Живейшая дискуссия в обществе по поводу введения в школах
факультативной программы "Основы православной культуры" неожиданно
выдохлась в самом начале обсуждения. Причём, чем более "демократично"
шли теледебаты, тем почему-то очевиднее становился безальтернативный
вывод: "Нельзя! Ни в коем случае нельзя вводить!" Министерство
образования России стыдливо и оперативно отменило своё же решение
о введении в школах факультативных курсов "Основы православной
культуры". И все как-то успокоились. Ведь нельзя ущемлять права
верующих других конфессий! Кто спорит, конечно, нельзя. Нельзя
разжигать межрелигиозную рознь. Согласны, нельзя. А почему именно
этот факультативный курс должен обязательно разжечь вражду? А
как насчёт интересов подавляющего большинства населения России,
называющего себя православными христианами? Как объяснить этому
большинству, почему ущемляются его интересы? Думается, российское
Министерство образования приняло своё первоначальное решение о
введении злосчастного факультатива не на пустом месте. В некоторых
российских школах есть замечательные примеры православного воспитания
детей.
Такой пример я обнаружил в Чувашии, в первом муниципальном лицее
г. Чебоксары. Случайно заглянув в класс, где первоклашки готовились
к последнему звонку, я увидел написанную на доске программу занятий
последней майской недели. Рядом с традиционными экскурсиями в
музеи там были два пункта, заинтересовавшие меня чрезвычайно:
коллективный благодарственный молебен в Свято-Троицком мужском
монастыре г. Чебоксары и паломническая поездка в Раифский Богородицкий
мужской монастырь, в Татарию.
Я познакомился с учительницей и попросил её поподробнее рассказать
о своей системе православного обучения. Кандидат педагогических
наук Юлия Васильевна Тумаланова ведёт начальные классы и преподаёт
чувашский язык в лицее с 1993 г.
- Юлия Васильевна, поясните, пожалуйста, пункты православной
части вашей майской программы.
- В начале учебного года мы всем классом идём в церковь и заказываем
молебен перед учением. В конце же учебного года дети и их родители
заказывают коллективный благодарственный молебен за успешное окончание
учебного года.
- А как родители относятся к паломническим турам?
- Одобрительно. В апреле съездили в Дивеево 18 человек, в мае
в Раифском монастыре побывали 63 человека, в августе была ещё
одна поездка в Дивеево. Кто-то едет как паломник, готовится к
исповеди и причастию, купается в святых источниках, а кто-то пока
присматривается к поведению паломников, знакомится со святыми
местами. Родители, в общем, поддерживают меня и активно участвуют
в организации поездок.
- Когда Вы начали вводить элементы православной культуры в обучение?
- Сразу, как начала работать в нашем лицее. Помню, тогда мне
очень понравились уроки "Культуры родного края", которые вела
профессор Чувашского педагогического университета Людмила Васильевна
Кузнецова. Но там практически не было сведений о православных
христианских традициях Чувашии. Дети начали мне задавать вопросы
о Православии на моих уроках чувашского языка. Вот так с ответов
на детские вопросы я и начала вводить в программу сведения о православной
истории нашего края, ибо без Православия невозможно представить
историю чувашского народа.
До
сих пор те мои первые выпускники приходят с родителями ко мне,
обсуждают жизненные проблемы, радуют успехами. А вот из лицея
меня тогда за эти уроки чуть было не уволили с формулировкой "по
профнепригодности". Нынешний же директор лицея Галина Юрьевна
Арзамасцева, отвечая на пожелания родителей моих новых учеников,
не против моих занятий. А на празднике последнего звонка в присутствии
детей и родителей вручила мне знак Почётного работника образования
Российской Федерации. Это было приятно.
- А как называются Ваши уроки? Ведь Вы фактически преподаёте
"Основы православной культуры"?
- Пока никак. Ученики идут просто "на урок к Юлии Васильевне".
Я веду их факультативно, на общественных началах.
- У Вас есть утверждённая программа?
- Да, нашу коллективную программу, - а участвовали в её разработке
несколько авторов: В. Д. Данилов, Г. А. Ермакова, Л. П. Матвеева
и я, - утвердило Министерство образования Чувашской Республики.
Называется она "Программа духовно-нравственного становления личности
школьника XXI века "Познание себя".
- Какова структура вашей программы?
- Моя программа рассчитана на 4 года для учеников с 1 по 4 класс.
На первом этапе я выявляю уровень подготовки детей и их родителей,
пытаюсь сблизить и выровнить эти уровни, чтобы все мы научились
понимать друг друга. Учу азам православной культуры, правилам
поведения в церкви. На втором этапе идёт более сложная работа,
но тут уже многое зависит от детей, от того, как у них будут развиваться
духовные потребности. Я разработала хрестоматию и словарь для
внеклассного чтения. Здесь естественно сочетаются отрывки из классических
произведений мировой детской литературы, выдержки из трудов святителя
Тихона Задонского и вопросы, помогающие понять темы, затронутые
в предложенных текстах. Причём, темы на все четыре года программы
идут сквозные: любовь к Родине, родителям, о друзьях и дружбе,
добре и зле, путь к человеколюбию, мудрое устроение природы, единство
души и тела и, наконец, путь к Богу. Темы каждый год одни и те
же, а вот материал с каждым годом усложняется. Например, в первом
классе по теме "Чувство к матери" дети учат стихотворение В. Петрова
"Мама" и читают, а потом отвечают на вопросы по отрывку из трудов
святителя Тихона Задонского о матерях, об обязанностях детей перед
своими родителями, о правилах поведения в семье. А уже в четвёртом
классе мы учим по этой же теме стихотворение В. Соловьёва "Молитва
о чистоте сердца" и изучаем отрывок из трудов того же святителя
о Матери Божьей.
- А как относятся к Вашим занятиям дети и родители, принадлежащие
к другим религиозным конфессиям, атеисты?
- Спокойно. Некоторые даже посещают наши уроки для общего развития.
И мусульмане, и иудеи могут дополнительно посещать свои религиозные
детские школы. Но так как жить они собираются в России, то знание
русских традиций, православной духовной культуры им не помешает.
Креститься их никто не заставляет, а право выбора остаётся за
родителями.
- Почему Вы взяли для внеклассного чтения труды именно святителя
Тихона Задонского? Не трудновато ли для младших школьников?
- Нет. Дети понимают. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) составил
великолепную "Симфонию по творениям святителя Тихона Задонского".
Она охватывает все вопросы духа и бытия, хорошо выстроена и очень
удобна в работе. Педагоги, использующие духовный опыт отца Иоанна
(Маслова), собираются на традиционные Глинские чтения в Сергиевом
Посаде. Проводит их Николай Васильевич Маслов. Вот и этим летом
там обсуждались наши общие педагогические проблемы. На чтениях
проходят очень полезные дискуссии, приезжает много интересных
людей со всех концов России, каждый со своим практическим опытом,
проблемами и успехами.
Слушал я Юлию Васильевну Тумаланову, вникал в её программу и
методологию, читал детские хрестоматии, разговаривал с родителями
и детьми, которые с восторгом делились впечатлениями о первом
годе обучения в лицее, и невольно вспоминал недавние дискуссионные
баталии.
Что же это получается? Во многих регионах есть практический опыт
преподавания основ православной культуры в школах по методикам,
утверждённым региональными управлениями образования; есть педагоги-подвижники,
есть родители, пытающиеся уберечь души детей от агрессивного воздействия,
но находятся силы, которые всячески препятствуют воспитанию у
детей чувства патриотизма, приобщению их к Православию. И эти
силы взяли верх.
Остаётся лишь надеяться, что здравый смысл возобладает, и мы
примем, наконец, разумное решение: вернём в школы курс "Основы
православной культуры". Или плотина запретов будет прорвана снизу
набирающими силу потоками здоровых инициатив людей, имеющих конституционное
право на свободное исповедание Православия в своей стране.