"Российское образование должно быть сориентировано
на международный рынок труда".
Из проекта "Реформа системы образования".
Ещё будучи собкором "Комсомольской правды" по Самарской
области, мне довелось слышать от одного из приближённых к губернаторской
тусовке, что губернатор Титов очень обижается, когда оппоненты
называют его масоном и "агентом мирового сионизма".
Отгорожусь и я от этих губернаторских злопыхателей. Скорее всего
ноги очередного прозападного проекта, нагрянувшего как природное
бедствие на Самарскую область, растут из другого места. Вернее
- из двух. Это Всемирный банк (в лице координатора образовательных
проектов Московского представительства Исаака Фрумина) и областной
департамент науки и образования (в лице его начальника Ефима Когана).
В 2001 году в Министерстве образования РФ была создана комиссия
по переговорам с Международным банком реконструкции и развития
(структура Всемирного банка) по кредиту на реформу российской
системы образования. На конкурсе проектов, которые должны были
быть написаны на основе рекомендаций Московского представительства
Всемирного банка, первое место занял проект самарской группы специалистов
под руководством декана одного из факультетов СамГПУ Льва Исааковича
Фишмана, за которым маячила фигура куратора - начальника областного
департамента науки и образования Ефима Когана. Именно поэтому
в среде самарских педагогов этот проект назвали "фишмано-когановским".
Сие творение получает высокую оценку в соответствующем отделе
МБРР. Предполагается, что, кроме городов Самарской области, в
эксперименте будут участвовать школы Чувашии (Чебоксары, Новочебоксарск,
Шумер-ля), Ярославской губернии (Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский)
и Татарстана (Набережные Челны).
В двадцатых числах мая губернатор Константин Титов встретился
с директором представительства Всемирного банка в России Джулианом
Швайцером. Разговор шёл как раз о реализации проекта "Реформа
системы образования" с привлечением средств МБРР. К слову сказать,
это уже шестой проект Самарской области и Всемирного банка (один
из предыдущих - по медицине - похоронил всю систему здравоохранения
губернии). На этот раз заём под весь проект будет составлять 50
милл. долл., из них Самарской области причитается 16,8 млн. Г-н
Швайцер заверил г-на Титова, что МБРР доволен сотрудничеством
с Самарской областью, так как регион зарекомендовал себя как очень
надёжный партнёр. Было отмечено, что "целью нового проекта является
достижение нового качества образования через новый подход к организационно-финансовым
ресурсам".
Прекрасно! Как говорится, если родное государство не тратит деньги
на образование - можно лишь радоваться помощи из-за рубежа, ан
нет. Самарские директора школ, как один, выступили против реформы.
Их поддержал мэр города Георгий Лиманский. В итоге - в Самаре
проект затормозили. Во втором по величине городе губернии - Тольятти
- реформа встретила активное сопротивление со стороны родителей.
Стихийно создаются родительские комитеты, собираются подписи,
проводятся митинги...
Чем же не угодил этот проект педагогам и родителям?
Председатель Ассоциации родителей города Тольятти Сергей Давыдов:
"Проект чисто прозападный. Уже в самом начале проекта говорится,
что "авторы проекта не ставят перед собой задачи решить педагогические
и психологические проблемы". И далее - в том же духе. Наше образование
начинают реформировать с точки зрения экономических "выкладок",
переводить его в сферу торгово-денежных отношений. Начиная с 1992
года из школьных программ изымалось всё, что воспитывало патриотизм,
убиралась русская классика. Насаждался американизм, вводилась
всякая чушь типа валеологии, граждановедения (учебник Соколова)...
А нынешний "фишмано-когановский" проект создан для того, чтобы
окончательно прихлопнуть русскую школу".
Председатель совета организации "Городской родительский комитет"
Виталий Шабанов согласен со своим коллегой: "Известно, что в первую
очередь из кредитных средств будут куплены компьютеры и книги
в 118 школ и 11 училищ области. Все мы прекрасно знаем, что компьютер
раз в четыре года надо менять, поскольку он устаревает. Известно,
как это будет: они нам дают кредит, мы по нему отдаём проценты,
и они же нам свалят всё старьё в наши школы! Что касается учебников,
однажды я увидел те, которые нам в количестве трёхсот тысяч презентовал
"добрый" Сорос. В тех учебниках истории нет речи о Великой Отечественной
войне. Там написано, что была Вторая мировая война, в которой
Америка и Англия победили Германию... В смете проекта еще значится
и учеба. Это значит, что наши чиновники на эти денежки будут ездить
в Америку и Англию - учиться проводить реформы".
В свете последнего становится понятно, почему так рьяно принялись
отстаивать проведение реформы руководители тольяттинского департамента
образования. И это несмотря на то, что мэр города Николай Уткин,
до которого дошли слухи о конфликте, во всеуслышание заявил и
поддержке родителей: "Пятая колонна не пройдёт!". Но какое дело
начальнику департамента Елене Ерёминой до высказываний мэра? За
её спиной куда более мощная фигура - областной начальник Коган.
Однако совсем проигнорировать мнение родителей работники департамента
уже не могли. Несколько встреч с "протестантами" закончились ничем,
а вернее - скандалами. Чиновники убеждали родителей в полезности
начинания, а родители пытались докричаться до чиновников. "Что
вы держитесь за эту помойку?" - вопрошала родителей заместитель
начальника горобразования Лариса Загребова, имея в виду русскую
школу. "Если этот прозападный проект такой плохой, то почему же
они так хорошо живут?" - задавалась вопросом она же, имея в виду
Запад.
- С ними разговаривать бесполезно, это - мировоззрение, - констатировали
родители после нескольких встреч с чиновниками.
Массовые протесты родителей с подписанием протоколов собраний
прошли в большинстве тольяттинских школ. Это был первый случай
подобного массового неповиновения властям в столице российского
автомобилестроения. И это неудивительно, ведь речь идёт о детях.
Конечно же, большинство родителей встревожила не мировоззренческая
часть проекта, а вещи более приземлённые. Например, предлагаемой
реформой предусмотрено разделение школ на три ступени: начальная
(1-4 классы), средняя (5-9 классы) и старшая (10-11 классы). А
это значит, что детей придётся водить не в ту школу, что под боком,
а в другой квартал или район. Не говоря уже о явных педагогических
изъянах подобной системы. Во-вторых, и это тоже весьма встревожило
родителей, по замыслу авторов проекта, российские школьники должны
быть ориентированы не на поступление в ВУЗы (дескать, с высшим
образованием в нашей стране переизбыток), а на получение рабочих
специальностей.
А кто же будет поступать в ВУЗы? Видимо, дети тех родителей,
у которых есть деньги на платное образование. Много ли наберется
таких по России, особенно в провинции?
В теоретической части проекта так и записано: российское образование
должно быть сориентировано на международный рынок труда. В этом
всё и дело: наше государство "настраивают" на вхождение в мировой
рынок. А вхождение в мировой рынок автоматически подразумевает
абсолютно другое образование. Потому что Россия в мировом рынке
будет обычным сырьевым придатком, да и то лишь в самом начале,
ибо сырьё рано или поздно заканчивается. А в условиях мирового
рынка у российских молодых людей мало перспективы: там не нужны
ни учёные, ни инженеры, ни филологи, ни археологи.
Справедливо полагая, что пилотный проект реформирования системы
образования в Самарской области - в итоге предназначен для всей
России, Ассоциация родителей города Тольятти, за подписью восьми
общественных организаций города, направила Президенту России письмо.
В этом письме, в частности, содержится просьба разработать механизм,
который бы препятствовал вмешательству западных финансовых структур
в российское образование, поскольку в государственной концепции
безопасности образование указано как одно из важнейших составляющих.
С этим письмом вышла история, как в том анекдоте. Из Администрации
Президента оно было переправлено в Минобразования, а оттуда -
в Самару, лично в руки господину Когану. И смех, и грех...
В конце концов родители нашли-таки выход из положения. В сфере
юриспруденции. Дело в том, что, оказывается, протокол родительского
собрания имеет юридическую силу. Например, собравшись, родители
вправе потребовать заменить один преподаваемый курс на другой.
И если в школе начнётся проведение реформы, то на основании этого
протокола можно составлять судебный иск. В итоге, чиновники были
вынуждены произвести тактическое отступление: родителям было объявлено,
что внедрение проекта в тольяттинские школы временно приостановлено,
то есть реформа начнётся не в сентябре этого года, а позже. Возможно,
тогда, когда через Госдуму РФ прозападным лобби будет продавлен
аналогичный законопроект реформы образования. А если законопроект
не пройдёт? Сложно сказать... Вряд ли наше чиновничество, обезумевшее
от соблазна получить западные кредиты, вот так просто образумится.
Любопытно, что буквально за пару месяцев до этих событий Ефим
Коган в своем письме к городским департаментам в приказном порядке
рекомендовал "обеспечить светский характер образования". И тем
самым остановил введение в школы Самарской области факультативного
курса "Основ православной культуры". В то же самое время в Самаре,
как грибы после дождя, возникают чисто еврейские школы, в которых
детям преподают Тору (Пятикнижие Моисея) и Талмуд (толкование
на Тору, в котором в презрительном тоне говорится о всех прочих
народах, кроме еврейского). Выходит, национальное образование
могут получать только избранные. "Гоям" это не позволено.
Самара