Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Сугубая благодать Русских самодержцев

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

 

 

390 лет со дня венчания на царство Михаила Феодоровича, первого царя из рода Романовых.
85 лет со дня мученической гибели Государя Императора Николая II и всей императорской семьи.

 

 

В последнее время некоторые люди, считающие себя истинно православными, и даже отдельные священники с жаром настаивают на причислении царя Иоанна Грозного к лику святых. Это ни с чем не сообразное, безграмотное и с исторической, и с богословской точек зрения требование стало идеологией движения, которое по всем признакам является новой сектой, зародившейся в Русской Православной Церкви. Самым типичным из этих признаков служит фанатическая убежденность этих людей в своей правоте и неправоте тех, кто думает иначе, категорический отказ выслушивать возражения и однообразное повторение собственной аргументации.

Понятно, что вести с ними какой-то конструктивный диалог невозможно. Но это не значит, что нам нужно обходить вопросы, связанные с личностью Иоанна Грозного; в частности, вопрос о том, насколько верна и точна та его историческая оценка, которая выработалась в нашей науке на протяжении XIX и XX веков и к которой мы все привыкли.

Думается, его заслуги как государственного строителя равны нулю, если не отрицательны. Его замыслы были хорошими, желание осуществить их было горячим и искренним, но ведь это надо отделять от того, что получилось в реальности, что ему удалось сделать фактически. А тут достижения нейтрализуются провалами. Да, на востоке были успехи: после взятия Казани и Астрахани, Волга целиком стала русской рекой, но на западе царь потерпел полное фиаско - ливонская война была проиграна Стефану Баторию и необходимого России выхода к балтийскому побережью не состоялось (эта насущная задача была решена лишь через сто с лишним лет Петром Великим). Борьба с обнаглевшим боярством, которой Грозный отдал столько сил, и в ходе которой создал опричнину, не была доведена до конца, и опричники, не менее нагло, чем до них знатные княжеские роды, водили за нос царя, преследуя не государственные, а собственные интересы путём грабежа населения. Отмена в 1572 году царём опричнины была признанием им своего поражения в этой титанической борьбе за централизованную власть (Сталин при обсуждении эйзенштейновского фильма "Иван Грозный" отметил как главную ошибку царя именно то, что он не сломал становой хребет боярству).

В конце правления Грозный почти забросил российские дела, хотел бежать в Англию и оставил страну в расстроенном состоянии с резко сократившимся населением, и восстановить её не смог даже умный и энергичный Годунов. Естественным и неизбежным завершением этого мрачного периода нашей истории было Смутное Время - расплата за непоследовательную политику Ивана IV, в которой проблески гениальности чередовались с истерическими выходками, вроде бегства в Александровскую слободу или убийства преподобного Корнилия Псковского, а минуты вдохновенного служения отечеству сменялись впадением в крайнее уныние и полную пассивность. Это всё достоверно, так было на самом деле, поэтому утверждение, что Иоанн Грозный принёс государственному делу России огромную пользу, является чистейшей фантазией и может найти отклик только в тех людях, которые не желают считаться с объективными фактами. Сторона, которую новые "иоанниты" выдвигают в качестве основания канонизации царя - его административная активность - была по конечным результатам скорее разрушительной, чем созидательной, а то, что у него были вначале благие намерения, историей, к сожалению, в расчёт не берётся. Но, давая ему в этой сфере ту оценку, которую он справедливо заслуживает, мы хотим тут же вступиться за эту яркую и талантливую личность и отметить ту его заслугу перед Россией, которую новые "иоанниты" не видят в упор, ибо она является чисто духовной, а их на самом деле интересует не духовная сторона нашего бытия, а вещественная - все то, что может быть использовано для раскола Церкви.

Заслуга эта громадна. Иван IV был тем государем, который первым осознал значение миропомазания на царство и буквально заставил митрополита Макария совершить над ним это таинство при восшествии на престол. А было ему в этот момент семнадцать лет! Как сумел он в этом возрасте подняться на такую высоту понимания сути Божественного Домостроительства, его главной - мистической - составляющей? Этому способствовали как его исключительная природная одарённость, так и те обстоятельства, в которых прошло его детство. Его отец, Василий Третий, умер, когда ему было три года, и страной стали править сначала фаворит его матери, Елены Глинской, Овчина Телепнев-Оболенский, а затем боярская олигархия. На номинального царя эти хищные временщики не обращали никакого внимания, и он рос скрытным нелюдимым волчонком, предоставленным фактически самому себе. Его незаурядный ум требовал пищи, и он нашёл её в Священном Писании, которое читал столько раз, что выучил почти наизусть. Это было не просто чтение, но и постоянное размышление над прочитанным.

Особенно волновали его те страницы Ветхого Завета, где рассказывалось о появлении в Израиле после периода судей первых царей - Саула, Давида и Соломона. Он знал, что сам скоро станет правящим царём и после того, как, обретя власть, отомстит унижавшим его своим пренебрежением боярам, перед ним встанет вопрос: как и в каком статусе править Россией? Ответ он нашёл в Библии: за образец надо взять древнеизраильских царей, которые помазывались на царство пророком Самуилом, ибо помазание клало на них печать Святого Духа и сообщало им сугубую благодать. Именно этот, и может быть только этот из его прекрасных замыслов был реализован, и за это ему низкий поклон! Он стал, причем вполне сознательно и целенаправленно, первым русским Божиим Помазанником, открыв тем самым новую блестящую главу в истории нашего государства. Лично ему создать Великую Россию не довелось: завоевания удались только наполовину, местничество искоренено не было, разделение территории на земщину и опричнину не привилось. Но за ним, будто подхватывая его инициативу, пришли другие Божий Помазанники из родственного ему рода Романовых, которые с помощью сугубой благодати, даваемой им таинством помазания на царство, сделали нашу страну самой прекрасной страной на свете.

На июль приходятся разделённые несколькими днями две важнейшие даты, связанные с династией Романовых, преемственно и самоотверженно работавшей на возвеличение России. Одна из них - венчание на царство первого Романова, Михаила Федоровича, в Успенском соборе Московского Кремля.

Вторая - конец миропомазанничества как мистической основы Российской монархии: убиение последнего нашего Божиего Помазанника, Николая Александровича. После него заботу о России взяла на себя Сама Божия Матерь, явив в знак этого Свою Державную икону. Она и до сих пор продолжает быть нашей путеводительницей. Верим, что с Её помощью мы когда-нибудь вновь обретём государей с печатью помазания Святым Духом, которые и приведут Россию к подлинному возрождению.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU