|
|
Наша сила - в единстве
Владимир Леонидович МАХНАЧ
Святой благоверный князь Даниил Александрович, младший сын одного из любимейших русским народом святых - великого князя Александра Невского, жил в эпоху, очень похожую на нашу, даже слишком похожую. В страшную эпоху...
Полвека после кончины св. благоверного князя Александра Невского и до княжения Ивана Калиты положение дел на Руси было такое же скверное, почти безнадёжное, как у нас последние тринадцать лет. Всё рушится, разброд и шатания, почти всеобщая апатия: кажется, что русский народ обречен. В Китае говорят: из-бави вас Небо жить в эпоху перемен!
Жизнеспособность народа, его успешное выживание в критических условиях нашествия, смуты, разрухи, реформ, перестройки, прихватизации и прочих бедствий зависит от наличия героев, патриотов, национально мыслящих властителей.
Несчастна страна, у которой нет героев, несчастна страна, остро нуждающаяся в героях, ещё несчастнее страна, у которой нет героев, когда она в них нуждается.
Но несчастнее всех страна, имеющая героев, которые не могут договориться между собой. Конечно, единичные герои есть всегда, но успех сопротивления бедствиям зависит от достаточно высокой концентрации людей сильной воли, целеустремленных, пламенно доблестных, способных превратить население, "электорат" в Народ.
Св. Александр Невский пытался спасти страну, которая вовсе не хотела, чтобы её спасали! Мы вынуждены были принять власть Орды не потому, что потерпели поражение в сражениях 1237-1240 годов. Напротив, мы потерпели поражение, будучи много сильнее ордынцев, потому что одряхлел древнерусский этнос. Уже в начале XIII века на Руси стала ощущаться нехватка людей, готовых поставить служение нашей стране выше корыстного интереса.
Герои в народе были: св. Александр Невский, князь Вячеслав Юрьевский, первым встретивший удар немецких крестоносцев, Евпатий Коловрат, предводитель рязанских арбалетчиков (арбалет по-русски - коловоротный самострел), князь Даниил Галицкий, князь Василий Ростовский, отказавшийся пойти на службу к Батыю, Меркурий Смоленский, отразивший ордынцев и отстоявший Смоленск, киевский воевода Дмитр... Мало! И очень многие из них погибли: герои погибают первыми.
Вспомните Великий Рим. Он погиб не из-за "разложения рабовладельческого строя" - жили же рабы и после него.
И не потому, что "все империи распадаются" - Византийская империя просуществовала еще тысячу лет! Рим пал потому, что не стало римлян - людей, славных доблестью, дисциплиной, чувством долга, готовых стоять насмерть. Заслуга св. Александра Невского в том, что, став вассалом хана и отразив католическую агрессию, он сохранил нашу православную веру и культуру, русскую государственность как основание будущего возрождения русского народа. В чем же заслуга его младшего сына, святого благоверного Даниила Александровича, князя Московского?
После кончины Невского героя возобновились усобицы князей. Одновременно в самой Орде вспыхнула борьба за власть, и русские князья вовлекали в свои распри противоборствующие ордынские группировки.
Содержать своего князя, своего боярина - это нормально, это по-божески. Платить ордынскую дань - ещё полбеды, особенно, когда её собирает наш князь, не заинтересованный в оскудении собственной земли.
Плохо, когда вокруг постоянно воюют князья, и каждое войско кормится за счёт территории, на которой идет война, и каждый князь приводит ордынцев, для которых "эта станица" - чужая: эти не только пограбят, но и пожгут, и в полон угонят, как в наши с вами времена "прогрессивное человечество".
Всё-таки интересно, что героем русских сказок всегда оказывается младший сын. И святой равноапостольный Владимир Святославович был младшим сыном. И св. страстотерпцы Борис и Глеб - его младшие сыновья. И св. цесаревич Алексей Николаевич... Вот и наш герой был младшим сыном святых: его мать, праведная княгиня Васса, местно почитается во Владимире. Не верю в случайность: во главе династии московских великих князей и русских царей - святой. Хотя, всяко бывает: старший сын св. Даниила - Юрий Московский стал великим князем, но остался в истории прохвостом, убийцей благоверного князя Михаила Тверского... В жизни князя Даниила не было ярких событий, побед и одолений. Он был правителем крошечного княжества, тянувшегося всего-то от Москвы до Звенигорода, в великие князья Владимирские не вышел. Однако мы знаем, что он был миролюбцем и миротворцем. Отказался - немалый шаг - участвовать в междоусобной брани старших братьев Димитрия и Андрея.
Миротворцем выступил и на княжеском снеме (съезде) в 1296 году. Не совершал агрессий, но берёг и собирал земли: в 1301 году отразил нападения рязанцев и татар-наемников на Переславль-Залесский и пленил рязанского князя Константина, за обиды московским купцам сумел забрать Коломну. Однако же, пленного рязанского князя содержал в почёте.
Заметим, это первая, хотя и скромнейшая, победа русских
над непобедимыми ордынцами.
Он был глубоко церковен: в 1282 году основал при маленькой Москве свой Данилов монастырь. А монастырей тогда на Руси было много меньше городов. И через десять лет построил в нем каменный храм. Не соборный храм, а монастырский, в целиком деревянной Москве. И с него пошла традиция московской династии давать княжичам подчеркнуто христианские имена - Иоанн, Симеон, Пётр - раньше князей так не нарекали.
Думается, все же напрасно сложилась уже в советское время сомнительная традиция писать св. Даниила на иконах в монашеских одежах: предсмертное пострижение - обычай ряда княжеских домов. Ведь мы даже имени его монашеского не знаем. И не пишем монахами ни Александра Невского, ни Дмитрия Донского.
Но величайшая заслуга Даниила Александровича в том, что с него в московском доме начинается понимание того, что единственная настоящая ценность в стране - люди. Не деньги, даже не земли, а люди! Св. Даниил старательно собирал крестьян, ремесленников, купцов, бояр. И старался, чтобы сыновья бояр св. Александра Невского служили у него.
И опять-таки не случайно то, что создателями России стали их потомки. Как и его потомки - единственные прямые потомки Александра Невского. Св. Даниил даже учёных книжников собирал. А кому тогда было до книжников!
Умирая, князь позвал своих сыновей и велел им... ломать веник. Княжичи - здоровенные ребята, воины - трудились в поте лица своего и, ясное дело, не сломали.
И слабеющий, уходящий из жизни Даниил велел развязать веник и ломать прутики no-одиночке, доказав сыновьям - и нам всем! - важность единства.
Владимир Леонидович МАХНАЧ
|