,
возобновилась травля учебника "Основы православной культуры"
и её автора Аллы Бородиной. 15 июля состоялся очередной суд, на
котором группа правозащитников потребовала пересмотреть Евангельское
свидетельство о распятии Христа. По сути, - это начало суда над
Евангелием!
И, наконец, мало кто знает, что жестокой травле за религиозные
убеждения подвергся юрист Координационного Совета Московской Патриархии
- Ксения Чернега. После того, как Ксения Александровна, смело
выступила в "Русском Доме" в защиту Православной культуры
- она была уволена с работы из Московской государственной юридической
академии…
Что ж, истины Евангелия, светлые лики святых, пронзительный взгляд
мучеников - как оказывается, невыносимы для черных и сереньких
душ современной либеральной интеллигенции. Небезызвестные господа
- Глеб Якунин, Лев Пономарев, Тер-Оганян, Сергей Адамович Ковалев
и гражданин Левинсон теперь выступают против Православия - единым
фронтом!
СИНХРОН - СЕРГЕЙ АДАМОВИЧ КОВАЛЕВ, ПРАВОЗАЩИТНИК, ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ
РФ:
Я говорю, а вы молчите! - ясно вам! - Я говорю, а вы молчите!"
СИНХРОН - ИРИНА МЕДВЕДЕВА, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ:
Они даже не понимают, какой вулкан они могут разбудить - сколько
православных людей встанет на защиту своих братьев…
КРУТОВ:
З августа прекрасному русскому писателю, председателю Союза писателей
России Валерию Николаевичу Ганичеву исполняется 70 лет. В канун
юбилея мы встретились с ним.
ИНТЕРВЬЮ С ВАЛЕРИЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ ГАНИЧЕВЫМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОЮЗА
ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ.
КОРР.:
Валерий Николаевич скажите, пожалуйста, все эти пертрубации,
которые происходили вокруг вас, как они отразились на вас, как
на человеке, как на гражданине своего Отечества, на вашем мировоззрении.
ГАНИЧЕВ:
Мы, кто вырос во время войны, после войны мы ощущали великую
Победу нашего народа. И в этот момент и происходило формирование
многих тысяч и миллионов людей. В этот момент появились исторические
произведения, рассказывающие о нашей истории, кинофильмы, ну,
там до войны "Александр Невский", "Богдан Хмельницкий".
После войны "Корабли штурмуют бастионы", книги Бородина
о Дмитрии Донском, книги Яна Менчивецкого про начало татаро-монгольского
ига, "Севастопольская страда" Сергея Мценского. Они
создавали такой исторический пласт, на котором мы все взрастали,
они создавали некую связь времен, которая была в своё времена
нарушена и в 20, 30-е годы говорили, вот до 17 года это темнота,
дыра черная и так далее. А перед войной, когда Сталин почувствовал,
что нужно вызвать к жизни национальные силы и началось обращение
к патриотическому воспитанию, мы как раз захватили это благодатное
время, время, в котором были сложности, трудности, были жертвы,
были поражения до Москвы, до Сталинграда доходили. А потом мы
дошли до Берлина и это отложилось в нашей памяти и мы вырастали
вот это наше послевоенное поколение, как поколение патриотов,
как поколение людей, которое знает, что Отечество наше побеждало.
Оно не только терпело поражение, оно побеждало. И в этом ракурсе
что ли и происходило формирование моего мировоззрения. И поэтому
для нас было незыблемо Отечество, Советский Союз, Россия и мы
ему служили.
И когда мы столкнулись с таким представлением, что оказывается
Россия наша отсталая, она постоянно терпела поражения, у ней было
отсталая мысль литературы и так далее, мы с этим не могли согласиться.
Ну, во-первых, мы историки. Я был историк, я всегда знал, какое
место и роль играла Россия. Во-вторых, когда я пришел в литературную
среду, а это было в 1963 году, я пришел в журнал "Молодая
гвардия" заместителем главного редактора замечательного человека
Анатолия Васильевича Никонова это фронтовик, человек, закончивший
Московский университет, историк, коммунист и в тоже время был
величайший русский патриот. И вокруг журнала "Молодая гвардия"
вот в 60-е годы и сформировался очаг патриотического просвещения.
Ну, достаточно сказать, что его заместителями были вот я, Сергей
Викулов, Анатолий Иванов, у него в редакции был Валентин Сорокин,
Уханов, Кротов, ну, и многие, многие другие. Но, дело даже не
в том, кто был в редакции, а что писали, и кто писал. Там первые
публикации Лобанова были, публикации повести Глазунова "Путь
к себе" это первая его проба и определение его духовного
пути. Владимир Солоухин постоянно выступал. Черные доски, вот
я помню, когда мы хоронили и была панихида в Храме Христа Спасителя,
первая панихида в Храме Христа Спасителя она была с Владимиром
Алексеевичем Солоухиным, а он был первый наш председатель комитета
по сбору денег на строительство Храма Христа Спасителя. Это еще
в то время, это 70-е годы, казалось полной фантастикой, это невозможно,
ну, как это на месте этой ямы, на месте бассейны выстроен храм.
И вот фланг этот духовного родства со всем, что было в России,
он утвердился тогда во мне в 60-е годы и я стал последовательным,
я не боюсь этого слова, русским, ну, хотите, националистом, хотите,
патриотом. Хотите человеком, который утверждает, что Россия является
одним из главных спасительных очагов для всего человечества, в
том числе и для своего народа.
КОРР.:
Нет у вас такого ощущения, что сегодня все-таки национальный
дух русского человека он сильно поколеблен и его можно и не пробудить
в такую тяжелую минуту.
ГАНИЧЕВ:
Нет, у меня такого ощущения нет, я не думаю, что в 30-е годы,
когда было разрушено столько храмов, когда были порваны нити исторической
преемственности, когда многие лучшие сыны были арестованы или
расстреляны даже, наше положение было уж сильно лучше, чем сейчас.
И в тоже время, народ нашел в себе силы пробудить это сознание,
встать на защиту Отечества, победить врага и так далее. Да, к
сожалению, мы оказываемся часто наивными, мы оказываемся часто
неприспособленные к тем ситуациям. Те, кто стоял в числе грабителей,
так сказать, или те, кто пытался это сознание уничтожить он вдруг
как-то умело забегает всегда вперед и пользуется плодами наших
побед, пользуется плодами наших усилий. И это и сегодня видно.
Да я назову вам один из примеров. Вот мы национальные патриоты,
мы русские люди, мы боролись за утверждение национального самосознания,
мы вступали иногда в противоречие с властью, с советской властью.
Нам не нужно было разрешение выезжать из России, нам нужно было
добиться, чтоб мы в России могли получить все возможности для
творческого, духовного расцвета. И в это время КГБ с его вообще
очень странным, если не сказать, люциферовским руководителем начинает
гонение основное на русских национально мыслящих людей. Конечно,
Андропов. И их начинают приарестовывать, арестовывать, ссылать,
достаточно назвать Леонида Бородина, достаточно назвать гонения,
которые были на нас в те 70-е годы. Ах, все, говорили диссиденты,
вот они так страдали. Извините меня, диссиденты чуть-чуть пострадав,
получали иммунитет, выезжали на Запад, получали Нобелевские и
другие премии, становились министрами Израиля и так далее. Наши
все борцы, кто боролся за Россию открыто ли, так медленно ли и
таким делом нас всё время обозначали, как шовинисты, националисты.
И вот это специальное, как я сейчас понял, как это исторически
складывается, это специальное нахождение ложного курса преследований.
Преследовали не тех, кто боролся по настоящему против России,
а преследовали тех, кто боролся за Россию.
Я не говорю, скажем, о каких-то автомобильных катастрофах, которые
интересно странно повторялись раз в полгода, значит, чтобы напомнить,
знаете, проблема русских людей нуждается в всякой корректировке.
Бог с ними. Значит, мы всё равно стояли на этой позиции, позиции
Отечества нашего России, патриотизма и мы будем стоять.
КОРР.:
Вы создаете, и ваши товарищи, единомышленники "Всемирный
Русский Собор". Скажите, пожалуйста, вот в этом году исполняется
вообще 10 лет "Всемирному Русскому Собору". Как вы считаете,
вот он выполнил то задание, то предназначение, которое вы вкладывали
в него 10 лет назад?
ГАНИЧЕВ:
Ну, знаете, я участвовал с начала перестройки во всех русских
национальных движениях. И потом я понял, что без Русской православной
церкви, без окормления, значит, никакое движение в защиту русского
народа, в защиту русской идеи, русского духа невозможно. И вот
тогда в 93-м году мы создали с помощью церкви Всемирный Русский
народный Собор, в 1995 году он стал называться Всемирный Русский
народный Собор и возглавил его Святейший Патриарх России. Знаете,
еще в 90-е годы полный еще был такой накат, значит, "Аа,
шовинисты, красно-коричневые". Каждое слово о русском, о
русскости оно, так сказать, преследовалось и считалось вообще
каким-то запретом. Да и сейчас нам на наше телевидение прорваться
с этой темой, извините меня, очень и очень тяжело. Но, вот с тех
пор, в течение 10 лет, когда Собор стал действительно всенародным,
все русские трибуны, трибуны, конечно, хотелось бы, чтобы Собор
был, может быть, и местом действия, местом практической созидательной
работы. К сожалению, он еще таким не стал. Но, как трибуна, он
свою миссию исполняет.
КОРР.:
Валерий Николаевич поколение литераторов, к которым принадлежите
вы, Куняев, Распутин, Белов, наследники, ученики Шолохова. Есть
у вас ощущение какой-то вот безысходности или вы считаете, что
растет достойная смена?
ГАНИЧЕВ:
У меня нет ощущения, что нам некому передать знамя. Пришли те
люди, которые говорят не только, как мы, но лучше чем мы. Кстати,
я свой заслугой также еще считаю, что мне удалось повернуть вместе
со своими сотоварищами наш Союз писателей на путь православного
служения. Нету русской литературы без православной основы.
Может быть самое главное, то что произошла канонизация и прославление
Федора Федоровича Ушакова. Через несколько дней мы здесь будем
у нас создавать Духовно-патриотический созидательный центр имени
святого праведного Федора Ушакова. Здесь у нас будет его икона,
вы видите там находится, адмиральский флаг. Но, Федор Федорович
Ушаков святой праведный Федор он является покровителем всяких
добрых сильных дел, которые совершаются у нас в Отечестве. И я
считаю, что вот для меня это самое, может быть, главное дело в
моей жизни, которое мне удалось совершить я благодарен своим родителям,
которые мне дали довольно чистое, я бы сказал, искреннее воспитание,
благодарен своей жене, она была верующая всю свою жизнь, и я,
наверное, приходил к этому через систему воспитания, через положение,
через разум вначале, как историк, а она всегда, Светлана моя,
была человек верующий, и моей дочери. У нас нет в семье проблемы
отцов и детей, нету, мы едины, так сказать, также, как и внучка
моя Анастасия, историк. Мы все историки я, дочь и внучка.
КОРР.:
Валерий Николаевич, "Русский Дом" тоже благодарит вас
за ваши труды, многая Вам лета, успехов в вашем творчестве, и
в вашей созидательной деятельности по укреплению нашего российского
русского государства. Вот вам передаем журнал, у нас августовский
номер вышел, здесь есть статья и о вас, она называется "Воин
духа".
ГАНИЧЕВ:
Я очень люблю этот журнал, это один из самых интересных, хороших
и необходимых нам журналов.
КРУТОВ:
Заканчивая программу, я хочу напомнить вам пророчество преподобного
Серафима Саровского чудотворца о будущем России.
"До рождения антихриста произойдёт великая продолжительная
война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение
человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский,
Пугачёвский, Французская революция - ничто в сравнении с тем,
что будет с Россией. Произойдёт гибель множества верных отечеству
людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение
церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых
людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию
и приведёт её путём страданий к великой славе…". Преподобный
Серафим Саровский.
До свидания.
Встретимся в следующее воскресение на третьем телеканале "Московия"
в 15.25.