|
|
Алмазы из "углерода любимого человека"
Валерий Анатольевич Ивденко
Фирма "LifeGem" предлагает изготовление алмазов из останков людей в качестве памятных предметов для родственников умерших. По формулировке, приведенной на интернет-сайте этой фирмы (http://lifegem.com), продуктом ее деятельности является "сертифицированный, высококачественный алмаз, изготовленный из углерода любимого человека".
Смущение и ощущение нечистоты возникает у всякого нормального человека, когда он узнает о такой "услуге".
По христианскому учению, человек создан по образу Божиему (Быт. 1, 26-27, 2,7). Человек предназначен быть венцом и управителем творения: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт. 1,26).
Образом Божиим является весь человек, в том числе и его тело. Тело человека, как и его душа, создано бессмертным. Претерпевая в конце земной жизни временную смерть и разложение, тело сохраняет связь с пребывавшей в нем душой и в конце времен будет вновь с нею воссоединено. В книге пророка Иезекииля сказано, что тело при всеобщем воскресении будет не создано заново, но собрано из составлявших его некогда частей (Иез. 37, 1-10). Из этого следует, что вещество, составлявшее тело, не превращается в бессмысленный набор атомов, но навсегда сохраняет свое предназначение.
Достоинство тела человека, крестившегося "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", еще выше: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6,19). Тела святых, стяжавших Духа Святого, изменяют свое качество - освящаются, и через них в мире является та Божественная благодать, которой достигли святые. Именно с этим связано почитание мощей святых.
Тело дано Богом человеку не в собственность, но в пользование (поэтому, в частности, Церковь считает самоубийство тяжелейшим из грехов).
Созданное Богом человеческое тело, глубочайших тайн которого человек не в состоянии понять, почтительно возвращалось Богу в христианском погребении по слову Писания: "Ты - прах и в прах возвратишься" (по-славянски: "земля еси и в землю отыдеши") (Быт.3,19).
Рукотворное уничтожение тел умерших (например, сжигание) практиковалось в языческих странах, где человеческое тело считалось (в соответствии с учением о перевоплощении душ) лишь временным вместилищем.
Посмертное "практичное" употребление частей тела имело место, либо когда к нему относились как к мертвой бессмысленной материи, либо - в основном в примитивно-языческих обществах - для магического употребления ("съешь сердце храброго, чтобы самому стать храбрым" и т.п.). В новейшей истории можно вспомнить нацистские концлагеря: там изготавливали кошельки и прочие полезные предметы из человеческой кожи и мыло - из человеческого жира (основой идеологии нацистской Германии был как раз разрыв с христианством и обращение к язычеству).
Таким образом, предлагаемое фирмой "LifeGem" изготовление сувениров (фр. souvenir как раз и означает "память", "воспоминание") из человеческих останков является уничтожением высокого достоинства человеческого тела и, в конечном счете, надругательством над умершими. Представим себе, что внуку выточили свистульку из фаланги пальца любимого дедушки.
Реклама фирмы "LifeGem" содержит в основном стимулы, более материальные, чем личные чувства к умершим. Например, предлагается сравнить цены "LiftGem" и цены на алмазы в других торговых точках.
Участие в деятельности фирмы "LifeGem" - прямое или косвенное, изготовление сувениров или разработка аппаратуры для их изготовления - имеет два аспекта: во-первых, это личный грех. Как и всякий грех, он удаляет человека от Бога, что ведет к оскудению и разрушению жизни грешника; во-вторых, в результате этой деятельности устройство жизни всего человечества получает сдвиг в сторону извращения ее основ, забвения Бога и здравого смысла. Сдвиг этот, возможно, не всегда заметный, тем не менее вполне конкретен. Детям, родившимся в таком мире, будет труднее осмысленно выстроить свою жизнь, да и просто жить. "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы ему повесили мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18,6).
Валерий Анатольевич ИВДЕНКО
|