Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Нам нужна одна победа

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

 

 Весна сорок пятого - особое, незабываемое время! Поколениям, её не заставшим, она будет напоминать о себе песнями, лучше которых вряд ли когда-нибудь сложат: "Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои", "Едут, едут по Берлину наши казаки", "Одержим победу, к тебе я приеду на горячем боевом коне", "День Победы порохом пропах, это праздник с сединою на висках"...

Начавшись в день всех святых, в Российской земле просиявших, война завершилась нашей победой в день памяти святого Георгия Победоносца: именно шестого мая немцы прекратили сопротивление и началась подготовка к официальному подписанию безоговорочной капитуляции.

Кому из нас неизвестен образ светлого всадника, поражающего копьём дракона, - ведь это герб Москвы, эмблема Российского государства. Но не все знают, когда появился у нас этот национальный символ. Это произошло в XIV веке, когда началось возвышение Москвы и собирание ею вокруг себя русских княжеств, - процесс судьбоносный, создавший в результате раскинувшуюся на одной шестой части суши Великую Россию. Первый шаг в этом направлении сделал преподобный князь Даниил, присоединив к Москве Переславль-Залесский. Ещё энергичнее продолжали его дело сыновья святого князя - сначала Юрий Данилович, а после его смерти младший брат Иван Данилович, по прозвищу Калита. Благодаря территориальным приобретениям отца, Юрий получил право на титул Великого Князя, который с этого времени удерживался за московскими правителями до тех пор, пока Иван Грозный не стал именоваться Царём. Вот этот-то Великий Князь Юрий и начертал на московском гербе своего небесного покровителя великомученика Георгия.

Почему его именуют ещё Победоносцем? Не только из-за того, что уже много лет спустя после своей кончины он явился, чтобы избавить свой родной Бейрут от чудовища, пожиравшего людей. Более значительную победу он одержал раньше, решительно отказавшись подчиниться требованию императора Диоклетиана поклониться языческим идолам. Вообще-то твёрдых христиан, не пожелавших изменить своей вере и за это казнённых, за 260 лет гонений было немало, счёт их шёл на тысячи, но случай с Георгием Победоносцем был особенный.

Во-первых, он был выдающимся военачальником, покрывшим себя славой в многочисленных сражениях, и любимцем императора, который хотел видеть с его стороны такую же любовь или, по крайней мере, уважение и послушание. Личный момент подогревал эмоции кесаря, буквально бесившегося от бессилия.

Во-вторых, этот святой обладал высоким авторитетом не только в войске, но и в народе, поэтому Диоклетиан справедливо полагал, что его упрямство может стать заразительным примером. Никогда ещё со времён Нерона не устраивалось столь громкого публичного процесса, так что дело приобретало принципиальный характер.

В-третьих, тут необходимо учитывать историческую ситуацию. Святой Георгий, так и не уступив императору, был замучен в 303 году, а уже через десять лет Константин Великий издал знаменитый Миланский Эдикт, не только позволявший открыто исповедовать христианство, но фактически сделавший эту религию привилегированной и даже государственной на подвластной Константину части Римской империи. Совсем чуть-чуть не дожил великомученик Георгий до торжества света над тьмой, истины над ложью, но своей героической стойкостью, несомненно, приблизил это торжество, почему и стал олицетворением Победы. Чувствуя свою обречённость, язычество в последние годы билось в кровавой агонии, неистовствовало, бросаясь от одной бессмысленной попытки удержаться к другой, в своём безумии хотело увести с собой в могилу всё человечество. И наконец с позором испустило дух, как испустил его потом бейрутский дракон.

Не то ли самое произошло через семнадцать веков с проклятою фашистскою ордой, объявившей русских недочеловеками и пришедшей на нашу землю, чтобы владеть ею? Не помог ли нам выстоять и победить святой Георгий Победоносец? А лучше поставим вопрос иначе: мог ли он не помочь стране, которая, наряду с Грузией и Осетией, чтит его память больше, чем любая другая страна христианского мира? Он помог в XTV веке своему тезоименитому князю Юрию Даниловичу, и помог в XX в. тоже тезоименитому маршалу Георгию Жукову, ведь несмотря на официальный атеизм, Россия продолжала быть Уделом Богородицы и Третьим Римом, а "четвёртому не быти". Кто может сказать, сколько раз на протяжении страшного четырёхлетнего побоища незримый всадник поражал своим копьём наступающих немцев, когда силы оборонявшихся русских были уже на исходе...

Не за эти ли ратные усилия Господь порадовал святого воина тем, что преподнёс в день его праздника окончательную победу?

Сердце русского человека верит, что это так. Но вопрос об атеизме сражавшегося с гитлеровской Германией Советского Союза остаётся. Особенно актуальным представляется он в связи с днём всеобщего поминовения усопших, Радоницей, в этом году празднуемой тоже шестого мая, в день памяти святого Георгия Победоносца.

За наших воинов мы и вознесём молитвы благодарности в весенний день Радоницы.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU