|
|
Ответы протоиерея Александра Шаргунова
Здравствуйте, отец Александр!
Как-то Вы сказали, что одна из главных задач человеческой жизни - научиться задавать самые существенные вопросы. Вопрос, который гложет меня и, наверное, многих людей, таков; есть ли смысл в страданиях? Найти ответ на него я пыталась много лет, частично нашла. Я инвалид детства уже 36 лет, понятно, что я хотела понять смысл жизни, которая состояла в основном из страданий, обыкновенных физических страданий. Как ни странно, меня не мучили вопросы типа: а почему я? Почему именно мне выпало мучение? Само собой отвечалосъ: а почему кто-то должен болеть? Почему не я? Кому-то летать, кому-то ползать; кому-то бегать, кому-то лежать; кому-то петь, а кому-то выть. И было ясно, что я никогда не найду ответа на вопрос: за что мне Бог попустил болезнь, за мои ли грехи, за чьи-то? В сущности, это и не важно. Важно было найти смысл в болезни, точнее - наполнить смыслом болезнь. Мне стало легко, когда я вместила в сердце простую истину: болезнь - это посещение Божие, это дар Божий. Дар этот можно обратить и к погибели души, и ко спасению оной. Тут сразу появилось в жизни много маленьких целей и много работы для души. Главное понятно - без веры во Христа иго страданий не станет легким, а с Ним любая болезнь может преобразиться в здоровье.
Человеку, которому Богом попущена длительная и тяжелая болезнь, легче обрести смысл в страданиях. Даны время и подходящие условия для осмысления жизни и, в конце концов, "в смерть можно войти как в победу".
Но есть другой род страданий.
Недавно по НТВ показали документальный фильм о серийных убийцах, в частности о сыне и матери Спесивцевых, которые заманивали в свою квартиру детей, подростков, девушек, бомжей (причем зачастую по несколько человек приводили), и после длительных изощренных истязаний трупы расчленяли, а останки сбрасывали в речку. Преступники признались в 40 убийствах, а оперативники нашли у них 80 (!) комплектов окровавленной одежды/.
Отец Александр, отчего Милосердный Бог, Который есть Любовь, попускает детям претерпевать нечеловеческие мучения перед смертью. Отчего ангелы отступают от детей в подобные моменты? Почему Господь не останавливает палача-изувера? Ясно, что судьбы людские (суды Божии) в Его руке, но неужто будущее возможное покаяние маньяка ценнее одной жизни (слезинки!) ребенка?! Карамазовский вопрос, сознаю, но от него никуда не деться! Во имя чего попущены детям немыслимые страдания?! Как Он может смотреть на них?! Ведь если мы плачем, видя горе и страдания детей, то как должен плакать Он!
Извините, если я не сумела корректно и спокойно изложить все наболевшее. Уж очень тяжко жить в мире, в котором столько слез и горя.
Спаси Вас Бог.
С уважением,
Елена Ивановна К., г. Краснодар
Дорогая Елена Ивановна!
Помоги Господь Вам нести со смирением и благодарностью Богу Ваш крест. Вы сумели вместить в своё сердце простую истину: болезнь - это посещение Божие. Дай Бог Вам благодатно узнать, что в посещении Божием не только великая скорбь, но и высшая радость, несравненно превосходящая все радости земли. По этой причине святые угодники Божий говорили, что в будущей жизни человек больше всего будет жалеть, что у него мало было скорбей. Всякая скорбь, которую мы принимаем со смирением, соединяет нас с Крестом Христовым. А значит, и со всей Его славой. И Господь часто дает это узнать еще здесь, на земле.
По поводу упомянутой Вами передачи нельзя не отметить, что по телевидению любят показывать патологические случаи, которые раньше рассматривались только в закрытом суде. Теперь же они снимают документальный фильм с самыми страшными подробностями и демонстрируют его каждый год, чтобы шокировать общественное сознание бессмысленным ужасом и затмить то массовое убийство, которое совершают они сами.
Почему Господь попускает быть подобным злодеяниям? Чтобы люди увидели, к чему может привести жизнь без Бога, и пришли в себя. Но правда заключается в том, что это еще цветочки, ягодки будут впереди. Мы ещё не знаем по-настоящему, что такое зло и как велика свобода человека, что такое атеизм, переходящий в сатанизм; что ад и диавол - это реальность. Мы не сознаем, от чего и какой ценою избавляет нас Христос.
Это означает, что время антихриста близко. Зло должно раскрыться до конца во всей мерзости и во всей силе, чтобы до конца испытать нашу свободу, и чтобы была явлена в полноте всепобеждающая сила Божия.
Тайну невинных страданий детей Бог открывает нам с самого Рождества Своего. Четырнадцать тысяч Вифлеемских младенцев - и в это число таинственно включены все от века убиенные дети-мученики - являются, по слову святителя Филарета Московского, телохранителями Господа. Время Его Креста пока не пришло, но эти младенцы уже - первыми приобщаются Его страданиям.
Ответ на Ваш вопрос - в страданиях нашего Господа. Мы должны обратить особенное внимание на то поругание, которому подвергся тогда Христос. И мы призываемся в подлинной мере увидеть, как раскрылось тогда зло, которое всегда измеряется участием самого диавола.
С самого начала сатана искал погубить Господа, с самого рождения. И чем дальше шел Христос по Своему пути, тем больший ужас охватывал диавола и все его царство, сознающее бессилие и невозможность как-либо сокрушить Господа.
Но настал момент, когда Он, казалось, перестал явно обнаруживать Свою попаляющую диавола силу. Неусыпающий взор сатанинской злобы не мог видеть Его сердца. Единственное, что мог видеть сатана - это трепет и ужас Христа перед предстоящими страданиями. И сатана возомнил, что ему возможно победить Господа. "Ныне час тьмы", - говорит Христос Своим апостолам, и сатана в злобной радости подтверждает это.
Перед нами явление всего зла, какое есть в мире. Нам известны все подробности того, что произошло в Гефсимании и на Голгофе.
Место, где был распят Господь, называется Голгофа, "краниево место", по-русски - "место, где черепа", где обычно совершались казни преступников. И Его распяли между двух разбойников - "одного одесную, другого ошуюю", а Его - посередине, как худшего из трех.
Его прибили гвоздями ко Кресту. Перед нами страшное зло, которое мы не можем никогда вместить в нашем сознании, его невозможно постигнуть. Но тем не менее, каждая подробность открывает новую глубину бездн сатанинских.
В обычае было давать приговоренным к смерти вино, смешанное со смирной, которое было горьким и которое должно было затуманить сознание умирающего от боли. Христос вкусил его, сказано, но не захотел пить, показав, что и эту горечь Он принимает, но, показав также, что Он не нуждается в облегчении такого рода от боли.
Перед лицом смерти Господь был в наготе, как в час Крещения, и об одежде Его воины метали жребий, кому что достанется, делая забаву из Его страданий.
И была надпись над Его головой "Царь Иудейский". Пилат хотел посмеяться над Христом как над шутовским царем. А может быть - над иудеями, которые не заслуживали лучшего царя.
Зрители Его страданий вместо того, чтобы выразить Ему сострадание, усугубляли Его страдания, оскорбляя Его. Проходящие злословили Его, кивая головами своими. Теперь они выражали свое предельное отвращение к Нему и возмущение Им. Наученные первосвященниками, они насмешливо кричали: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со Креста". И распятые с Ним поносили Его.
И здесь святая Церковь говорит нам, чтобы мы увидели не только страдания Спасителя, но и то, как совершается осквернение самой величайшей святыни. Посмотрите, как Пилат перед самим распятием, желая угодить римским воинам, веселым, пьяным от этого зла, которое они вкушают, предает Господа на поругание.
Воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк. И здесь они дали волю всем издевательствам. Мы слышим эту стихиру всякий раз, как поклоняемся Кресту Христову: "Се Царь славы в одежду облачится поругания".
Они издеваются над Господом как над Царем. Цари одеваются в торжественные дни в одежду багряного или алого цвета и они одели Его в багряницу. Цари носят на голове венцы - они сплели терновый венец и возложили на Него. Не просто венец из какого-нибудь сена-соломы, чтобы Он был как чучело огородное перед ними, а венец из терния, чтобы боль была от колючек и шипов при этом издевательстве над Ним.
Подданные окружают царей возгласами приветствия. И они приветствуют Его: "Радуйся, Царь Иудейский". Перед царями становятся на колени и кланяются им - и это они обратят тоже в шутовство. Становясь на колени, они с хохотом кланяются Ему.
Цари держат скипетр в руке - и они дали Ему в правую руку трость. Но, как сказано в Евангелии от Марка, они бьют Его по голове этой тростью.
Подданные, когда они присягают на верность своему властителю, поцелуем запечатлевают свою присягу, а они вместо этого плюют на Него. Но был и поцелуй -поцелуй Иуды, ближайшего ученика.
Такому поруганию Господь подвергся, будучи не в Своих одеждах, а в чужих, -говорят святые отцы, - в знамение того, что Он страдает не за Свои, а за чужие грехи. Преступление было нашим, каждого из нас. А позору за преступление подвергли Его.
Посмотрите - все, что связано со Христом в час Его страстей, раскрывает нам торжество зла, которое будет в мире во времена пришествия антихриста. И сегодня те, кто презирает Господа Иисуса Христа, утверждая, что теперь их время, их власть, делают то же самое.
То, что происходит со Христом, имеет отношение к каждому из нас. Это зло, которое хочет и нас уничтожить, и нас навеки погубить. Читая описание страданий Христовых, мы должны задуматься о том, как велика сила зла, действующего в мире, направленного против каждого человека. Теперь, после Воскресения Христова, диавол не может ничего сделать Господу, и всю свою ненависть обращает на тех, кто Христов. История рода человеческого существует для того, чтобы зло, в конце концов, раскрывалось до конца. И чтобы наше участие в победе Христовой было подлинным противостоянием всему злу, действующему в мире.
Дай Господь нам понять, как велико может быть зло в мире! Что то зло, которое мы видим сейчас, несравнимое ни с чем в истории человечества, раскроется на еще большей глубине, потому что грех без покаяния умножается в мире. И дай Господь нам понимать, что самое страшное - не только глубина страданий, но поругание святыни, которое будет происходить в самые последние дни, когда "человек беззакония", по слову апостола Павла, сядет в самом храме Божием, выдавая себя за Бога.
Так раскроется непостижимо страшное зло, которое победил до конца наш Господь. Да научит Господь и нас видеть происходящее, не умаляя ни в чем это зло, не замазывая, не приукрашивая ничего - не умаляя ни в чем победу Божию, участвовать в которой все мы призваны. Да не смущается сердце Ваше при виде сегодняшнего зла! Это агония сатаны. И чем больше возрастает зло в мире, тем яснее проступает над ним Крест Христов как знамение Второго и Славного Его Пришествия.
Действительно, одна из главных задач человеческой жизни - научиться задавать самые существенные вопросы. И ответ на них всегда дает только Крест Христов. Ибо "в тот час (в час, когда откроется нам сила Креста), - говорит Господь, - вы не спросите Меня ни о чем".
Мы сейчас вступаем в Великий Пост, чтобы достигнуть Креста Христова и Его пасхальной победы нашего ради спасения. Трепещет ад и трясется, не терпя видеть силы крестной. Но всякий, кто носит крестильный крестик, должен помнить всегда, воинству какого Царя он принадлежит.
Перед Великим Постом мы должны примириться со всеми и всех простить. Прощеное воскресенье - столь важное событие, что хотелось бы услышать от Вас, что такое настоящее прощение? Вы, наверное, как всегда, скажете: все наши беды оттого, что мы не прощаем друг друга. А мне все кажется, ужас нашего положения в том, что слишком много, в том числе в Церкви, людей, которые скорее простят "всех", чем соседку, которая забыла погасить свет на кухне.
Или вот такая картина, которая попадает даже в программу теленовостей: ребенок, закутанный в сто одеял, и наледь на стене дома (отключили отопление). С помощью грелок его пытаются выходить, но ничто не помогает. Сообщают, что по России 300 000 человек сидят без отопления - это при морозе -30 градусов. Или те триста с лишним бомжей, которые за несколько дней замерзли в Москве.
Как такое можно простить и кому простить? И к чему такое прощение нас приведет?
Н. Макогин, г. Москва
Ваш вопрос - что значит примириться со всеми - очень понятен и всегда актуален. Где взять силы, и, прежде всего, где взять понимание, чтобы простить тех, кто совершает геноцид народа, растление наших детей, нравственное и физическое убийство молодежи, предательство России? Неужели возможно такое примирение с врагами Божиими и врагами Отечества?
Святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский говорит, что да, возможно.
В беседе о Страшном Суде он описывает характер миротворческой деятельности антихриста. Антихрист "будет делать всем приятное при одном условии - одобрение его деятельности и признание его верховной власти. Он предоставит возможность жизни Церкви, будет разрешать ее богослужения, постройку прекрасных храмов при условии признания его "верховным существом" и поклонения ему. У него будет личная ненависть ко Христу, которая будет питаться атмосферой этого общего мира. Он будет жить этой ненавистью и радоваться отступлению людей от Христа и Церкви. Будет массовое отпадение от веры, причем изменят вере многие епископы, и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви".
"Искание этого мира (компромисс) будет характерным настроением людей, -говорит святитель Иоанн. - Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое надеяние на ласковое зло (обратите внимание, как определяет святитель мир "человека беззакония"). Ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение, что в людях, радующихся этому примирению, будет навык отступания от правды и сладость компромисса и греха".
Итак, важно - как, какой ценой достигается мир. "Антихрист будет все дозволять людям, лишь бы они "падши, поклонились ему". Это не новый способ установления всеобщего мира. Римские императоры готовы были дать свободу христианам, только бы они признали божественность их верховной власти, и они мучили христиан только потому, что те исповедовали: "Богу одному поклоняйся и Ему одному служи".
Каковы же плоды этого мира? Когда "весь мир покорится ему, тогда он откроет лицо своей ненависти ко Христу и к христианству". Вот о чем должны мы напомнить друг другу в Прощеное воскресенье прежде всего, прежде, чем примириться со всеми.
Монахиня Анна (Теплякова) рассказывала мне о протопресвитере Михаиле Польском - свидетеле славы Церкви Русской, составившем два тома житий новомучеников. В двадцатые годы однажды к ним в храм на Прощеное воскресенье приехал служить епископ Антонин (Грановский), обновленец. "Полон храм был народу, - рассказывала матушка Анна. - И батюшка Сергий, настоятель, вышел. И отец Алексий, второй священник. А отец Михаил не вышел служить. За ним посылают - он не идет. За ним вторично послали. Ну и вот, отец Михаил так и не вышел с Грановским служить вечерню Прощеного воскресенья. А через неделю его забрали".
Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Чем углубленней человек живет духовной жизнью и, значит, чем больше он узнает, как страшен грех, тем сильнее нуждается он в прощении от Бога, от другого человека. И тем легче способен он сам простить.
Дорогие друзья! Мы с вами не просто братья и сестры во Христе, мы братья и сестры по несчастью греха, близкие друг другу той связью, которая объединяет нас как грешников. Как говорится, "вся Церковь есть Церковь кающихся и погибающих". Исполнимся состраданием друг ко другу и будем молить Господа о прощении всех нас, о вразумлении всех и, прежде всего - простим друг друга. Всякая немощь другого должна открывать мое собственное несветлое лицо и мою собственную беспомощность и хрупкость. И наше покаяние, наше стояние за правду Христову помогают нам понять: даже если человек согрешил однажды или дважды, или семь раз по семьдесят - неправда, что он всегда будет грешить. Простим друг друга. Ад - это прошлое, которое все заполняет, что есть в настоящем, уничтожая его там, где нет прощения.
Мы призываемся понять две вещи. Во-первых, что прощение невозможно там, где нет признания греха, и, во-вторых - прощение невозможно, если оно не исходит от Бога.
Отрицание греха делает прощение, по крайней мере, излишним. Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Если не существует больше нравственного закона, не существует и греха. И непонятно, о каком прощении может идти речь.
Не должны быть мы обмануты и тем, что очень часто в наше лукавое время отрицают грех даже признанием греха. Мы все без исключения в той или иной степени нарушаем заповеди Божий. Сказано в Писании, что "нет человека, который не грешил бы" (3 Цар. 8,46). И, поскольку все так поступают, грех объявляется не страшным - и он уже как бы даже и не грех.
Современный человек часто ищет примирения, чтобы не быть захваченным неприятными отрицательными чувствами, чтобы не осложнять себе жизнь. Это означает "прощать, не прощая", обманывая себя и других. Ужаснее всего, как всегда, равнодушие, делание вида, что все в порядке ("нечего особенно прощать"), желание не видеть человека, оставить его и забыть о нем; думать, что простил, отвернувшись от человека, затворив от него сердце. Но горечь, которая остается, может вырасти в ненависть.
Как в покаянии опасней всего самооправдание, так и здесь. Наша душа, психика падшего человека, так исполнена самооправдания или, как говорят теперь, "имеет столько механизмов защиты", что наше прощение - как хамелеон. Оно может принимать цвет любого окружения, мимикрировать в псевдо-прощение, даже до полной утраты своего лица. Это может быть в наших личных отношениях друг с другом, и в наших оценках событий и лиц, где открывается сегодняшний Апокалипсис.
Чтобы простить человека, который нас обидел, надо начать с немногого - осмелиться взглянуть на то, что произошло. И далее постараться увидеть все в подлинном свете и в подлинном масштабе, ни в коем случае не делая из мухи слона, чтобы огонь вражды и презрения не переметнулся на всех людей и на все ценности в мире.
Драгоценней всего - сделать первым шаг к другому, и этот шаг будет твердым, если мы начинаем идти, попирая всякий грех. Так вступим в Великий Пост, и так будем идти всю жизнь. Как говорят святые отцы, хоть ползком, но туда. Мы знаем, что невозможно решить никаких серьезных проблем без любви, и есть только одно средство против ненависти - любовь.
Только на этом пути происходит медленное рождение любви, как превращение гусеницы в бабочку. Пост и молитва - два крыла. Это полное изменение (такова тайна покаяния), это умирание для себя, но оно дает крылья.
Прощение - чудо. Оно творится Богом из ничего. Мы всегда говорим, что к Прощеному воскресенью надо заранее подготовиться. Но прощение не есть результат подготовки, какой бы она ни была. Прощение нельзя создать. Его получают сверх сметы, сверх меры, сверх ожидаемого. Оно возникает из ничего. Оно - благодать. Здесь точка нашего личного соприкосновения с Богом. И с Крестом. Ибо "где умножился грех, там преизобилует благодать". И эта благодать нас преобразила, сделала другими. И только получив от этой жизни с избытком, я могу щедро дать другому. В самом деле, как молиться за убивающих нас, если прощение не исходит от Бога? Это дар Бога, не наше достижение. Потому наше примирение друг с другом утверждается в таинстве исповеди - таинстве покаяния, и Великим Постом оно должно быть особенно глубоким.
Вот высота прощения - обретение Господа и друг друга в Нем. Примирение, которое имеет целью только земное, в конце концов сводится к тайне антихриста, к притче о злых виноградарях, которые говорят: "...Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его" (Мф. 21, 38). Их уже не интересует Христос, но только ценности, которые Он оставил.
Говорить, что надо подставить левую щеку, когда вас ударили по правой - чистейший идеализм, мечтательность, если верностью правде Христовой не открыть себя любви Христа, замученного за осуждение всей неправды мира, если не принять благодать Бога, Который больше сердца нашего, как говорит святой Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 20)
|