Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Уроки веры и добра

Иван Иванович ФОМИЧ

  Живейшая дискуссия в обществе по поводу введения в школах факультативной программы "Основы православной культуры" неожиданно выдохлась в самом начале обсуждения. Причём, чем более "демократично" шли теледебаты, тем почему-то очевиднее становился безальтернативный вывод: "Нельзя! Ни в коем случае нельзя вводить!" Министерство образования России стыдливо и оперативно отменило своё же решение о введении в школах факультативных курсов "Основы православной культуры". И все как-то успокоились. Ведь нельзя ущемлять права верующих других конфессий! Кто спорит, конечно, нельзя. Нельзя разжигать межрелигиозную рознь. Согласны, нельзя. А почему именно этот факультативный курс должен обязательно разжечь вражду? А как насчёт интересов подавляющего большинства населения России, называющего себя православными христианами? Как объяснить этому большинству, почему ущемляются его интересы? Думается, российское Министерство образования приняло своё первоначальное решение о введении злосчастного факультатива не на пустом месте. В некоторых российских школах есть замечательные примеры православного воспитания детей.

Такой пример я обнаружил в Чувашии, в первом муниципальном лицее г. Чебоксары. Случайно заглянув в класс, где первоклашки готовились к последнему звонку, я увидел написанную на доске программу занятий последней майской недели. Рядом с традиционными экскурсиями в музеи там были два пункта, заинтересовавшие меня чрезвычайно: коллективный благодарственный молебен в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары и паломническая поездка в Раифский Богородицкий мужской монастырь, в Татарию.

Я познакомился с учительницей и попросил её поподробнее рассказать о своей системе православного обучения. Кандидат педагогических наук Юлия Васильевна Тумаланова ведёт начальные классы и преподаёт чувашский язык в лицее с 1993 г.

- Юлия Васильевна, поясните, пожалуйста, пункты православной части вашей майской программы.

- В начале учебного года мы всем классом идём в церковь и заказываем молебен перед учением. В конце же учебного года дети и их родители заказывают коллективный благодарственный молебен за успешное окончание учебного года.

- А как родители относятся к паломническим турам?

- Одобрительно. В апреле съездили в Дивеево 18 человек, в мае в Раифском монастыре побывали 63 человека, в августе была ещё одна поездка в Дивеево. Кто-то едет как паломник, готовится к исповеди и причастию, купается в святых источниках, а кто-то пока присматривается к поведению паломников, знакомится со святыми местами. Родители, в общем, поддерживают меня и активно участвуют в организации поездок.

- Когда Вы начали вводить элементы православной культуры в обучение?

- Сразу, как начала работать в нашем лицее. Помню, тогда мне очень понравились уроки "Культуры родного края", которые вела профессор Чувашского педагогического университета Людмила Васильевна Кузнецова. Но там практически не было сведений о православных христианских традициях Чувашии. Дети начали мне задавать вопросы о Православии на моих уроках чувашского языка. Вот так с ответов на детские вопросы я и начала вводить в программу сведения о православной истории нашего края, ибо без Православия невозможно представить историю чувашского народа.

До сих пор те мои первые выпускники приходят с родителями ко мне, обсуждают жизненные проблемы, радуют успехами. А вот из лицея меня тогда за эти уроки чуть было не уволили с формулировкой "по профнепригодности". Нынешний же директор лицея Галина Юрьевна Арзамасцева, отвечая на пожелания родителей моих новых учеников, не против моих занятий. А на празднике последнего звонка в присутствии детей и родителей вручила мне знак Почётного работника образования Российской Федерации. Это было приятно.

- А как называются Ваши уроки? Ведь Вы фактически преподаёте "Основы православной культуры"?

- Пока никак. Ученики идут просто "на урок к Юлии Васильевне". Я веду их факультативно, на общественных началах.

- У Вас есть утверждённая программа?

