Сам термин "русский ислам" является своего рода вызовом
русскому самосознанию. Если пребывание русского в какой-либо неправославной
христианской конфессии ещё можно объяснить превратностями судьбы,
то добровольное принятие ислама означает полное отречение от собственных
русских предков, русской истории и культуры. Высказанные поволжским
полпредом С. Кириенко установки на исламизацию России ещё недавно
казались в значительной мере случайными. Но после публикации в
журнале "Эксперт" (№ 6, 2003) интервью помощника С.Кириенко, идеолога
исламизации С. Градировского, становится понятно, что пропаганда
исламизации ведётся на редкость продуманно и целенаправленно.
Исламизаторы прямо требуют от русских "вобрать в себя инородные,
иносмысловые элементы", что будто бы соответствует русскому "имперскому"
мышлению. Для г-на Градировского стремление русского народа сохранить
свою национальную самобытность - "свидетельство цивилизационной
усталости". Согласно его проекту, на месте исторической Российской
империи должна появиться псевдоимперия, без государствообразующей
нации, без Православия как традиционно господствующей религии.
Г-н Градировский стремится представить нынешнее состояние ислама
как некий "ренессанс". В действительности ничего подобного в исламских
кругах не наблюдается - традиционный разброд в трактовках веры
и борьба группировок остаётся прежней. Но миф об исламском ренессансе
нужен исламистам для того, чтобы ослабить русское национальное
самосознание и предоставить исламу в России то положение, которое
он никогда не занимал, а именно: стать одним из ключевых политических
факторов. С этой целью массовое строительство мечетей в Татарстане,
Дагестане и Башкортостане, ведущееся за счёт региональных бюджетов
и иностранных инвестиций, и выдается за небывалый расцвет ислама.
Искусственное расширение материальной базы, в свою очередь, становится
поводом, чтобы за счёт государства организовать и систему подготовки
кадров религиозного образования. Дело доходит до того, что планируется
создание некоего "концептуального центра", консолидирующего усилия
бюрократии, исламистов и наших зарубежных "доброжелателей".
В наше сознание усиленно внедряется миф о "повышенной пассионарности"
мусульман, что явно не соответствует действительности: исламский
мир расколот и вял во всех отношениях. Но задача исламистов состоит
в том, чтобы разрозненные мусульманские общины объединить в своеобразную
религиозную партию, которая в перспективе могла бы стать влиятельной
политической силой.
Политизированный ислам должен войти во власть под предлогом строительства
гражданского общества. Но это ещё не всё. Проект неоисламизма
предусматривает и включение в пространство русской культуры исламских
традиций, что, якобы, отвечает интересам государства российского.
Инициатива полпредов по реформированию системы религиозного образования
России также связана с подспудно решаемой задачей проникновения
ислама в российские властные структуры. Государство, по мысли
наших религиозных реформаторов, будет раздавать лицензии, "благословляя"
образовательную деятельность исламских центров, от которых потребуется
только одно - лояльность к госбюрократии. В остальном же эти лицензии
станут для исламистов своего рода "охранной грамотой". Сохранение
межэтнической и межконфессиональной стабильности, декларируемой
реформаторами, на самом деле означает закрепление анклавного существования
исламских центров по всей России.
"Модельный" Поволжский регион показывает нам, к чему клонят исламизаторы
и сочувствующая им часть госбюрократии. На примере Татарстана
мы можем без труда видеть клановый характер власти и бизнеса,
этнократическую систему отбора кадров на все руководящие посты.
Достигнутое в "титульных" республиках исламизаторы намерены внедрить
по всей России таким образом, чтобы повторить опыт в местах компактного
проживания нерусского населения, активно вытесняющего русских
с Кавказа и Поволжья и захватывающего плацдармы в Центральной
России (прежде всего, в Москве и Московской области). Интернационал
национальных меньшинств - давняя мечта тех, кому русская Россия
кажется досадным анахронизмом. Вот и сегодня идеолог поволжского
полпреда говорит:
"Как бы мы ни относились к "меньшинствам", нельзя не признать
того факта, что сегодня именно они более способны к самоорганизации,
к сопротивлению, к разворачиванию позитивных стратегий". Соответственно,
им должны уступить инициативу и власть.
Политический миф всегда требует пересмотра истории. И Градировский
предлагает такой подход: мол, Россия всё время делала себе оздоровляющие
прививки "инокультурным и инородческим впрыскиванием". Поэтому
мы, по мнению г-на Градировского, должны пойти на очередное такое
"оздоровительное мероприятие". "Придётся осваивать все людские
потоки, которые вот-вот пойдут на Россию. Население страны опасно
сокращается, и речь уже идёт не о том, принимать или не принимать
тех же китайцев, корейцев, узбеков, таджиков и других. Речь идёт
о том, как принимать, сколько, куда, какой тип иммиграции поощрять".
И если Америка поднялась на протестантских общинах, то Россию
г-н Градировский намерен возрождать на общинах исламских.
Москва за последнее десятилетие превратилась в новый Вавилон,
где происходит чудовищное смешение стилей, вер и традиций на фоне
снижения общего уровня духовной культуры населения. В Москве мы
сталкиваемся не с духовной традицией ислама, а с политизированным
исламизмом, который не только добивается привилегированного положения
во властных органах (это уже решенная задача), но и обеспечивает
финансовое подкрепление, захватывая целые секторы экономики, контролируемые
этническими группировками. Исламизм даёт этим группировкам оправдание
обособленного существования, и поощряет образование кланов со
своим внутренним уставом жизни. Именно поэтому в ответ на циничное
попрание русских традиций и норм общежития со стороны исламистов
в русском народе просыпается ответное чувство неприятия. Таким
образом, исламизация Центральной России ведёт к межэтнической
напряженности, а в перспективе - к столкновениям на межэтнической
почве.
Исламизаторы ставят себе отчетливо осознаваемую задачу превращения
концепции "русского ислама" в ведущую идеологию России, которая
замещала бы православную традицию. И здесь понятна почва для сближения
либералов, вроде С. Кириенко, и неомусульманских лидеров, ведущих
дело к отождествлению веры и идеологии. Опозоривший себя поддержкой
чеченских бандитов, этот альянс сегодня приобретает более осторожный
и по виду государственнический (и даже имперский) характер.
Исламизаторы на удивление открыто декларируют свою цель - захват
идеологического пространства, которое пока ещё не "приватизировано".
Политизированный ислам должен здесь, по меньшей мере "отхватить
свой кусок", а значит - обеспечить контроль за властными органами
и своё право определять цели России. Всё это как-то уж очень похоже
на сотрудничество большевиков с германским Генштабом в годы первой
мировой войны. Теперь сеть неоисламизма набрасывается на Россию,
чтобы послужить интересам антирусских сил.