Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

О тех, кто попирает святыни

Дмитрий МАНУЙЛОВ

 

 

Ушедший 2002 год отмечен 190-летием вторжения Наполеона в Россию и его изгнанием. В Москве в память победы над Бонапартом воздвигли Храм Христа Спасителя. В Саратове в честь изгнания Наполеона из России был построен Александро-Невский кафедральный собор, по проекту известного архитектора В. П. Стасова. Торжественное освящение храма состоялось 28 марта 1826 года, в бытность губернатором А. Д. Панчулидзева. В храме долгое время хранились знамёна саратовских ополчений 1812 и 1855 годов. В цоколе собора захоронены два саратовских архипастыря: епископ Евфимий и епископ Авраамий.

Александро-Невский собор взорвали, как и Храм Христа Спасителя в Москве. Надежда на восстановление разрушенной святыни не оставляла православных жителей Саратова все эти годы.

Особое внимание вопросу о возвращении городу кафедрального собора уделял ныне покойный архиепископ Александр. Владыка Александр старался достучаться до властных структур города и области, доказывая, что историческая справедливость должна быть восстановлена, городу нужно вернуть его христианскую душу. И, казалось, лед тронулся. На съезде работников социальной сферы, прошедшем в Саратове в конце ноября 2002 года, губернатор Д.Ф. Аяцков громогласно пообещал выстроить заново кафедральный собор. Было принято решение о переносе стадиона. Архипастырь тогда ответил: "Цену всем нынешним словам узнаем завтра". Так что же показало наше "завтра"?

Похоже, что кончина Владыки на первый день Рождества освободила Аяцкова от данного обещания. Стремительно развернувшиеся после кончины архиепископа Александра события показали, что саратовский губернатор - подлинный хозяин своего слова: хочет - даст, хочет - заберёт обратно. На следующий же день г-н Аяцков, ещё недавно, по его словам, готовый с сумой скитаться по области, собирая деньги на восстановление собора, в интервью местной газете "Новые времена" произнёс следующее: "Я не настаиваю на восстановлении храма Александра Невского" и "моя совесть чиста и перед Православной Церковью и перед Владыкой".

Чуткие носы в губернаторском окружении мигом уловили перемену политического ветра. Сейчас развязана настоящая информационная война против идеи возрождения собора. В центре города провели опрос простых горожан о восстановлении храма. Вопрос был сформулирован примерно так "Что вы лично выбираете: тепло в квартире и своевременную выплату зарплаты или храм?" Хочется спросить: "Что это, - провокация или шантаж?" Результат таков: число сторонников и противников возрождения храма примерно одинаково.

На следующий день газета "Саратовские вести", соучредителем которой является правительство области, оперативно опубликовала "письма трудящихся". Вот выдержки некоторых из них:"... надо ли в наши нелёгкие времена, когда тысячи людей находятся за чертой бедности, рушатся десятилетиями неремонтируемые дома и т.д., затевать столь дорогостоящую стройку?"; "категорически возражаем против строительства храма там, где зимой и летом отдыхают и укрепляют (точнее - "заправляются" пивом во время концертов), своё здоровье тысячи взрослых и детей"; "пастырским словом тут не поможешь".

Не получится ли так, что результаты подобных опросов и "письма трудящихся" в нужный момент будут извлечены, словно карта из рукава шулера, и предъявлены "широкой общественности"? Затем последует громкое заявление, что вот, дескать, народ против: требует хлеба и зрелищ.

К сожалению, авторы этих писем не дали себе труда подумать, почему область, глава которой признан "реформатором года 2002", занимает второе место в России по алкоголизму. В Саратовской губернии есть целые сёла, где люди спились поголовно. Пьют и молодые и старые. Пьют от безысходности, от осознания своего бессилия что-либо изменить в "реформаторской" политике Аяцкова. Учитывая, что Саратовская область является пограничной и в ней русское население стремительно сокращается, лавирование Аяцкова между разными силами способно привести к совершенно непредсказуемым результатам. К странностям "реформаторства" нынешнего саратовского губернатора можно отнести и вновь реанимируемую идею "осчастливить" областной центр борделями, куда следует загнать "диких" проституток, установив над ними медицинский контроль и получая с них налоги.

О многом говорят события в с. Столыпине, на родине Аяцкова, в котором он выстроил храм в честь св. благоверного князя Димитрия Донского. Летом прошлого года в церкви без благословения архиепископа Александра, но по указанию некоего высокопоставленного лица, рабочие заменили иконостас, при этом они входили в алтарь и касались священных сосудов, что, по церковным канонам, дозволяется только священнослужителям. К этому стоит добавить вялотекущую деятельность (вернее, бездеятельность) по возвращению епархии имущественных прав на здание бывшей духовной консистории. Государство признало, что Церковь имеет имущественные права. Значит, соответствующими инстанциями эти права должны быть восстановлены. Иначе какая же это законность?

Осенью 2002 года губернатор призвал епархиальное управление подписать "Договор об общественном согласии". Однако сначала требуется выяснить, отчего толерантность, входящая в стандарт "общечеловеческих ценностей", имеет исключительно антиправославную направленность? Почему-то некоторым людям, в том числе и облечённым властью, не кажется кощунственной сама мысль об игре в футбол на кладбище, на могилах. Почему-то определенная часть общества продолжает равнодушно взирать на "мерзость запустения... стоящую, где не должно" (Мк. 13,14). Почему-то немалое число людей, завороженных либеральной болтовнёй, не замечает, что попирает не только религиозные святыни, но и нравственные основы любого общества: долг, честь, верность традициям, любовь к Отечеству. Тысячу раз прав был владыка Александр, высказавший мысль, что нет и не будет никакого улучшения земной жизни у тех, кто попирает святыни.


Саратов

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU