В этом году Послание Президента запоздало, как и весна
в целом. Оно поступило в Федеральное Собрание почти на месяц позже,
чем в прошлом году: в ту пору, когда сподручнее думать об отпусках
и каникулах, чем о планах на предстоящий год. Наш Президент уже
снискал себе репутацию не очень точного и аккуратного человека,
но такая затяжка с представлением Послания уже озадачивает. Нужно
ли оно стране и парламенту или превращается в пустую протокольную
формальность, все страсти вокруг которой нагнетаются искусственно,
как интрига на сцене политического театра? Мы склонны думать,
что затяжка была вызвана войной в Ираке, говорить о которой страшно
не хотелось публично, а обойти эту тему было бы нельзя ни в марте,
ни в апреле.
Очень хотелось бы, чтобы у Кремля была четко обозначенная линия
действий по развитию страны, а ежегодные президентские послания
превращались бы в своеобразные верстовые столбы, отмечающие достигнутые
результаты и указывающие направление на следующий годовой отрезок.
Пока же этого, к сожалению, нет, и поэтому послания превращаются
в некий вневременной документ, обращенный и в прошлое и в будущее,
документ, страдающий эклектичностью, а следовательно, и поверхностностью.
Это не директивный документ главы государства, адресованный госаппарату
и всем ветвям власти страны, а скорее Обращение Президента ко
всей нации с изложением своего видения ситуации и обозначением
общего вектора движения в ближайшее время. В этом Обращении остро
чувствуется привкус философии в духе кота Леопольда: "Ребята,
давайте жить дружно!". Многочисленные комментарии, высказанные
по поводу содержания самого Послания, в основном носят характер
подхалимских, если они исходят от лиц, связанных с властью, или
жестко критических, если их авторами являются представители оппозиции.
Мы не играем в политику, а служим России, поэтому постараемся
быть по мере наших сил объективными.
Через все Послание красной нитью проходят две мысли, давно и,
видимо, глубоко засевшие в сознании Президента России. Первая-
забота об ускорении социально-экономического развития страны.
Сейчас эта мысль сформулирована очевидно: "Удвоить в течение предстоящих
10 лет внутренний валовый продукт страны". Государственные мужи,
политологи и журналисты округляют глаза и делают вид, что они
впервые услышали трубный призыв Президента. А ведь эта же самая
цель была поставлена В. В. Путиным в самом начале его президентского
пути. Она была изложена шире и подробнее в его статье "Россия
на рубеже тысячелетий", опубликованной 31 декабря 1999 г. Более
того, уже тогда В.Путин подчеркивал, что мы не имеем времени на
раскачку, что мы должны наверстывать упущенное, - увеличивая ВВП
на 8% в год, чтобы через 10 лет догнать по уровню развития хотя
бы Португалию. Теперь, после 4 лет, мы вновь возвращаемся к постановке
тех же задач, признавая тем самым, что эти годы мы потеряли. Будем
честны, на протяжении этих лет Президент не раз требовал от правительства
разработки более амбициозных планов по развитию страны, причем
делал это публично, но правительство саботировало эти указания.
Все экономические советники Президента оказались несостоятельными.
Герман Греф, про которого один немецкий журналист сказал, что
в Германии его не взяли бы даже на должность бухгалтера мыловаренной
фабрики, не оправдал надежд экономического стратега, расхваленного
прикормленной прессой. В тексте Послания не раз можно увидеть,
а тем более почувствовать, острое недовольство главы государства
деятельностью своего правительства. Вальяжной походкой и бархатным
рокотом премьер-министра не заменишь отсутствие инициативы и энергии
в выполнении профессиональных задач. Но винить в этом Президент
может только самого себя, ибо никто другой по закону не может
изменять состав правительства.
Другой сквозной мыслью В. Путина является его давнишняя мечта
о консолидации российского общества, как фундаментального условия
успеха реформ. Он не раз упоминает о групповых, клановых интересах,
о социальной раздробленности России, которые могут стать непреодолимым
препятствием для вхождения нашей страны в сообщество развитых
государств. В этом он абсолютно прав, но, обратите внимание, никто
не спешит комментировать и развивать эту мысль Президента. В том
же, теперь далеком 1999 году, в той же статье "Россия на рубеже
тысячелетий" В. Путин четко и ясно говорил о достижении социального
согласия, но его никто не захотел услышать. Не захотели услышать
"новые русские", олигархи и их оруженосцы, высшая бюрократия,
которые пока уютно и беззаботно жируют в стране, где треть населения
обречена на вымирание, потому что давно живет ниже черты прожиточного
минимума, а остальные постепенно деградируют из-за бесперспективности
и деморализации. Единой нации в России сейчас нет, а потому и
нет общего понимания национальных целей. Их даже невозможно сформулировать.
Нынешняя Россия - это классическая иллюстрация к крыловской басне
"Лебедь, рак и щука". Президент понимает, что при таком раздрае
общества "воз" будет стоять на месте, но сделать что-либо для
сглаживания социальных противоречий он не может. Теперь для этого
нужны иные усилия, на которые пока народы России не способны.
Понятно, что Президенту хотелось показать в своем Послании, что
ему удалось добиться кое-каких результатов. Мы согласны с ним,
что если за три года удалось скопить в государственных сейфах
61 млрд. долларов (вместо 11 млрд., имевшихся в 1999 г.), то можно
только порадоваться, что нам повезло с высокими мировыми ценами
на экспортируемые энергоносители.
Хорошо, что удалось хоть немного умерить аппетиты региональных
"бурбонов", которые за время Ельцина нахватали столько суверенитета,
что стали страдать даже несварением желудков. Москве удалось привести
все местные законодательства в соответствие с федеральным, заставить
всех князьков платить исправно установленные налоги в общую государственную
казну. Юридически удалось уберечь страну от распада, хотя практической
работы в этом направлении - еще непочатый край.
Президент показал себя человеком, чувствующим чужую боль, когда
поставил в Послании вопрос о том, чтобы изменить закон "О Гражданстве",
который воздвигает немыслимые барьеры для получения российского
гражданства для тех русских и других граждан бывшего СССР, которые
хотят жить и работать в Российской Федерации.
Хорошо, что В. Путин решился взять из зарубежного опыта положение,
по которому каждый солдат, прослуживший по контракту три года
в российской армии, имеет право на получение бесплатного высшего
образования. Это повысит престиж армейской службы для умных, но
бедных ребят.
Президентское Послание тем не менее полно дыр и умолчаний о крайне
важных и болезненных для страны проблемах. Бесполезно искать какое-либо
упоминание о духовной жизни общества, о формировании морали и
нравственности в новой России. Прекратились всякие разговоры на
тему о борьбе с бегством капиталов за границу. Власть капитулировала
перед нуворишами окончательно и бесповоротно. В пространном (на
целый час) выступлении Президента ни разу не упомянуты такие явления
российской жизни, как инфляция (по 18-20% в год), тотальная коррупция
государственного аппарата, растущая преступность. Их как бы нет.
Точно также не упомянут Ирак и, по моему, ни разу - США. Россия
настолько обессилела, что не может себе позволить роскошь свободно
и открыто формулировать свое отношение к мировым событиям. Приходится
обходиться общими призывами к соблюдению международного права.
Снова мы вынуждены обращаться к философии кота Леопольда: "Ребята,
давайте жить мирно!".
В этот раз В Путин не смог обойти самую больную проблему России
- устойчивое и многолетнее вымирание ее населения, и в первую
очередь, именно русского народа. Но в Послании эта проблема была
всего лишь слегка помечена. Не было сделано попытки хоть как-нибудь
объяснить причины этого зловещего явления, хотя незадолго до этого
состоялись парламентские слушания по демографии, где авторитетные
ученые и эксперты дали глубокий анализ феномена депопуляции России
и озвучили некоторые рецепты борьбы с этим злом. Поверхностность
в данном случае не делает чести авторам Послания.
Браня всячески российское чиновничество, нашу замшелую бюрократию,
за неспособность ответить на вызовы нынешнего мира, упрекая ее
за лихоимство (стыдливо названное "административной рентой"),
грозя сократить численность чиновничьей рати и урезать ее полномочия,
Президент всё-таки из года в год откладывает проведение административной
реформы. Осмелимся дать совет главе государства: пора проводить
подбор кадров на чиновничьи посты по открытому публичному конкурсу,
как это давно делается в других, более развитых государствах.
Тогда у нас не будут формироваться свои кланы, где "рука руку
моет", где, "ворон ворону глаз не выклюет", и где главная цель
- не служить государству, а набивать карман под защитным зонтиком
своего пахана.
В Послании есть пассажи, содержание которых внушает сомнение
в правильности приведенных данных или в корректности их интерпретации.
Например, Президент утверждает, что за последние три года реальные
доходы населения страны увеличились на 32%. Все люди моего круга,
т.е. живущие либо своим физическим, либо интеллектуальным трудом,
категорически заверили меня, что такого улучшения они не чувствуют.
Рост расходов на оплату жилья, жилищно-коммунальных услуг, транспорта,
связи съедают почти целиком все прибавки к зарплате. Почти 20%-ная
инфляция, выражающаяся в росте цен на промышленные и продовольственные
товары, остается главным препятствием на пути роста благосостояния.
Да и сам не снижающийся процент населения, живущего в России ниже
черты бедности, подтверждает правоту наших сомнений. Правда, миллиардеров
в
России с каждым годом становится все больше. По темпам их прироста
мы занимаем первое место в мире. Вот авторы Послания, видимо,
взяли общие доходы всех граждан России и поделили их опять на
всех, и получилась успокоительная цифра в 32% прироста реальных
доходов населения, хотя от миллиардов Ходорковского или Фридмана
простому гражданину не перепадет никогда и ничего.
Кто-то внушает народу мысль о том, что, дескать, превращение
России в страну-экспортера зерна есть явное доказательство успешности
курса демократических реформ. Спешим предостеречь наших читателей
от очевидной подтасовки. Дело в том, что при прошлой власти мы
были страной-импортёром зерна, в основном кормового, которое шло
на приготовление комбикормов для птицефабрик, свиноферм, хозяйств
крупного рогатого скота. В те годы мы почти не покупали мяса за
границей, обходились своим. После перестройки и особенно в годы
"реформ" Россия стала закупать за границей больше половины потребляемого
в стране мяса, - свои птице- и животноводческие фермы разрушены.
Именно поэтому нет нужды покупать кормовое зерно за границей,
свое теперь девать некуда, зато тратим огромные деньги на чужое
мясо. Плакать надо от таких "успехов", а не хвастаться ими публично.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это обещание
Президента поменять сам механизм формирования правительства. Он
сказал, что с учетом результатов следующих выборов в Государственную
Думу можно будет сформировать профессиональное правительство с
опорой на парламентское большинство. Это шаг в сторону приближения
к западным образцам государственного устройства. Наверное, это
будет правильным, поскольку резко ослабит зависимость правительства
от всемогущей Семьи, незримо ворочающей рычагами власти в России.
Тогда и Дума получит иную роль в государстве. И российские избиратели
будут знать, за какую партию голосовать, ибо она будет нести ответственность
за деятельность правительства. Поживем -увидим, позволят ли силы,
реально дергающие вожжами власти в России, совершить эти повороты
в нашей жизни.