Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Туркмения. ГУЛАГ для русских?

Айдогды МУСАЕВ, кандидат исторических наук

 

  Россия не хочет помогать соотечественникам - такой вывод приходится делать русским, живущим в бывших союзных, а ныне суверенных республиках.

 

Туркменский диктатор С. Ниязов проводит политику постепенного выдавливания русских из республики, и действия туркменбаши против России наконец-то привлекли внимание российских и зарубежных СМИ к Туркмении.

Неоднократно выступал в различных российских СМИ и журналист-правозащитник Леонид Комаровский. Как известно, он пять месяцев провёл в застенках туркменбаши, став, как и группа лиц, обвиняемых в "покушении" на С. Ниязова, жертвой политической провокации. Гражданин России и США А. Комаровский смог выйти на свободу и покинуть Туркмению лишь благодаря своему второму - американскому гражданству. Позицию российского посольства в Туркмении он прокомментировал так: "Всем давно известна цель его деятельности, которую, не мудрствуя лукаво, выразил экс-посол РФ в Туркменистане г-н Щелкунов, сказав, что он находился в Ашхабаде, "чтобы защищать интересы туркменбаши".

"Продолжая "генеральную линию" на защиту подозреваемого в пособничестве международным террористам и наркоторговцам Сапармурату Ниязову, - отмечает Комаровский, - преемник г-на Щелкунова временный поверенный в делах Российской Федерации в Туркменистане Андрей Молочков также предпочитает "не видеть" и "не слышать" того, что происходит вокруг. Невольно напрашивается вопрос: что за выгоды преследует уже второй год пребывающий в неопределенном положении "временный поверенный"? Чьи интересы он защищает?"

Обвинения в соучастии нынешних туркменских властей в наркотрафике и в сотрудничестве туркменбаши с талибами и чеченскими террористами, которые уже несколько лет звучат из уст оппозиционеров-эмигрантов, предъявил в Госдуме председатель Комитета по международным делам Дмитрий Рогозин.

На середину сентября в Госдуме назначены новые слушания по российско-туркменскому конфликту. Июньские слушания уже привели к тому, что Туркмения была внесена в список стран, нерекомендованных для посещения российскими гражданами.

Хотя на переговорах в Ашхабаде российско-туркменской комиссии по вопросам гражданства туркменбаши вновь заявил, что русских в Туркмении притеснять никто не будет, широкая кампания в СМИ не должна остаться безрезультатной - нужна конкретная программа помощи соотечественникам со стороны России.

Никто из них не отказался к 22 июня, как того желал диктатор, от российского гражданства. Изгои из страны туркменбаши вынуждены были сначала получать в Туркменском МИДе разрешительные визы на выезд, которые теперь отменены, а затем уже оформлять в российском посольстве визу на въезд.

Ищейки туркменбаши, собирающие информацию о гражданах России под видом работников различных коммунальных служб, и стукачи в домах вычисляли "иностранцев", которые по туркменским законам не имели прав на недвижимость, и конфисковали пустующие квартиры тех, кто уехал "на разведку" в Россию.

В Туркмении никаких перспектив для русских уже нет. Но уехать из страны тоже непросто. Продать квартиру - целая проблема. Билеты на самолёт в Москву распроданы на несколько месяцев вперёд. Пассажирский поезд в Россию не ходит уже давно. Железнодорожных контейнеров для отправки имущества не хватает... Но ежедневно сотни русских, предки которых жили здесь не одно столетие, кто продав квартиру за бесценок, а кто и бросив все имущество, навсегда уезжают из родных мест в Россию. Уезжают без надежды навестить когда-либо могилы близких. Если перед распадом Советского Союза русские составляли 13 процентов населения Туркмении, то в годы диктатуры их осталось лишь 4 процента. Кто же ответит за трагедию 100 тысяч человек, которые сохранили двойное гражданство, поверив, что Россия их никогда не оставит в беде?!

Собственно, в притеснении русских в Туркмении нет ничего нового. Русская община, начинавшая ещё в 1994 году как лояльная режиму туркменбаши организация, так и не смогла добиться регистрации, и после нескольких лет полулегального существования была разгромлена властями. Её глава Анатолий Фомин был вынужден в 1998 году бежать из республики.

Постепенно были закрыты все русские школы, за исключением одной в Ашхабаде. Ей было присвоено имя Пушкина. И это было разрекламировано как великое достижение. Русской молодёжи в Туркмении негде учиться: в вузах преподавание только на туркменском языке. За рубеж на учёбу русских не пускают.

Русскоязычное меньшинство подверглось методичному вытеснению из всех престижных сфер экономики и управления, а затем вообще было лишено возможности получить какую бы то ни было квалифицированную работу. Делопроизводство переведено на туркменский язык. Даже на самую скромную работу не берут без знания государственного языка и свода заповедей туркменбаши - "Рухнама".

В середине 1990-х диктатура Ниязова не была столь жестокой и абсурдной. Однако безучастная позиция внешнего мира, геополитическая конкуренция России и США, которые в борьбе за влияние в Туркмении игнорировали вопиющие нарушения прав человека, позволили режиму укрепиться и действовать уже без оглядки на международное сообщество. И всё же сегодня о нарушении прав человека Ашхабадом во всеуслышание заговорили Вашингтон и ОБСЕ.

Геноцид русских, которые многие годы были гарантом стабильности в Туркмении, - это лишь прелюдия дальнейшей трансформации "башизма" в фашизм.

Как же предотвратить беду?

Рецептов сегодня и политиками, и журналистами высказывается немало. Одни - за мирное, дипломатическое решение политического скандала, притушенные угольки которого в любой момент могут разгореться с новой силой. Другие - за эвакуацию русских военными транспортными самолётами России. Третьи - за введение сил ООН. Четвёртые - за военную операцию России или США против диктатора: ведь наша страна входит в сферу их интересов.

Борясь за лидерство в регионе, Ниязов уже давно перессорился с главами Казахстана и всех других, вышедших из "шинели" Советского Союза государств Центральной Азии. А виной всему - ленинский план межнационального размежевания Средней Азии 1924 года.

Правозащитники располагают огромным количеством фактов геноцида русских, узбеков и казахов в Туркмении. "Есть они теперь и у российских депутатов, - отмечает Леонид Комаровский. - Именно на их основе Госдума приняла своё заявление по Туркмении 20 июня 2003 года. Стоит ли говорить, что Ниязов скрыл содержание этого документа от туркменского народа".

Непростые отношения у режима Ниязова также с Ираном и Турцией. Кровавые войны с иранцами остались в генетической памяти туркменского народа. Сегодня они вместе с турками активно внедряют в Туркмении ислам.

Вряд ли мои земляки так уж сильно обрадуются и плану диктатора - заселить Туркмению после вытеснения русских этническими турками.

Русские, живущие в Туркмении, да и мы, туркмены, стали заложниками в борьбе за туркменский газ, которую ведут уже мною лет с транснациональными корпорациями российский "Газпром" и группа компаний "Итера". Именно голубое топливо приблизило нынешнюю гуманитарную катастрофу.

Если США, а вместе с ними их верные союзники англичане, которые некогда хотели поработить туркмен, устроят в республике второй Ирак, страна, уходящая сегодня всё дальше и дальше в средневековье, будет ввергнута в новую пучину бед.

В конце XIX века, когда на Среднюю Азию зарились англичане, туркмены не имели своего государства, они были кочевниками. Племена враждовали не только с соседними странами, но и между собой. В иные годы болезни выкашивали людей целыми аулами. Лишь ханы, баи, муллы и единицы из бедноты были грамотными.

Россия не пустила Англию в Среднюю Азию и вывела наши народы из феодализма в капитализм, утверждающийся в то время в мире. Те, кто напоминает о былой "кровожадности русских", о резне под Геокдепе, мягко говоря, лукавят, молчат о подлости и коварстве текинцев, первыми проливших кровь. Они вырезали мирный русский торговый караван, направляющийся из Красноводска через Ахал в Бухару и Хиву. Это случилось после добровольного вхождения прикаспийских туркмен - йомудов в 80-е годы XIX века в состав России и подписания мирного договора со всеми другими туркменскими племенами.

Что же оставалось делать России? Русскому генералу Скобелеву, освободителю Болгарии от турецкого ига, поручено было наказать обидчиков и навести в среднеазиатских землях порядок. Туркмения стала не колонией, а полноправной частью великой России - ее Закаспийской областью. Наряду с русской администрацией всеми правами пользовалась и местная знать. Народ продолжал исповедовать ислам, не запрещались ни туркменский язык, ни национальные традиции. Сегодня память генерала Скобелева предана анафеме", - пишет бывшей узник туркменского лагеря "Шагал" Батыр Мухамедов, автор книги "Башистский Гулаг". Еще в царское время с большим уважением к нашей национальной культуре относились многие выдающиеся представители русской интеллигенции.

Развивалась и экономика нашего края. Ни одна империя не вложила столько средств в окраины, как Россия в Туркмению и другие свои национальные территории. Русские построили все наши современные города, первые заводы и фабрики, школы, больницы, Среднеазиатскую железную дорогу, в том числе грандиозный железнодорожный мост через Амударью в районе Чарджоу...

Одним словом, русские действительно стали нашими старшими братьями - что же тут плохого?! - и защитили нас не только от англичан, иранцев, Хивы и Бухары, но и от нищеты и болезней.

А сколько добра сделано для Туркмении русскими людьми в советское время!

Вместе с русскими сегодня покидают землю предков и имеющие российское гражданство туркмены, не желающие томиться в БАШИЛАГе.

Туркмен в Туркмении тоже надо спасать! Так же, как и русских, узбеков, казахов ... Не молчи же, Россия, не отдаляйся от Туркмении! Ты нам ближе, чем США.


Туркмения

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU