21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
К Рождестве Божией Матери - радостная тайна человеческого
рождения. Оно - плод человеческой любви и любви Бога к человеку.
С самого рождения Своего Пресвятая Дева обладает благодатью, открывающей
тайну соработничества человека с Богом, о которой говорит апостол
Павел и без которой Божий план спасения человечества не может
быть осуществлён.
"Почему Слово Божие медлило в течение долгих веков воплотиться,
видя страдания рода человеческого? - спрашивает святой Димитрий
Ростовский. - Потому, что не было на земле Той, Которая могла
бы стать достойным вместилищем Бога Живаго". Весь искупительный
Промысел Божий, все надежды человечества устремлены к этому дню.
Начинается Её возрастание на земле - ребёнка среди других детей,
который улыбается, играет, который постигает и узнаёт. Но, в отличие
от всех, это Дитя всегда останется открыто и готово ко всему,
что будет дано от Бога. И оттого, что Она любит всё, что добро,
и знает, что Бог всегда даёт только добро, оттого, что в этой
любви Она, как говорит преподобный Силуан Афонский, ни разу в
жизни даже мыслью не согрешила, начинается Её подвиг возрастания.
До Благовещения, до Вифлеемской звезды, до Креста, до Воскресения
Христова, и собственного Успения.
Мы празднуем день рождения того совершенного человеческого существа,
которое Бог имел в виду, когда сотворил первого человека. И в
Ней Бог изберёт человеческое существо, способное носить Бога.
Она так будет связана с Божественными тайнами, что всё время будет
разделять их, участвовать в тайнах Троичного Бога, ибо Она создана,
родилась из этих тайн и для этих тайн. Для того, чтобы всем было
доступно истинное общение с Богом и друг с другом.
Так как Бог сотворил человека, открытого для Себя, Бог говорит
с человеком. Но Он не хочет говорить с ним исключительно с высоты
небес - Он доверяет людям дар подлинной жизни в их общении. Пока
Адам и Ева не согрешали, они были посредниками благодати Божией
друг для друга. Здесь - тайна двуединой заповеди о любви к Богу
и к человеку. Ева согрешила и вовлекла Адама в грех. Они разрушили
общение друг с другом, идущее от Бога. Бог, видя, что свобода,
которую Он даровал в Своей любви людям, удалила их от Него, хочет
привлечь их к Себе ещё большей любовью. Недостаточно Ему ходить
среди них в раю - надо пойти дальше и жить в самом человеке. Теперь
смысл рождения человека откроется в благодати Воплощения.
И об этом говорит Евангелие, которое мы слышим на утрени Богородичных
праздников: "Во дни оны, восставши Мариам, иде в горняя со тщанием
во град Иудов..." (Лк. 1, 39-56). Мария и Елизавета встречаются
в истинном, утраченном людьми общении. Елизавета захвачена благодатью,
на которую она не может ответить ничем, кроме молитвы и славословия
Божией Матери: "Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева
Твоего! И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!"
Мария в море Божественной благодати понимает, что Она имеет общение
с Сыном, и возносит хвалу Богу за то, что этому общению не будет
конца, и что во всём человечестве, ублажающем Её, по дару Её Божественного
Сына будет восстановлено подлинное человеческое общение. Смысл
материнского чревоношения и рождения человека в том, что Божественная
благодать не может быть отделена от человеческого общения в благодати.
"И бысть, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец
во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавет..." Мария со Своим
Младенцем передает то, что Елизавета принимает со своим младенцем,
и этот дар относится не только к Елизавете - ко всем людям. У
Марии столько благодати, Она сообщает её столь многим, что невозможно
никому, кроме Неё, Её Божественного Сына, охватить всех, кто приносит
Ей молитву Елизаветы. "Се бо, отныне ублажат Мя все роди..." И
все святые достигли святости, приобщились Христу, родились в подлинной
человечности общением с Нею.
Если бы мы не грешили, мы бы жили в таких отношениях с Богом,
и в Боге - с ближними нашими, что вся жизнь была бы одна великая
благодать, и на земле был бы рай. Один немолодой уже человек рассказывал,
как в юности, когда он только начинал ходить в храм, терзалась
его душа недоумением, почему таким великим почитанием окружает
Церковь Богородицу. И это было, как он сам сказал, потому, что
он не знал благодати. Однажды в пасхальную ночь, после очень серьёзно
проведённого им Великого Поста, молился он перед иконой Божией
Матери, разрываемый сомнениями о действительности победы над грехом
и смертью, - когда нет благодати, всегда могут быть любые сомнения.
И внезапно, когда запели "Ангел вопияше Благодатней", в сердце
его вспыхнул огонь, и всё в храме заполнилось райским пасхальным
светом. Он теперь узнал, что такое этот свет, навсегда понял,
что всё, что в Церкви поют - правда, и что не напрасно Богородицу
называют Матерью Света. В конце пасхальной службы он встретил
у выхода своего знакомого и сказал ему: "Христос воскресе!" Когда
они христосовались, благодать с новой силой охватила его, как
будто он, приветствуя друга святым целованием, пил устами своими
от небесного огня.
Общение благодати у Приснодевы Марии, духовной нашей Матери,
с нами, с каждым человеком, происходит там, где Ева, мать по плоти
всех живущих, стала стеной между нами и Богом. Своим отказом от
Бога Ева сделалась для Адама посредницей всех грехов. Общением
греха люди сообщают друг другу то, что от диавола, то, что диавол
хочет сообщить им. В мире всё более утверждается такое общение,
через которое заслоняется Бог и открывается ад.
Что принесём мы в день рождения нашей Матери там, где уже не
стоит вопрос, есть Бог или нет Бога, а стоит вопрос, есть человек
или нет человека? Станем ли мы детьми Её, подлинное общение которых
друг с другом в чистоте, смирении, любви дарует нам заступничеством
Её участие в сокровенной жизни Бога и открывает смысл рождения
каждого из нас? Без заступничества Богородицы мы никогда не сможем
достичь подлинного общения. Да будет дано нам узнать, как жизненно
важно молиться об этом даре Той, Которая в Своей совершенной чистоте,
совершенном смирении, совершенной любви, сообщает в полноте вступающему
с Нею в общение человеку то, что от Бога, то, что Бог хочет сообщить
нам.