390 лет со дня венчания на царство Михаила Феодоровича,
первого царя из рода Романовых.
85 лет со дня мученической гибели Государя Императора Николая
II и всей императорской семьи.
В последнее время некоторые люди, считающие себя истинно православными,
и даже отдельные священники с жаром настаивают на причислении
царя Иоанна Грозного
к лику святых. Это ни с чем не сообразное, безграмотное и с исторической,
и с богословской точек зрения требование стало идеологией движения,
которое по всем признакам является новой сектой, зародившейся
в Русской Православной Церкви. Самым типичным из этих признаков
служит фанатическая убежденность этих людей в своей правоте и
неправоте тех, кто думает иначе, категорический отказ выслушивать
возражения и однообразное повторение собственной аргументации.
Понятно, что вести с ними какой-то конструктивный диалог невозможно.
Но это не значит, что нам нужно обходить вопросы, связанные с
личностью Иоанна Грозного; в частности, вопрос о том, насколько
верна и точна та его историческая оценка, которая выработалась
в нашей науке на протяжении XIX и XX веков и к которой мы все
привыкли.
Думается, его заслуги как государственного строителя равны нулю,
если не отрицательны. Его замыслы были хорошими, желание осуществить
их было горячим и искренним, но ведь это надо отделять от того,
что получилось в реальности, что ему удалось сделать фактически.
А тут достижения нейтрализуются провалами. Да, на востоке были
успехи: после взятия Казани и Астрахани, Волга целиком стала русской
рекой, но на западе царь потерпел полное фиаско - ливонская война
была проиграна Стефану Баторию и необходимого России выхода к
балтийскому побережью не состоялось (эта насущная задача была
решена лишь через сто с лишним лет Петром Великим). Борьба с обнаглевшим
боярством, которой Грозный отдал столько сил, и в ходе которой
создал опричнину, не была доведена до конца, и опричники, не менее
нагло, чем до них знатные княжеские роды, водили за нос царя,
преследуя не государственные, а собственные интересы путём грабежа
населения. Отмена в 1572 году царём опричнины была признанием
им своего поражения в этой титанической борьбе за централизованную
власть (Сталин при обсуждении эйзенштейновского фильма "Иван Грозный"
отметил как главную ошибку царя именно то, что он не сломал становой
хребет боярству).
В конце правления Грозный почти забросил российские дела, хотел
бежать в Англию и оставил страну в расстроенном состоянии с резко
сократившимся населением, и восстановить
её не смог даже умный и энергичный Годунов. Естественным и неизбежным
завершением этого мрачного периода нашей истории было Смутное
Время - расплата за непоследовательную политику Ивана IV, в которой
проблески гениальности чередовались с истерическими выходками,
вроде бегства в Александровскую слободу или убийства преподобного
Корнилия Псковского, а минуты вдохновенного служения отечеству
сменялись впадением в крайнее уныние и полную пассивность. Это
всё достоверно, так было на самом деле, поэтому утверждение, что
Иоанн Грозный принёс государственному делу России огромную пользу,
является чистейшей фантазией и может найти отклик только в тех
людях, которые не желают считаться с объективными фактами. Сторона,
которую новые "иоанниты" выдвигают в качестве основания канонизации
царя - его административная активность - была по конечным результатам
скорее разрушительной, чем созидательной, а то, что у него были
вначале благие намерения, историей, к сожалению, в расчёт не берётся.
Но, давая ему в этой сфере ту оценку, которую он справедливо заслуживает,
мы хотим тут же вступиться за эту яркую и талантливую личность
и отметить ту его заслугу перед Россией, которую новые "иоанниты"
не видят в упор, ибо она является чисто духовной, а их на самом
деле интересует не духовная сторона нашего бытия, а вещественная
- все то, что может быть использовано для раскола Церкви.
Заслуга эта громадна. Иван IV был тем государем, который первым
осознал значение миропомазания на царство и буквально заставил
митрополита Макария совершить над ним это таинство при восшествии
на престол. А было ему в этот момент семнадцать лет! Как сумел
он в этом возрасте подняться на такую высоту понимания сути Божественного
Домостроительства, его главной - мистической - составляющей? Этому
способствовали как его исключительная природная одарённость, так
и те обстоятельства, в которых прошло его детство. Его отец, Василий
Третий, умер, когда ему было три года, и страной стали править
сначала фаворит его матери, Елены Глинской, Овчина Телепнев-Оболенский,
а затем боярская олигархия. На номинального царя эти хищные временщики
не обращали никакого внимания, и он рос скрытным нелюдимым волчонком,
предоставленным фактически самому себе. Его незаурядный ум требовал
пищи, и он нашёл её в Священном Писании, которое читал столько
раз, что выучил почти наизусть. Это было не просто чтение, но
и постоянное размышление над прочитанным.
Особенно волновали его те страницы Ветхого Завета, где рассказывалось
о появлении в Израиле после периода судей первых царей - Саула,
Давида и Соломона. Он знал, что сам скоро станет правящим царём
и после того, как, обретя власть, отомстит унижавшим его своим
пренебрежением боярам, перед ним встанет вопрос: как и в каком
статусе править Россией? Ответ он нашёл в Библии: за образец надо
взять древнеизраильских царей, которые помазывались на царство
пророком Самуилом, ибо помазание клало на них печать Святого Духа
и сообщало им сугубую благодать. Именно этот, и может быть только
этот из его прекрасных замыслов был реализован, и за это ему низкий
поклон! Он стал, причем вполне сознательно и целенаправленно,
первым русским Божиим Помазанником, открыв тем самым новую блестящую
главу в истории нашего государства. Лично ему создать Великую
Россию не довелось: завоевания удались только наполовину, местничество
искоренено не было, разделение территории на земщину и опричнину
не привилось. Но за ним, будто подхватывая его инициативу, пришли
другие Божий Помазанники из родственного ему рода Романовых, которые
с помощью сугубой благодати, даваемой им таинством помазания на
царство, сделали нашу страну самой прекрасной страной на свете.
На июль приходятся разделённые несколькими днями две важнейшие
даты, связанные с династией Романовых, преемственно и самоотверженно
работавшей на возвеличение России. Одна из них - венчание на царство
первого Романова, Михаила Федоровича, в Успенском соборе Московского
Кремля.
Вторая - конец миропомазанничества как мистической основы Российской
монархии: убиение последнего нашего Божиего Помазанника, Николая
Александровича. После него заботу о России взяла на себя Сама
Божия Матерь, явив в знак этого Свою Державную икону. Она и до
сих пор продолжает быть нашей путеводительницей. Верим, что с
Её помощью мы когда-нибудь вновь обретём государей с печатью помазания
Святым Духом, которые и приведут Россию к подлинному возрождению.