160 лет со дня рождения генерала М.Д. Скобелева.
Полководец, Суворову равный, - так оценивали многие современники
заслуги русского военачальника Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882),
прозванного за пристрастие к белым лошадям и кителям "белым генералом".
За всю свою недолгую военную карьеру он не проиграл ни одного
сражения. Написано о нем немало. Но и нераскрытого в его судьбе
ещё предостаточно.
Слава Скобелева связана как с русско-турецкой войной 1877-1878
г.г., освободившей балканских славян от почти пятивекового османского
ига, так и с присоединением Туркестана (Средней Азии) к России.
В Средней Азии Скобелев проявил себя не только как выдающийся
полководец, но и как дальновидный политик и государственный деятель.
За короткий период он сумел с минимальными потерями присоединить
к России обширные территории и погасить пламя кровавых междоусобиц.
Его знала и любила вся Россия. И не только за ратные подвиги,
но и за высокие человеческие качества: ум, порядочность, неустанную
заботу о солдатах и офицерах, о тех, за кого он отвечал перед
Богом, Царём и Отечеством.
В конце своей яркой, но недолгой жизни МД Скобелев стал видным
общественным деятелем, чьи политические воззрения весьма актуальны
и сегодня. Его высказывания и выступления накануне гибели поучительны
как для его врагов, так и для его последователей в России, Болгарии,
Югославии...
Выступая в 1881 году на банкете перед сослуживцами в петербургском
ресторане Бореля, М.Д. Скобелев говорил: "Опыт последних лет убедил
нас, что если русский человек случайно вспомнит, что он благодаря
своей истории принадлежит к народу великому и сильному, если,
Боже сохрани, тот же русский человек случайно вспомнит, что русский
народ составляет одну семью с племенем славянским, ныне терзаемым
и попираемым, тогда в среде доморощенных и заграничных иноплеменников
поднимаются вопли негодования..." Как он полагал, это явление
вполне объяснимое: "космополитический европеизм не есть источник
силы и может быть лишь признаком слабости. Силы не может быть
вне народа, и сама интеллигенция есть сила только в неразрывной
связи с народом. А, значит, первейший долг каждого - жертвовать
всем, в том числе своим духовным я, на развитие сил Отечества".
Конечно, такими высказываниями Скобелев нажил себе немало врагов.
В определённых кругах за ним закрепился ярлык "слишком русского
генерала". Но Скобелева это не смущало. Несколько позднее в Париже
в речи перед сербскими студентами он выразился ещё резче: "Чужестранец
проник всюду! Во всём его рука! Он одурачивает нас своей политикой,
мы - жертва его интриг, рабы его могущества. Мы настолько подчинены
и парализованы его бесконечным, гибельным влиянием, что если когда-нибудь,
рано или поздно, мы освободимся от него, - на что я надеюсь, -
мы сможем это сделать не иначе как с оружием в руках!".
Это уже был прямой вызов, брошенный мощным, но отнюдь не однородным
международным силам, структуру и направления действий которых
Скобелев неплохо знал, однако вряд ли в полной мере осознавал
их коварство и глубинное неприятие России.
4 марта 1882 года Скобелев сообщал И.С. Аксакову: "..наше общее
святое дело для меня, как полагаю, и для вас связано с возрождением
пришибленного ныне русского самосознания... Я убедился, что основанием
общественного недуга есть в значительной мере отсутствие всякого
доверия к установленной власти, доверия, мыслимого лишь тогда,
когда правительство дает серьёзные гарантии, что оно бесповоротно
ступило на путь народной, как внешней, так и внутренней политики,
в чем пока и друзья и недруги имеют основания сомневаться". Надо
сказать, что радикальные элементы в масонстве в то время набирали
силу.
В письме И.С. Аксакову 23 марта 1882 года МД Скобелев писал:
"Я получил несколько вызовов, на которые не отвечал. Очевидно,
недругам русского народного возрождения очень желательно этим
путём от меня избавиться..."
Умер Михаил Дмитриевич в Москве 25-го июня 1882 года неожиданно,
при невыясненных обстоятельствах. Как тогда говорили многие, он
был отравлен. Скорбь о его безвременной кончине была поистине
всенародной. Гражданская панихида состоялась в Москве, в доме
№ 3 по Театральному проезду и вылилась в стихийное многотысячное
шествие. Отпевали его в храме Трёх Святителей у Красных ворот
(храм был разрушен в начале 1930-х гг.)
Вместе со всей мыслящей Россией "белый генерал" мучительно искал
выход из того тупика, в который зашло русское общество на переломе
двух царствований. Он искал естественный для огромной евроазиатской
страны путь развития, отчётливо понимая, что увлечение чужими
путями и чужими идеями не что иное, как предательство своего народа
и средство его закабаления чужеземцами.
Он мечтал о многонациональном централизованном государстве, сильном
и благоустроенном, гарантирующем своим подданным широкие права.
Остаётся только выразить надежду, что знамя русского возрождения,
которое когда-то символизировал М.Д. Скобелев, окажется в руках
тех, кто использует его в интересах народа, а не отдельных слоев,
прорвавшихся к власти. Борьба предстоит многотрудная, ибо по словам
митрополита Русской Православной Церкви за границей Виталия: "Будут
брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского
Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона,
Гитлера..."
Пророческие слова митрополита Виталия, к сожалению, сбываются
у нас на глазах.
Многовековой конфликт между патриотическими и космополитическими
силами, жертвой которого стал Скобелев, особенно обострился в
современном мире. И в поисках путей выхода из кризиса, думается,
обращаться нам надо прежде всего, к мыслям и делам российских
патриотов, в числе которых яркой фигурой был "белый генерал".
Память о Михаиле Дмитриевиче была увековечена в литературных
произведениях. На собранные по подписке деньги в 1912 году, в
30-ую годовщину со дня его кончины, в Москве на Тверской площади,
переименованной в Скобелевскую (затем - Советскую) по проекту
военного художника, подполковника П.А.Соманова была воздвигнута
великолепная конная статуя генерала. После Октябрьской революции
не в меру ретивые "слуги народа" в числе других памятников старой
России снесли и этот. Вскоре из частей бронзовой фигуры М.Д. Скобелева
были отлиты доски с текстом новой Конституции для обелиска Свободы,
сооружённого на месте памятника легендарному генералу. Этот обелиск
в 1930-е годы тоже подвергся уничтожению, что лишний раз доказывает:
не может быть подлинной свободы на месте попранной справедливости.
Сегодня, когда ведётся столько разговоров о бережном отношении
к истории, пора бы подумать о восстановлении памятника МД Скобелеву,
подлинному народному герою. Тогда не было бы стыдно перед теми
же болгарами, свято хранящими на своей земле память о "белом генерале".
Работа по увековечиванию памяти М.Д. Скобелева наконец-то началась
и в России. В его бывшем родовом имении на рязанской земле будет
создан музей, реставрируется родовая усыпальница.
Хотелось бы надеяться, что трагическая судьба "белого генерала",
судьба России в целом, послужат назиданием для всех нас.