Служба торговли Новоспасского монастыря
 

Жизнь за царя. 300 лет со дня смерти Ивана Сусанина

Надежда Александровна ИЛЬИЧЕВА     

   Именно жизнь за Царя, а не смерть, потому что в жизнь вечную и в вечную память благодарных потомков вошел русский мужик Иван Осипович Сусанин. Он явил Богу и миру великую самоотверженность и мужество русского человека. И помиловал Господь нашу землю.
   Великая Россия поднялась из обломков Древней Руси после Смутного времени подвигом и любовью к Отечеству таких, как Иван Сусанин. Его поступок, непонятный многим мелким душам, свидетельствует о высоком напряжении нравственных сил русского народа того времени. Сами враги наши поляки в своих хрониках пишут о том, что среди русских нельзя было найти шпионов, что русского пленника хоть жги - ничего не скажет про своих. Такой народ победить невозможно. И ушли поляки.
   Село Домнино Костромского уезда, где жил Иван Осипович Сусанин, принадлежало семье Романовых, потому именно сюда прискакал польский отряд, узнав, что Михаил Романов избран Царем на Руси. Хотели они погубить его, потому что видели крушение всех своих планов в воцарении этого 16-летнего юноши. Отряд поляков так спешил, что опередил даже посланных Земским собором "челобитчиков", - они должны были умолять Михаила не отказываться царствовать, принять тяжелую шапку Мономаха. Особенно тяжела была эта шапка в то время всеобщего разорения и смуты. Казна пуста, разграблена поляками. Люди оголодали до крайности и в голове у них будто ветер гуляет, даже не понимают, где живут? На Руси ли, а может, уже в Польше? Ведь бояре говорили, что польскому королевичу надо присягать. Своей армии у государства вроде как и нет, только ополчение, где провозглашенного полководца князя Дмитрия Пожарского мало кто слушает. Каждый князек и каждый казачий атаман сам своим маленьким войском командует. Польские, литовские отряды по-хозяйски по Руси разъезжают. Откуда ждать защиты? Как государство в порядок привести? Неужто мальчик шестнадцати лет, Миша Романов, здесь чем-то помочь может? Вряд ли поверил бы в это немец или англичанин. А вот русские люди почему-то поверили. И сами, всем миром, себе такого Царя избрали и стояли за него до смерти.
   "Челобитчики", посланные за Царем, как и поляки, не знали, где искать его? Направились сначала зачем-то в Ярославль. Польский же отряд, не теряя времени, спешился у избы Ивана Сусанина. Известно было, что он особенно приближенный слуга Романовых. Значит должен знать, где его господин, а не знает сам, так укажет того, кто знает. И Иван Осипович действительно знал, может быть, сам недавно отвозил из Домнина в Ипатьевский монастырь Мишу Романова с матерью. Бог надоумил Марфу Романову укрыть сына в монастыре в это лихое время. Презрительно и свысока, с коней не слезая, разбойники потребовали, чтобы Сусанин указал им, где Миша Романов. Иначе...
   Поляки не понимали, что русский мужик - не холоп. Хороший хозяин на селе привык государственно мыслить, ему каждый день приходилось принимать множество важных решений, от этого зависела жизнь его многочисленной семьи, и потому Иван Сусанин спокойно и трезво, как сказали бы сейчас, "просчитал ситуацию": "Откажусь я, меня убьют, начнут мучать других. Нет, лучше мне одному погибнуть и их увести подальше, чтобы не навредили они будущему Царю. Ведь без Царя всей Русской Земле погибель". - И стал Иван Осипович, Богу помолясь, собираться в путь. Степенно застегивал тулуп старый (ведь помирать шел, новый-то тулуп жалко, в хозяйстве пригодится) и обдумывал, - куда вести супостатов, чтобы уж никакой дороги назад не было. Это был его последний путь на земле, вечный в Царствии Небесном.
   Повел он поляков, а вслед ему, как предателю, плевали односельчане. Вот, об этом ещё подумайте. На миру-то и смерть красна, а он шёл умирать и за Царя, и за своих односельчан буквально оплёванный, как Христос на Кресте. Более всего подвиг его велик тем, что он был уверен: никто о нем не узнает. Он шел на страшные мучения не только телесные, но и душевные, осмеянный и униженный в величии одинокого подвига "за други своя". Но Господь прославил его и в сем веке, и в будущем. Православные люди часто с удивлением спрашивают: "А разве Иван Сусанин не канонизирован?" Нет, не канонизирован, потому что тогда надо было бы канонизировать всех наших Иванов, самоотверженно погибших во всех битвах и сражениях, которые были на нашей земле и за нашу землю. Но не переживайте, в Царстве Небесном все они прославлены.

