|
|
Кто правит бал
Николай Александрович СУКОВАТКИН
Реальной эффективности в борьбе с экономической преступностью не наблюдается, и потому она имеет устойчивую тенденцию к росту.
По своей природе российская экономическая преступность не имеет мировых аналогов, т.к. она возникла на основе разгосударствления собственности и переходе к рыночной экономике без достаточной правовой базы, при недопустимо низкой роли государства в процессе приватизации собственности.
Сегодня экономическая преступность достигла таких масштабов и стала такой самодостаточной, что встала над обществом, государством, экономикой и определяет их состояние, содержание и динамику. Нельзя не отметить, что под её воздействием разрушается духовное и нравственное здоровье нации.
Рост экономической преступности приводит к тому, что колоссальные средства валового национального продукта отвлекаются от целей социального развития; обостряются бюджетные проблемы, а это усиливает социальную напряженность. И как результат - увеличение имущественного неравенства, рост бедности широких слоев населения.
Экономическая преступность и коррупция дискредитируют право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В области политики происходит смещение целей политического процесса от общенационального развития к обеспечению групповых интересов олигархов. Все это приводит к падению реального уровня жизни населения нашей страны. По некоторым оценкам, оно составляет не менее 40% по сравненению с 1991 годом.
Либерализация цен свела к нулю денежные сбережения простого народа, разрушители России сознательно ввели в действие грабительский механизм перераспределения как доходов, так и собственности. Наша бедность отражается, как в зеркале, в фиксированной сумме минимальной заработной платы и её реальном содержании.
Сегодня в правовом поле России сложилась отчетливо наблюдаемая тенденция перемещения особо опасных социальных преступлений в сферу экономики. В сознании граждан страны укрепляется мысль, что обеспечить достойный уровень жизни можно лишь неправедными средствами.
Проведенные исследования показывают, что свыше 40% граждан убеждены: в нынешней России люди становятся богатыми исключительно за счет разграбления страны.
В стране произошел раскол общества на две неравные части: малая часть занята в привилегированном секторе, а остальные - еле сводят концы с концами. Всё это приводит к тому, что общество перестает доверять государственной власти.
Существенно повлияли на криминализацию экономики и активные процессы перераспределения собственности. Массовая "прихватизация" в России с момента её начала представляла собой колоссальную спекулятивную операцию, приведшую к криминализации экономики и распаду общества на враждующие социальные группы. По расчетам аналитического центра Российской академии наук, в ходе приватизации около 55% капитала и 80% голосующих акций перешло коммерческим структурам, контролируемым отечественной и международной организованной преступностью.
Приватизация госсобственности осуществлялась без учета интересов общества и граждан, в результате госимущество было продано по абсурдно заниженным ценам.
Фактически это означает, что государство на начальном этапе экономических реформ своими руками создало финансовую базу для экономической и организованной преступности, предоставив ей возможность перекачки финансового капитала в криминализованные коммерческие структуры.
Одним из факторов, способствующих вывозу за рубеж сырья, является фактически открытая граница России: свыше 10% контрабанды направляется в государства Балтии; Эстония, не производящая цветных металлов, является крупнейшим мировым экспортером их. Свыше 70% провозимого через Литву сырья никогда не достигает цели назначения - российского города Калининград.
Другим фактором, способствующим криминализации экономики, является сокрытие валютных средств за границей. Ежегодно, по оценкам экспертов, свыше 20 млрд. долларов вывозится из России, из них 50% - контрабандным путем. Еще в 1994 г. мне в составе рабочей группы привелось участвовать в разработке законопроекта "Об ответственности за легализацию преступных доходов". И только спустя 7 лет у законодателей и руководства страны появилась политическая воля к принятию этого закона. Хотя надо отметить, что от первоначального законопроекта остались "рожки да ножки".
Особенно опасна криминализация банковской сферы, поскольку это представляет угрозу для стабильности денежно-кредитной системы. Не без подсказки "верхов", были созданы идеальные условия для того, чтобы несмотря на кризис наличных денежных средств в начале 90-х, деньги мешками "уходили" в Чечню для поддержки дудаевского режима.
Неэффективное использование бюджетных средств, в частности, при распределении госзаказов, еще более усугубляет бюджетные проблемы страны. По существующим оценкам, минимальный прямой ущерб бюджету, наносимый только коррупцией, составляет до 20 млрд. долларов в год. По данным западных специалистов - вдвое больше.
Посмотрим на некоторые итоги "кардинального реформирования" экономики России. Валовый внутренний продукт сократился вдвое, национальная валюта обесценена в 6300 раз. Доля криминальной экономики увеличилась с 11% до 50% ВВП. Только в середине 90-х годов спад производства в машиностроении по сравнению с 1990 г. превысил 60%, а в большинстве его наукоемких производств - две трети.
Таким образом, в современных условиях вызывает тревогу не сам темп роста экономических преступлений, а криминализация всей экономической системы государства.
В качестве обобщения анализа проблем криминализации экономики и преступности можно привести образное выражение И.И. Карпеца: "Если употребить термин "плата" применительно к преступности, то можно сказать, что преступность - это плата за негодную экономическую и социальную политику, за пренебрежение к повышению уровня культуры, образованности, воспитания людей, за пренебрежение к человеческой личности, ее правам и интересам, за политику попустительства нравственного разложения людей, за принижение проблемы преступности в глазах общества и легкомысленный, поверхностный подход к борьбе с ней".
Николай Александрович СУКОВАТКИН,
полковник милиции (в отставке),
кандидат юридических наук
|