- Да, нашу коллективную программу, - а участвовали в её разработке несколько авторов: В. Д. Данилов, Г. А. Ермакова, Л. П. Матвеева и я, - утвердило Министерство образования Чувашской Республики. Называется она "Программа духовно-нравственного становления личности школьника XXI века "Познание себя".

- Какова структура вашей программы?

- Моя программа рассчитана на 4 года для учеников с 1 по 4 класс. На первом этапе я выявляю уровень подготовки детей и их родителей, пытаюсь сблизить и выровнить эти уровни, чтобы все мы научились понимать друг друга. Учу азам православной культуры, правилам поведения в церкви. На втором этапе идёт более сложная работа, но тут уже многое зависит от детей, от того, как у них будут развиваться духовные потребности. Я разработала хрестоматию и словарь для внеклассного чтения. Здесь естественно сочетаются отрывки из классических произведений мировой детской литературы, выдержки из трудов святителя Тихона Задонского и вопросы, помогающие понять темы, затронутые в предложенных текстах. Причём, темы на все четыре года программы идут сквозные: любовь к Родине, родителям, о друзьях и дружбе, добре и зле, путь к человеколюбию, мудрое устроение природы, единство души и тела и, наконец, путь к Богу. Темы каждый год одни и те же, а вот материал с каждым годом усложняется. Например, в первом классе по теме "Чувство к матери" дети учат стихотворение В. Петрова "Мама" и читают, а потом отвечают на вопросы по отрывку из трудов святителя Тихона Задонского о матерях, об обязанностях детей перед своими родителями, о правилах поведения в семье. А уже в четвёртом классе мы учим по этой же теме стихотворение В. Соловьёва "Молитва о чистоте сердца" и изучаем отрывок из трудов того же святителя о Матери Божьей.

- А как относятся к Вашим занятиям дети и родители, принадлежащие к другим религиозным конфессиям, атеисты?

- Спокойно. Некоторые даже посещают наши уроки для общего развития. И мусульмане, и иудеи могут дополнительно посещать свои религиозные детские школы. Но так как жить они собираются в России, то знание русских традиций, православной духовной культуры им не помешает. Креститься их никто не заставляет, а право выбора остаётся за родителями.

- Почему Вы взяли для внеклассного чтения труды именно святителя Тихона Задонского? Не трудновато ли для младших школьников?

- Нет. Дети понимают. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) составил великолепную "Симфонию по творениям святителя Тихона Задонского". Она охватывает все вопросы духа и бытия, хорошо выстроена и очень удобна в работе. Педагоги, использующие духовный опыт отца Иоанна (Маслова), собираются на традиционные Глинские чтения в Сергиевом Посаде. Проводит их Николай Васильевич Маслов. Вот и этим летом там обсуждались наши общие педагогические проблемы. На чтениях проходят очень полезные дискуссии, приезжает много интересных людей со всех концов России, каждый со своим практическим опытом, проблемами и успехами.

Слушал я Юлию Васильевну Тумаланову, вникал в её программу и методологию, читал детские хрестоматии, разговаривал с родителями и детьми, которые с восторгом делились впечатлениями о первом годе обучения в лицее, и невольно вспоминал недавние дискуссионные баталии.

Что же это получается? Во многих регионах есть практический опыт преподавания основ православной культуры в школах по методикам, утверждённым региональными управлениями образования; есть педагоги-подвижники, есть родители, пытающиеся уберечь души детей от агрессивного воздействия, но находятся силы, которые всячески препятствуют воспитанию у детей чувства патриотизма, приобщению их к Православию. И эти силы взяли верх.

Остаётся лишь надеяться, что здравый смысл возобладает, и мы примем, наконец, разумное решение: вернём в школы курс "Основы православной культуры". Или плотина запретов будет прорвана снизу набирающими силу потоками здоровых инициатив людей, имеющих конституционное право на свободное исповедание Православия в своей стране.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU