Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Православный Узбекистан

Андрей Викторович ПОЛУШИН

 

 

ТАШКЕНТ - ГОРОД ХЛЕБНЫЙ!

 

Ташкент - город хлебный", - названный так с легкой руки писателя Александра Неверова, действительно поражает восточной красотой, обилием фонтанов и памятников, непередаваемым вкусом пшеничных лепёшек.

После страшного землетрясения 1966 года город восстанавливал весь Советский Союз. Сегодня он радует глаз своими широкими улицами, многочисленными скверами и парками.

До независимости Узбекистана большую часть населения Ташкента составляли русские. Сегодня их примерно половина от общего числа жителей.

В столице Узбекистана - пять храмов Русской Православной Церкви. Главный из них - Кафедральный собор в честь Успения Божией Матери. Сегодня рядом с ним строится духовно-административный центр. Стали доступны верующим водосвятный источник и крещальня; планируется открыть Музей истории христианства в Средней Азии.

"В 1960-е годы в Ташкенте действовало всего два храма, - рассказывает митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. - Но они были переполнены. Сейчас их пять, и они тоже переполнены. Когда я приехал сюда в 1990-м году, во всей Средней Азии было пятьдесят шесть храмов. А сейчас их - сто четыре".

Митрополит Ташкентский Владимир вот уже 13 лет как несёт своё служение в Средней Азии. Причину распада Советского Союза он видит, прежде всего, в том, что людям в те годы запрещали ходить в храмы. Поэтому безбожная советская империя и прожила столь короткий век. Хотя радости от этого, конечно, мало кто испытал.

С 1992 года существует традиция привозить в Москву Благодатный Огонь, сходящий к православным на Пасху во святом граде Иерусалиме. В этом году он был доставлен из столицы России и в Узбекистан, в Успенский собор. Впервые верующие ташкентцы смогли соприкоснуться с великой тайной Христова Воскресения.

В часы праздничной службы казалось, что мы дома, в России. И действительно, для многих храм - это не только место приобщения к Богу, но и близость к ставшей теперь такой далекой Родине.

Мы отправляемся в Свято-Троицкий Никольский женский монастырь. Он был основан в Ташкенте в 1893 году. В 1928 его закрыли, и монашеская жизнь в обители возобновилась только 70 лет спустя. Внутри Троицкого храма, восстановленного совсем недавно, хранится икона "Живоносный источник", вышитая сестрами обители в 1912 году. И в наши дни швейное дело стало одним из монастырских послушаний. Здесь шьют монашеские рясы и облачения для священнослужителей на всю Среднюю Азию.

Сестры обители организовали при монастыре приют для обездоленных детей. "Мы уже взяли несколько детишек из детского дома, которых бросили родители, - рассказывает игуменья Любовь,

- Мы их воспитываем, одеваем, кормим и учим. Хотелось бы в будущем помогать детям, которые нуждаются в воспитании духовном".

Для подавляющей части жителей Узбекистана распад Советского Союза - огромная трагедия. Но прежде всего она отразилась на русскоязычном населении. Потери производственных связей на пространстве Союза привели к тому, что наши соотечественники, составляющие 70% технической интеллигенции, оказались перед дилеммой: либо уезжать в Россию, где их никто не ждал, либо как-то пробовать найти себя в новых экономических и политических реалиях. В настоящий момент соотношение уехавших и оставшихся разделилось примерно поровну. Сейчас в Узбекистане насчитывается около миллиона русских и полтора миллиона тех, для кого русская культура стала родной.

За годы независимости в отношениях между Россией и государствами Средней Азии было больше красивых фраз, чем конкретных дел. И сегодня Узбекистан ищет себе долгосрочных партнеров отнюдь не в России. Столица Узбекистана меняется. Уходят русские названия гостиниц и улиц. Кириллица повсеместно заменяется на латинский алфавит. В школах сокращаются уроки русского языка. По мнению специалистов, существующая в Узбекистане учебная программа недодаёт около 800 часов в год по русскому языку и литературе. Сельская молодёжь уже практически не говорит по-русски.

Но особую тревогу русских узбекистанцев вызывает попытка заново переписать историю России и Узбекистана исключительно в чёрных красках. Негативной оценке подвергаются действия не только царских войск, но и тысяч русских врачей и инженеров, спасавших население от эпидемий, строивших дороги и фабрики в Средней Азии.

"Да, в конце XIX века здесь была война, было завоевание Средней Азии, - говорит посол России в Узбекистане Дмитрий Борисович Рюриков. - Но ведь до этого здесь пропадали караваны с товарами, русские становились рабами, совершались набеги на территорию России. Много можно наговорить с обеих сторон. Но лучше этого не делать. Лучше не воспитывать молодёжь в Узбекистане так, чтобы у русских детей вырабатывался комплекс вины, а у тех, с кем они играют, комплекс мести".

По словам наших собеседников, узбекскому народу не свойственны враждебность и высокомерие. Семена вражды с трудом прорастают в сердцах людей. А значит, Узбекистан может стать родиной не только для самих узбеков, но и для миллиона русских, оставшихся здесь.

 

САМАРКАНД ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ

 

В трёхстах километрах к югу от Ташкента расположен второй по численности в Узбекистане и один из древнейших в мире городов - Самарканд. Городу более двух с половиной тысяч лет. В XIV веке этот город-крепость стал столицей громадной империи, простиравшейся от Волги до Ганга, от Тянь-Шаня и до Босфора. Памятники его правителя Тимура (в русской летописи - Тамерлана) украшают сегодня площади и парки городов Узбекистана, на время или навсегда оттеснив в тень убранных с постаментов вождей мирового пролетариата.

Гробница пророка Даниила

 

В одном из своих походов Тимур разбил Хана Тохтамыша, разграбил Золотую Орду и устремился на Москву, предавая огню и мечу русские города и селения. Тогда в Москву торжественно принесли Владимирскую икону Божией Матери. Москвичи усердно молились пред Её образом. И во сне Тимуру в окружении грозного небесного воинства явилась Божия Матерь. Когда "владыка Востока" узнал, что явившаяся ему светоносная Жена - святая Покровительница русских, он немедленно приказал своему войску повернуть обратно.

Усыпальница Тимура - в Самарканде. Здесь под ребристым куполом, покрытым голубой глазурью, кроется ещё одна тайна, связанная с именем этого завоевателя. В своём завещании, которое высечено на надгробии, Амир Тимур запрещал трогать свой прах, того же, кто ослушается, предупреждал о больших бедствиях. Тем не менее, в 1941 году археологическая экспедиция во главе с советскими учеными Герасимовым и Кары-Ниязовым вскрыла саркофаг, стоящий в склепе мавзолея Тимура. Пройдет совсем немного времени - и на города и сёла Советского Союза обрушатся танковые армии Гитлера. Служители музея говорят, что останки Тимура вернули на место накануне контрнаступления советских войск.

В Самарканде есть место, святое для представителей трёх религий: христиан, мусульман и иудеев, - могила пророка Даниила, останки которого Тимур привёз в Самарканд, чтобы уберечь город от землетрясений. Здание мавзолея было построено в 1900 году. Радом с ним находилась мечеть и христианская часовня, впоследствии уничтоженные.

Реставрация мавзолея началась в 1995 г. Чудесным образом она совпала с посещением этого святого места Патриархом Московским и Всея Руси Алексием П. Вот свидетельство Олима, сотрудника мавзолея, отвечающего за садовые растения: "Это дерево - фисташка. Оно до 1996 года было высохшим. Ему 600-700 лет. В 1996 году 16 октября у нас был Патриарх Всея Руси Алексий П. Как только он освятил это место, на фисташке начали распускаться листы, и вскоре она снова начала плодоносить".

Русский район расположен в центре современного Самарканда. Он был отстроен в конце позапрошлого века. В 1868 году бухарский эмир Музаффар объявил о начале "священной войны" против России. Однако в крупнейшем городе эмирата Самарканде большая часть населения выступила за добровольное присоединение к Империи. Ворота города были открыты перед русскими войсками. Когда гонец сообщил Бухарскому эмиру эту весть, тот приказал его повесить. После окончательного утверждения России в Средней Азии, быстрыми темпами стали развиваться хлопководство и шелководство, началось железнодорожное строительство, прекратились междоусобные войны.

И в наши дни в Самарканде ещё нередко можно увидеть славянские лица. Наши соотечественники часто ходят в старинную Георгиевскую церковь, в которой служит протоиерей отец Дмитрий Козулин. Он и его матушка Антонина приняли нас по-русски хлебосольно и открыто.

В Самарканде действует одно из отделений Русского культурного центра. (Всего в Узбекистане их более 80). Здесь его возглавляет энергичный человек, коренной самаркандец, Юрий Михайлович Огнев. Вместе с ним мы отправились в гости к русской семье Редькиных. Хотелось узнать, как строит свой бюджет современная самаркандская семья.

Папа Александр Сергеевич, по профессии архитектор, постоянной работы не имеет, но иногда получает заказы на частное строительство. Мама, Лариса Евгеньевна - библиотекарь. Зарплата в пересчёте на американскую валюту - 15 долларов. Сын Феликс - ученик 8 класса, занимается в художественной школе, недавно занял 1 место в конкурсе детского рисунка. Дочь Марина - в будущем педагог начальных классов с английским уклоном; сейчас она учится в институте иностранных языков на платном отделении. Семье Редькиных это обходится в 350 долларов в год.

- И что, на 15 долларов можно прожить? - спрашиваем мы.

- Невозможно. Но муж крутится. Делает всё возможное и невозможное, - грустно улыбается Лариса Евгеньевна.

К несчастью русскоязычных, в независимом Узбекистане русский язык не стал и вторым государственным языком. По узбекскому законодательству в 2005 году он окончательно должен выйти из употребления во всех госструктурах.

- Перспектив у русских нет. Поэтому люди отсюда и уезжают. Хотя это совсем не просто. И дело не только в отсутствии денег на переезд, - говорит Лариса Евгеньевна. - Президент Владимир Владимирович Путин как-то сказал: "Все, кто хотел приехать в Россию, уже приехал". Это неправильно. Многие хотят, но не могут выехать!

После принятия Россией в 2001 году закона "О гражданстве" возможности вернуться на свою историческую родину у наших соотечественников практически не осталось. Закон предусматривает две категории лиц, которым Россия может оказать содействие в получении гражданства: это те, кто отмечен особыми заслугами перед Россией (по данным российского посольства, в Узбекистане случай получения гражданства по этому пункту был всего один), или имеет престарелых родителей в России. Все прочие ничем не отличаются от любого другого эмигранта, приехавшего откуда-нибудь из Китая или Нигерии. Не случайно поэтому очередь на получение гражданства в российском посольстве в Узбекистане ныне практически рассеялась.

- Ты был в России? - спросили мы у младшего члена семьи Редькиных, Феликса.

- Нет, - грустно качает он головой в ответ.

- А тебе какой представляется Россия?

- Красивая. Много лесов.

Русский дом, в широком смысле этого слова, живет и за пределами России. И в чем-то, наверно, даже лучше - чище живет. Люди бодрствуют, и хранят свою национальную культуру. Да, им не хватает стабильности, не хватает веры в день завтрашний. Впрочем, похожие чувства испытываем ведь и мы. Правда, у нас есть наша Родина - Россия. Но, видимо, очень трудно понять, что это такое на самом деле, пока не почувствуешь себя оторванным от неё навсегда.


Ташкент

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU