|
|
Ответы протоиерея Александра Шаргунова
Сейчас говорят все больше о "социальном примирении" и т. п. Обычно под этим подразумевается примирение между "новыми русскими", ограбившими страну в минувшее десятилетие, и ограбленным народом. Церковь тоже, очевидно, хотят вовлечь в этот процесс. При этом ссылаются на слова Писания, говорящие о мире и любви ко всем. Как Вы думаете, можно ли Церкви купить мир такой ценой и таким образом избежать обещанных Христом гонений?
В. И. Докучаев, Волгоградская обл.
В Рождество Христово Церковь возвещает о мире. Вместе с ангелами Рождественской ночи мы воспеваем: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".
Слово "мир" на языке Священного Писания означает полноту жизни. Поэтому Церковь предупреждает о том, что существует ложный мир. Не может быть мира между правдой и ложью, добром и злом. Попытка установить такой мир рано или поздно приводит к еще большему разрушению жизни. Как свидетельствует пророк, "они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: "мир", тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет" (Иез. 13, 10-11). Это значит, что замазывание трещин, угрожающих зданию, не устраняет их, а напротив, увеличивает.
В Рождестве Христовом нам открывается живущий в свете неприступном невидимый, непостижимый Бог, ставший нам во Христе непостижимо близким и родным. Он приходит с Божественным миром к избранному Богом народу, и иудеи не принимают Его. Кто-то подсчитал, что в Евангелии от Иоанна слово "иудеи" встречается не менее 70 раз, и всегда - это те, кто противостоят Христу. Те, кто замышляют зло против Него. Мы видим явление Бога во Христе, и тут же, следом, - историю отвержения Христа иудеями. Это рассказ о Божием даре и о человеческом отказе от этого дара, о Божией любви и человеческом грехе. О предложении Христом мира как полноты Божиих даров и человеческом отвержении.
Богоизбранный народ ожидал Мессию, Который установит мир на всей земле. Немногие верили, что с Его приходом наступит царство правды и справедливости, но большинство ждали Его как того, кто поведет армии иудеев для завоевания всего мира.
То, что было тогда, в Первое Пришествие Христово, завершившееся Его распятием и Воскресением, раскроется в полноте во Втором Его Пришествии.
С одной стороны, Христос постоянно говорит о любви: "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между Собою". Это главный и, в конце концов, единственный признак подлинного христианства.
С другой стороны, Христос также постоянно напоминает о противостоянии Церкви и мира. "Если мир вас ненавидит, - говорил Он накануне Своих крестных страданий, - знайте, что Меня прежде возненавидел. Если бы вы были от мира, мир любил бы свое. Но как Я избрал вас от мира, сего ради ненавидит вас мир".
С самого начала между Церковью и миром было противостояние. С самого начала христиане были гонимы за имя Христово, они были вне закона. Достаточно было представителям власти спросить, не является ли человек христианином, чтобы вне зависимости от того, сделал он что-либо плохое или нет, без всякого суда и следствия предать его наказанию и смерти. Такая ситуация была с самого начала. И тем более она будет такой в самом конце, когда зло будет раскрываться в полноте. Кто хочет быть со Христом, не должен говорить, что не предупрежден об этом. Христос заранее говорил, что следует ожидать Его ученикам. "Предадут вы на сонмища, будут бить вас в синагогах, поведут вас к царям и правителям во свидетельство им. Предаст же брат брата на смерть и отец чадо, и восстанут дети на родителей и убьют их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое".
Эта ненависть, начавшаяся в Римской империи, с небывалой силой раскрылась в эпоху недавних гонений. В чем причина этой ненависти? Тогда римское правительство ненавидело христиан, потому что видело в них опасность для империи. Позиция правительства была понятна: огромную империю с ее многочисленными народами и народностями должна была скреплять объединяющая сила, и это был кесарь. И дух языческих богов олицетворялся в кесаре. Ошибкой было бы предполагать, что подвластные народы искали освобождения от Рима. В большинстве своем они были более благодарны ему, Рим обеспечивал законность и справедливость и ограждал от капризных царьков. Рим - это та самая "твердая рука", о которой начинают все говорить в аналогичной ситуации.
Именно потому так подробно мы останавливаемся на том, что было в Римской империи, что восстановление былой мощи нашей Российской империи для слишком многих патриотов является высшим идеалом и единственной целью. Рим - это мир и благосостояние. Империя была очищена от разбоев и междоусобиц. "Pax Romana" - "римский мир" - распространялся повсюду. Кесаря стали воспринимать как бога, который воплощает этот Рим. Интересно, что вначале императоры противились такому поклонению как глупому суеверию. Но потом государство быстро поняло, что и из этой религии можно извлечь пользу.
Необходимо отметить также, в связи с сегодняшним поиском устойчивой государственной идеологии, что Рим был воплощением религиозной терпимости, толерантности. Совсем неслучайно, что именно эта ценность является основополагающей во всем мире, начиная с Америки и кончая, естественно, Россией. Во времена Рима для доказательства лояльности нужно было только возжечь немного фимиама и сказать: "Кесарь - Господь". После этого человек мог идти и поклоняться какому угодно богу, поскольку его вера не оскорбляла общественных приличий и не нарушала общественного порядка. Но именно этого христиане не могли сделать. Они не могли назвать Господом никого, кроме Христа. Они отказывались идти на компромисс, и правительство смотрело на них как на опасных возмутителей.
Гонения на христиан были потому, что с самого начала они ставили Христа впереди всего. Всегда будут гонения на тех, кто так поступает. От христианина требуется мужество быть не как все. Сравните, что означало "быть как все" в советские годы, и что это означает сегодня, при нынешнем всеобщем растлении.
Снова невольно вспоминается пророчество преподобного Антония Великого, подвижника IV века: "Будет время, когда скажут -, ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участия в общем безумии, но мы заставим тебя быть как все".
Быть христианином может быть порою смертельно опасно, но никто не может быть христианином, пока не примет этот риск. Потому что есть разница между человеком мира сего и человеком Божиим, тем, кто знает о победе Христа над смертью.
Говоря о "мире сем, лежащем во зле", Священное Писание имеет в виду, во-первых, совокупность греховных страстей, угрожающих духовному и физическому существованию человека. И, во-вторых, мир - это человеческое общество, организующее себя без Бога. Совершенно понятно, что разрыв между теми, для кого Бог единственная реальность, и теми, для кого Бог - это ничего не значащая условность, все более возрастает.
Почему так называемые демократы взбесились от предложения ввести в школах факультатив (необязательный предмет) "Основы православной культуры"? Нет ни одной газеты, где не появилась бы возмущенная статья по этому поводу. "Версия": "На свободе совести ставят крест". "Россию хотят отбросить на столетие назад" (это уже приложение к "Независимой газете" "НГ-Религии", автор - Пчелинцев, директор института религии и права). Добавлю, хорошо бы вернуть Россию на сто лет назад. На телевидении была инсценирована бурная дискуссия и т. д.
Сейчас молодые люди воспитываются на компьютерных играх и телевизоре. Я был свидетелем случая, когда православного священника, одетого в рясу, подростки приняли за художника. При таком одичании как раз неплохо бы подучиться. Неужели им это непонятно?
А. Птицын, Московская обл.
Как-то все эти деятели лукаво умалчивают, что в начале 90-х годов, когда была объявлена свобода, в школы приходили священники и вели для желающих преподавание Закона Божия, беседовали с учениками и учителями и отвечали на вопросы. Желающих побеседовать со священником было много. Но потом это тихо запретили, и никто не обсуждал, почему. Так решило Министерство образования: религия в школах не нужна. Причем священники ходили в школы безвозмездно - это к тому, что демократы сейчас кричат, будто будет преподаваться религия за государственный счет.
Нельзя не отметить, что этому предшествовала негласная отмена всеобщего обязательного обучения детей. Кому-то важно создать атмосферу всеобщего бескультурья и одичания. И "защитники прав ребенка" почему-то молчат. Молчат они и о миллионах беспризорных детей, живущих на помойках, о детской порнографии, которая существует безнаказанно, о детской наркомании и проституции и т. д. Детские сердца стремятся к чистоте и открыты слову истины. Потому-то слуги сатаны боятся допустить хоть одно слово правды. Вместо этого - фотографии полуобнаженных актрис на обложках школьных дневников и тетрадей.
Типичный подлог сегодняшних СМИ - заявление, будто всех детей хотят насильно постричь в монахи, "лишить их свободного выбора", в то время как они сами лишают детей свободного выбора между добром и злом, навязывая им только зло. И не допуская никакой защиты против зла.
Напомним, предмет "Основы православной культуры" факультативный, то есть только для желающих. Иудейские и мусульманские школы существуют, кстати, за государственный счет. А православные гимназии, хотя они и есть, - оплачиваются из кармана родителей. Еврейский университет имени Маймонида оплачивается из госбюджета. А Свято-Тихоновский богословский институт - из частных пожертвований.
Самый главный вывод, какой можно сделать из всего этого, - тот, что сегодняшней криминальной власти невыгодны заповеди Божий, так же как они были невыгодны революционерам-большевикам. Им спокойней, если дети не будут знать десять заповедей Божиих, которые каждый день учит нарушать телевидение и которые нарушаются в повседневной жизни. Как могут убийцы слышать о заповеди Божией "не убий", воры, обворовавшие страну, - о заповеди "не укради"; блудники и растлители - о заповеди "не блуди"? Они боятся, что Закон Божий помешает им воспитывать людей в нужном им духе и беспрепятственно осуществлять свою власть. Гибель народа всегда бывает через грех и выявляется грехом, неспособностью сопротивляться нравственному и духовному распаду.
Мы помним, как пять лет назад был показан на всю Россию кощунственный фильм М. Скорсезе "Последнее искушение Христа", несмотря на протесты Патриарха и общественности. Масштабы совершенного богохульства были беспрецедентны: в него оказались вовлечены десятки миллионов людей. Все это произошло в православной стране с тысячелетней христианской традицией. Глумливый показ фильма ознаменовал наступление новой духовной ситуации в Российском обществе: это было началом открытого гонения на Церковь.
Реакция СМИ на попытку всего лишь факультативного обучения детей в школах "Основам православной культуры" - еще одна атака на христианство. Мы все вдруг увидели, как они ненавидят и боятся Христа, и гонение на Церковь, несмотря на открытие новых храмов, не прекращалось. Возможно, очень скоро оно обернется не меньшими ужасами, чем при прежней безбожной власти, если Церкви не удастся сегодня отстоять свои законные права.
С чего начинались великие гонения на Церковь в минувшем столетии? С тех же самых истерических криков о "свободе совести" и "правах человека", которые с неизбежностью заканчивались свободой от совести и полным попранием всяких человеческих прав.
Но что бы ни происходило, мы не должны приходить в растерянность. Христос говорит, что наступит время, когда христиане будут ненавидимы всеми за имя Его. Это действительно хуже самой смерти. Христиане будут ненавидимы всеми людьми. Что это значит, как такое может быть? Это может быть только тогда, когда грех будет нормой для всех. Свет Евангелия непереносим сегодня для врагов Церкви, потому что он раскрывает их злые дела. Миру, лежащему во зле, с самого начала было ненавистно то преображение человека, которое предлагал Христос. И потому с такой ненавистью они обрушились на Христа. И теперь, будучи бессильны сделать что-либо Воскресшему Христу, они всю свою ненависть переносят на тех, кто Христовы. И хотят, чтобы свет истины был так же непереносим для всех людей.
Господь воодушевляет нас переносить все испытания и терпеливо продолжать свой труд. Среди страданий Церкви всегда является слава Божия и слава тех, кто хранит верность Ему. Терпение христианами таких страданий, а также то, что они ненавидимы нечестивейшими из людей, будет свидетельством для многих и многих приведет ко Христу.
|