|
|
Пережиток прошлого - светскость
Никита Иванович Поздняков
Несмотря на декларирование прав и свобод человека, образование и воспитание, как и прежде, строится на принципе светскости. Прежде всего, на это указывают основные законы государства: Конституция Российской Федерации и закон РФ "Об образовании". Статья 14 Конституции гласит: "Российская Федерация - светское государство". В ст. 2 закона "Об образовании" также говорится о том, что государственная политика в области образования основывается на светском характере образования. При этом, однако, ни в одном документе не раскрывается сам термин "светскость".
Возникает правовая проблема: закон призывает исполнять то, что не определено. Мы знаем по опыту истории, что в такой ситуации всегда находятся недобросовестные исполнители, которые истолковывают такую неопределенность к своей выгоде и к ущербу для человеческой нравственности.
Пытаясь разобраться в этом вопросе, обратимся к самому смыслу понятия "светскость". Современные словари такого понятия не содержат, ближайшим к нему является слово "светский", которое обозначает нечто относящееся к свету (как части общества), или мирское, нецерковное. Словарь В. Даля говорит: "Светский, ко свету (миру) в разных значениях относящийся, земной, мирской, суетный; или гражданский". В статье "Образование" Большой Советской Энциклопедии светский характер образования трактуется как "исключающий влияние религии". Несовместимость с религией характерна для всех этих толкований. Однако именно здесь и возникает ряд недоумений и противоречий, особенно при анализе других принципов жизни государства и образования и сопоставлении их с принципом светскости.
Например, во вступительной части Конституции декларируется: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле.., сохраняя исторически сложившееся государственное единство... чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость... принимаем Конституцию Российской Федерации".
Да, мы действительно "соединены общей судьбой на своей земле". И мы стараемся развить и укрепить в детях наших честность. А честный взгляд на нашу русскую историю говорит о том, что вся она пронизана дыханием Православия, это общеизвестно. Мы знаем, что именно Православная Церковь духовно окормляет русский народ.
Несомненно, жили на Руси и иностранцы, и инородцы, но и они, уважая русскую культуру и мощь, не могли не видеть и не считаться с ее источником - верой Православной. Важно также отметить, что Русь - в противоположность "цивилизованной" Европе - не знала ни религиозных войн, ни ужасов инквизиции, ни примеров резни, подобных "Варфоломеевской ночи". Именно Православная вера гарантировала на Руси взаимоуважение и стабильность в отношениях между религиями.
Интересные мысли возникают из сопоставления 13-й и 14-й статей Конституции. Пункт 4 ст. 13: "Общественные объединения равны перед законом", п. 2 ст. 14: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Но религиозные объединения - часть общества, они по сути также являются общественными объединениями. Тем не менее получается так, что какое-нибудь общество геев (гомосексуалистов), например, не отделено от государства, а община православного храма - отделена. Тогда возникает вопрос: а что это за государство, которое боится Церкви и дружит с геями?
Обратимся теперь к закону "Об образовании". В той же ст. 2, где устанавливается светский характер образования, говорится также о "свободном развитии личности", "свободе и плюрализме", "любви к Родине, природе, семье", "защите и развитии национальных культур, культурных традиций и особенностей". Статья 14 определяет содержание образования. Оно должно обеспечить "формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира", "интеграцию личности в национальную и мировую культуру". Интересен также пункт 1 ст. 18: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".
Приведенные положения закона не противоречат ни религиозному, ни атеистическому воспитанию, а указание на любовь к Родине, на защиту культурных национальных традиций и особенностей в скрытой форме даже предполагает религиозный компонент образования, тем более, когда речь идет о формировании у человека адекватной картины мира, пронизанного духовными реалиями и связями. И тем не менее - закон предписывает "светскость".
Несмотря на то, что мы далеко ушли от идеалов и крайностей большевизма, идеологические штампы, видимо, продолжают работать, особенно если это выгодно тем силам, которые стремятся разрушить духовные традиции России. Вот, например, одно из решений VIII съезда РКП(б) 1919 года: "Государственная школа должна быть совершенно отделена от какой бы то ни было религии, и всякая попытка контрреволюционной пропаганды под видом религиозной проповеди должна пресекаться". Мы знаем, что контрреволюционная пропаганда усматривалась тогда буквально в каждом слове, сказанном в храме, и десятки тысяч священников и священнослужителей были уничтожены.
Попытаемся все же определить, что же такое "светскость".
Может быть, это атеизм, безбожие? Скорее всего, нет. Ведь атеизм - это тоже вера, вера в небытие Бога, вера весьма жестокая, изобилующая языческими формами поклонения и кровавой нетерпимостью к инакомыслящим. Кроме того, атеизм как государственная политика и идеология себя не оправдал. История не знает полностью безрелигиозного общества или культуры. В духовно-нравственном плане атеизм непродуктивен и неконструктивен, поскольку делает грубую ошибку, вычеркивая из жизни духовные реалии.
А если "светскость" - это некая всеядность, дескать, все веры хороши, поэтому, чтобы никого не обидеть, мы, педагоги, уйдем в сторону? Однако жизнь доказывает, что такой "стороны" нет и не может быть. Дети задают духовные вопросы, молодежь испытывает духовный голод; Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей полны произведениями библейского содержания; иконы мироточат, возле них после молитв происходят исцеления, чудеса; и каждый год на православную Пасху в Иерусалиме сходит с неба Благодатный Огонь.
Может быть, в "светскости" выражена сомнительная попытка как бы "встать выше религий"? Конечно, нет предела человеческой гордыне, но такая попытка очень напоминает судьбу ангела света, попытавшегося стать "выше Бога".
Как видим, анализ понятия "светскости" с разных сторон приводит к выводу, что это понятие - бессодержательно. Некоторые говорят о том, что если формально снять принцип светскости, не заменив его ничем, то в дело образования потоком хлынут маги, колдуны и сектанты. Впрочем, это уже делается, и довольно широко, и даже несмотря на декларируемый на бумаге принцип "светскости".
Значит "светскость" - истинный "пережиток прошлого", наследие ненависти воинствующих безбожников, своеобразная "раковая опухоль" внутри великого дела образования народа. Просто отменить его нельзя, необходимо заменить его на принцип православного образования, а еще точнее - образования православного, самодержавного, народного.
Мы - не просто страна, мы - Россия. Наш народ - не "народ вообще", а русский по культуре народ, но "нам внятно все: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений", и "за столом никто у нас не лишний". Наше образование - святое дело придания человеку образа Того, по Которому он сотворен.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года отмечал: "Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей не в меньшей, а может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний. С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из признания человеческой свободы. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода". Можно с удовлетворением отметить, что дело сближения образовательных структур с Православной Церковью, хотя и медленно, но движется. В некоторых вузах, как гражданских, так и военных, восстанавливаются и открываются заново православные храмы и часовни. Управления образования совместно с епархиями проводят конференции, чтения, семинары, круглые столы. Создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ. Налицо существенное сближение армии и Церкви.
Однако было бы наивным считать, что в этом направлении все идет гладко и без помех. В последнее время нападки на Церковь со стороны либерально-демократических средств массовой информации прозападной ориентации усилились. Особенно в связи с письмом Министерства образования о разрешении преподавания в школах факультативно с согласия учеников и родителей "Основ православной культуры". С другой стороны, ширится поток атакующих наши школы наркодельцов, экстрасенсов, иеговистов, мормонов, сайентологов, сатанистов и прочих растлителей.
Мы видим задачу в том, чтобы соединенными силами православной интеллигенции, педагогов, родителей и Церкви поставить заслон этим темным силам, спасти наших детей и освятить великое дело народного духовно-нравственного образования.
Никита Иванович ПОЗДНЯКОВ,
капитан 1 ранга запаса,
кандидат технических наук,
дер. Горбунки,
Ленинградской обл.
|