Так стали называть любимую актрису русские люди, когда наступили
в России жестокие времена, и образы, созданные Татьяной Васильевной
Дорониной в русском искусстве, стали им особенно дороги, потому
что несли свет и веру в стойкость и красоту русской души, а значит,
помогали жить.
Да, актёрская судьба начиналась удачно: сыгранная на сцене Ленинградского
театра им. Ленинского комсомола роль Женьки Шульженко в пьесе
А.Володина "Фабричная девчонка", принесла Дорониной успех, об
актрисе заговорили как о самобытной и яркой индивидуальности.
Вскоре она стала лауреатом Всесоюзного фестиваля драматических
театров и оказалась в числе советских актеров, имена которых произносились
в публике с чувством восхищения и благодарности. Потом пришла
слава первой актрисы режиссера Г.А. Товстоногова.
С появлением Дорониной на сцене Ленинградского БДТ работы режиссёра
обрели новое звучание и глубину.
В ту пору театр в России как общественная трибуна занимал одно
из ключевых мест в публичной дискуссии об исторической и духовной
миссии России, традиционных ценностях и влиянии Запада на сознание
русского человека, и каждая работа актрисы вносила свою лепту
в этот процесс, становилась предметом широкого обсуждения, была
интересна и нова. Печатные издания не скупились на высокие оценки
и похвалы. Образ русской актрисы, ярчайшей личности становился
символом женского обаяния, идеалом русской красоты. Она перевоплощалась
из горьковской Надежды Монаховой в Софью из "Горя от ума" Грибоедова,
в Настасью Филипповну Достоевского или Лушку из "Поднятой целины"
Шолохова, в Машу из "Трёх сестер" Чехова, в героинь многих советских
пьес и постановок, и лик её, всегда неожиданный и ослепительно
прекрасный, поражал зрителя своей убедительностью и обаянием.
Актёр в России, великий русский актер, всегда страдалец за правду,
за страну, за народное дело. Татьяна Доронина испытала это в полной
мере. И в силу открытости и честности натуры, и в силу характера
- сильного, прямого, наделённого русской безоглядностью.
Она стала всенародной любимицей вовсе не потому, что рано была
удостоена звания народной артистки СССР. Зрители полюбили её,
когда она сыграла в кино роль старшей сестры в одноимённой пьесе
А. Володина, экранизированной Георгием Натансоном, а следом -
роль Нюры в картине Татьяной Лиозновой "Три тополя на Плющихе".
Эти фильмы поистине покорили всю страну, потому что здесь актриса
доверила зрителю глубоко личное - своё понимание жизни, усвоенное
ею с детских лет, доверила с какой-то отчаянной смелостью и искренностью,
открылась людям в самом сокровенном душевном страдании. В ней
народ увидел свою, русскую героиню и полюбил её беззаветно. С
выходом на экраны "Старшей сестры", а затем фильмов "Ещё раз про
любовь", "Три тополя на Плющихе", "Мачеха" Доронина обрела свои,
только ею созданные отношения с публикой.
Она жила перепиской со зрителями, в этой переписке находила и
поддержку, и теплоту, так порой недостающую ей в жизни. Она напишет
об этом позже, когда доверит читателю свои дневники. Именно там,
в "Дневнике актрисы", расскажет подробно историю своей семьи,
выразит своё понимание народной русской судьбы, даст читателю
возможность понять, каким огромным уважением и любовью пользуется
в её душе человек-труженик.
Личная
судьба большой актрисы - интересная и всегда трудная. Доронина
подчинила свою жизнь тому, что диктовала ей сцена, беспощадная
в требованиях самоотдачи.
Жизнь в театре, о любви к которому она так рассказала в "Старшей
сестре", что это стало эталоном понимания актерского служения,
воспринималось как исповедь самой актрисы, - эта жизнь на деле
складывалась у Татьяны Дорониной совсем не просто.
По большому счёту её уход из БДТ в конце 1960-х гг. был шагом
для неё необходимым, она чувствовала, что способна на большее,
и вся её жизнь "после Товстоногова" доказала это.
С юности она усвоила истину, которой поверила навсегда: "Служить
в театре -значит добровольно приносить себя в жертву, скрывать
себя, делать невозможное, "принять постриг", подчинить себя военной
дисциплине, отдать, весь талант и знания". Эту мысль К.С. Станиславского
она приняла для себя выстроенные, как клятву на верность делу
театра, поверила в неё всем сердцем.
В пору ломки привычных жизненных устоев и надругательства над
истинно народными ценностями, над основами исконной русской нравственности,
она продолжала на театральной сцене воспевать добро и сострадание,
честность и смелость, нравственную красоту и самопожертвование.
Она рано поняла, что в обществе появились силы, стремящиеся искоренить
русский образ жизни и русский взгляд на мир, восстала против них,
и силы эти не прощают ей цельности натуры, смелости и упорства.
Борьба идёт жестокая. Актриса подвергалась и подвергается нападкам
и издевательствам всякий раз, когда предлагает обществу очередную
свою работу, новое открытие, выразительно заявляющее о верности
русским традициям в искусстве.
Вообще, надо сказать, что, как всех талантливых людей, Доронину
отличает, порой, при остром и цепком уме, детская непосредственность
и доверчивость. Именно с этой доверчивостью относится она к прекрасным
проявлениям жизни, верит, что её предназначение - творить прекрасное.
Во второй половине XX века жизнь предложила ей тяжелейшее испытание:
она оказалась в эпицентре трагедии разделения Московского Художественного
академического театра им. М.Горького. Это произошло в 1987 году,
когда по чиновничьей воле, направляемой разрушителями русского
искусства, театр, созданный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко,
"разрезали" по живому, оставив воспитанников школы-студии МХАТ
(которую окончила и она сама), актёров, многие годы, игравших
с великими мастерами, за стенами родного дома.
Она по доброй воле осталась с отверженными, восстала против несправедливости.
Она хорошо понимала, что разделение МХАТ - попытка уничтожить
великий русский театр, и не позволила это сделать. Каким трудом
и напряжением сил это далось, рассказывать можно долго, но сегодня
в репертуаре МХАТ по-прежнему авторы, составившие честь и славу
театра-новатора в начале XX века: Горький и Чехов, Островский
и Булгаков, Пушкин и Достоевский, в основе репертуара - русская
классика, хотя и современные авторы украшают театральную афишу.
Театр имеет своего зрителя, любим молодёжью, и потомки обязательно
оценят то, что русский реалистический театр предстал перед поколением
XXI века таким, каким его задумывали основатели. Оценят это как
подвиг.
Сегодня МХАТ имени М. Горького, во главе которого стоит художественный
руководитель, народная артистка СССР Т.В. Доронина, по-прежнему,
как и во времена его основателей, отстаивает лучшие традиции русского
реалистического искусства. В репертуаре театра более сорока названий.
Классическая русская режиссура даёт возможность проявить себя
на мхатовской сцене и современникам-новаторам, таким, как Роман
Виктюк или Валерий Белякович, но как бы ни работали новаторы,
в основе спектаклей МХАТ имени М. Горького нет пошлости, так ненавидимой
А.П. Чеховым, нет безнравственности. Его спектакли всегда основаны
на принципах созидания и сохранения великих достижений русского
искусства. Это неукоснительное требование художественного руководителя
МХАТ им. М. Горького Татьяны Васильевны Дорониной.
Современные просветители "отсталой" России, радетели о народном
благе не могут простить Татьяне Дорониной ни её стойкости, ни
талантливости. Но даже в условиях многолетней травли, она работает
плодотворно, работает ради утверждения в обществе веры в справедливость
и достойное будущее России. Именно поэтому так неистовствуют ниспровергатели
и растлители России, когда выходит Доронина с очередной своей
режиссёрской работой.
Она принялась за дело режиссуры вынужденно, потому что не могла
смириться с безыдейностью и вялыми творческими исканиями "реформаторов"
русской сцены. Она требует от режиссуры точной мысли, ясного русского
слова, уважения к зрителю. На счету режиссера Дорониной пятнадцать
работ, и спектакли её - долгожители. "Белая гвардия" и "Зойкина
квартира" М. Булгакова, "Доходное место", "Лес", "Без вины виноватые"
А.Островского, "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского годами
не сходят с мхатовской сцены. А что может более убедительно говорить
о качестве режиссуры, как не спектакли-долгожители? В русском
обществе не утрачена потребность в мудрой и задушевной беседе,
желание проверить свои духовные искания в диалоге с великим русским
театром, получить заряд бодрости и веры в прекрасное. Именно этим
и отличается режиссура Дорониной. И если сегодня мы назовем образы,
созданные актрисой в последние годы, то увидим неизменность идеалов
Дорониной, не подвергшихся воздействию времени - её героинь отличает
всё та же духовная глубина, та же сердечность и доброта, жертвенность
и преданность вечным заповедям Православия. Это и Раневская в
гениальной пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад", и Кручинина в бессмертной
пьесе А.Н. Островского "Без вины виноватые", это и символический
образ Победы в спектакле "Тёркин жив и будет!", задуманном Татьяной
Дорониной как поклон народному подвигу во время Великой Отечественной
войны.
Вся её жизнь наполнена верой - в русское искусство, русскую судьбу,
русскую победу.
В сентябре 2003 года МХАТ им. М. Горького откроет новый сезон,
в котором Татьяна Доронина предстанет в новой роли; уже идут интенсивные
репетиции. Она готовит и новый спектакль как режиссер. Да хранит
её Бог!
"Русский Дом" желает Татьяне Васильевне творческих
успехов, и многая и благая лета!