   Иван Осипович хорошо знал окрестные места - он завёл поляков в непроходимые лесистые болота, где его буквально растерзали разъярённые разбойники. Все они и сами погибли, но одному удалось спастись Промыслом Божиим. Об этой истории стало известно, и благодарные Романовы со временем дали потомкам Сусанина дворянское звание.
   А.С. Пушкин в своих бесконечных скитаниях по России (помните: "Надоело мне скитаться, то в кибитке, то верхом") заехал как-то в село Домнино и там обнаружил почти всё в той же избе потомственных дворян Сусаниных, которые так мужиками и остались, что и неудивительно. Подвиг-то родоначальника был чисто мужицкий: без победных фанфар и света юпитеров. Не искал он ни славы, ни дворянства, а только пользы Русской земле.
   В 1836 году великий русский композитор Михаил Иванович Глинка, потрясённый подвигом Ивана Сусанина, написал оперу-былину "Жизнь за Царя". Эта гениальная опера заставила и аристократический Петербург преклониться пред русским мужиком Сусаниным. Символично, что во время исполнения этой оперы в Киеве в 1911 году, в присутствии Николая II, убит великий государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин. Он был тоже Сусаниным в своём роде, не только потому, что отдал свою жизнь за Царя, но и потому, что высказал мысль, которая была выстрадана всем русским народом в тяжкие годы Смутного времени: "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия". Эти слова мог бы сказать полякам и Иван Сусанин, если бы хотел говорить. Скорее всего, Иван Осипович понимал, что с теми, кому нужны великие потрясения, - говорить бесполезно. В болото их надо вести, - вот и весь сказ.
   Михаил Романов был истинно всенародно избранный Царь, потому Иван Сусанин не пожалел своей жизни за него. На Земский собор 1613 года съехались лучшие люди из всех городов и от всех сословий, обсуждалось много "кандидатур" на Русский престол. Плел интриги князь Трубецкой, кто-то предлагал выбрать польского или шведского королевича. Включился в "предвыборную кампанию" даже благородный князь Димитрий Пожарский. И действительно, по логике, почему бы ему не быть Царем? Он ли не радел за Русскую землю? И вдруг, как сообщает хронограф, принесли депешу из Галича, в которой народ твердо убеждал, что надобно избрать Михаила Романова. Тут поднялся шум недовольных сторонников других кандидатов. Но вышел донской атаман и подал записку о том, что казакам тоже угоден на Царство Михаил Романов. Казаки тогда имели большую силу. Их мнение оказалось решающим. Как всегда мудрый князь Пожарский согласился с ними. К середине марта 1613 года молодому Царю присягнули почти все города и села. Народ выбрал себе Царя не из иностранных династий, не из прославленных полководцев, он выбрал почему-то кроткого, незлобливиого и беззащитного юношу. Так сердце подсказало. Такова была воля Божия. Избрали Мишу, и закончились все интриги и споры. Кроткий Миша, который не добивался власти, а наоборот, со слезами отказывался от неё, пока не пригрозили карой Божией, умирил все страсти.
   Не раздумывая отдал свою жизнь за Царя русский мужик Иван Сусанин, потому что "пришёл в себя" в то время весь русский народ и понял: нельзя без Царя устоять государству. Много умных бояр было на Руси, и едва не погубили они её своим правлением. А взошел на престол 16-летний самодержавный Царь, и наступили мир и благоденствие. Только что кругом была разруха, смута, но очень быстро все выстроилось в порядок, как в любом нормальном государстве. За это и отдал свою жизнь Иван Сусанин. А некогда Великая Польша, сделавшая своего короля марионеткой в руках шляхты, вскоре потеряла всё своё величие.
   В начале XX в. не нашлось уже ни одного Ивана Сусанина, никто не хотел отдавать жизнь за Царя. А ведь сотни русских мужиков охраняли поезд на станции "Дно", где добивались отречения Николая П. Но, видно, к тому времени все они забыли, к чему приводит смута. К сожалению, историю с деревенскими мальчиками в церковно-приходских школах не изучали. Наверное и про Ивана Сусанина им никто не рассказывал. И оперу Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за Царя" слышать они нигде не могли, потому что по театрам не ходили. В гимназиях, конечно, всё это изучали, но не смогла Белая армия гимназистов справиться с большевиками без Ивана Сусанина. Да они бы его и не приняли в свой круг: груб, нелиберален. И зачем поляков в болото? Какой смысл в его подвиге, если у Михаила Романова в монастыре была охрана? Да, и такое говорили. Мол, культурно указал бы дорогу - и жил бы себе. И даже так говорили: да не было никакого Ивана Сусанина и никакого подвига (Костомаров). И это несмотря на существующий исторический документ - собственноручную "обельную" грамоту, выданную Царем Михаилом зятю Сусанина Собинину. Значит, Царь высоко ценил жизнь простого крестьянина, отданную за него. И понимал, что был в этом великий смысл.
   Когда же осталась Россия без Царя, то русских хозяйственных мужиков, подобных Сусанину, уничтожили в первую очередь. А вдруг опомнятся, как в XVII веке?
   Надежда Александровна ИЛЬИЧЕВА


Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU