Служба торговли Новоспасского монастыря
 

Национальная культура в школах: правда и вымысел

Александр Юрьевич Егорцев     

   В одном из номеров мусульманской газеты "Все об исламе" автор статьи "Пьяная Евразия" Ильдар Мухамеджанов делится с читателями рассуждениями о будущем татарской нации: "Татарская нация как этнос находится в стадии ассимиляции, - пишет Ильдар Мухамеджанов, - и вопрос существования татарской нации напрямую зависит от её религиозности, то есть от возвращения к нормам ислама", - считает автор статьи. Соглашаясь с этими словами, я хотел бы ту же мысль применить и к русским: "Русская нация как этнос находится в стадии ассимиляции. И вопрос дальнейшего существования русской нации напрямую зависит от её религиозности, то есть от возвращения к основам Православия".
   Только вот что удивительно! Когда татарин или азербайджанец призывает своих соплеменников вернуться к исламу - это нормально, это считается достойным проявлением самосознания нацменьшинств. Но стоит только в России русским заговорить о приобщении своего народа к ценностям традиционной православной культуры, как тут же со всех сторон раздаются крики о нарушении прав человека, о русском национализме и ущемлении национальных меньшинств.
   Настоящая истерия недавно была поднята в средствах массовой информации по поводу разработанного для российских школ факультативного предмета "Основы православной культуры". В информационной травле Министерства образования России и Русской Православной Церкви особенно активное участие приняли чиновники-атеисты, Союз правых сил и группа мусульман во главе с муфтием Гайнутдином.
   Министерство образования России и Русскую Православную Церковь стали обвинять в разжигании национальной вражды, принудительном навязывании религии и даже - в средневековом мракобесии...
   Чем же провинились миллионы русских школьников России, что им запрещают изучать родную православную культуру? О чем недоговаривают муфтий Равиль Гайнутдин и другие противники "Основ православной культуры"?
   Миф первый: Документ, который приняло Министерство образования, носит обязательный характер.
   Министр образования Владимир Филиппов настойчиво повторяет, что документ является информационно-рекомендательным, и преподавание его может вестись только факультативно по желанию учеников и родителей.
   Миф второй: Православная Церковь внедряет в образовательные учреждения "Закон Божий".
   Святейший Патриарх Алексий II неоднократно заявлял, что Русская Православная Церковь не ставит вопрос о преподавании в школах "Закона Божиего".
   Миф третий: Введение предмета "Основы православной культуры" нарушит закон "Об образовании", которое у нас должно носить светский характер.
   Министерство образования рассматривает термин "светский" как синоним слов "гражданский", "нецерковный", а отнюдь не как синоним "атеистический", "антирелигиозный". Такая трактовка взята из Толкового словаря Ожегова.
   "Именно исходя из такого понимания, - говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, - естественно требовать в демократическом государстве, чтобы культура, к которой исторически принадлежит подавляющее большинство населения нашей страны, имела право быть преподаваемой. Это большинство имеет право учить своих детей не каким-то абстрактным общечеловеческим ценностям, не местечковым приоритетам, но, прежде всего, той культуре, которая была и остается, как бы нас ни пытались убедить в обратном, по преимуществу православной".
   Миф четвертый: Изучение православной культуры ущемляет права национальных меньшинств.
   В одной только Москве десятки этнокультурных школ с иудейским и мусульманским компонентом образования. По сути, они осуществляют религиозное образование на государственной основе, за счет госбюджета. Налицо узаконенная дискриминация большинства меньшинством. Нацменьшинства в праве изучать свою религиозную культуру за государственный счет в рамках национального образования, а русское население России лишено такого права.
   Миф пятый: Преподавание "Основ православной культуры" нарушает права ребенка.
   "Конвенция о правах ребенка, - объясняет Ксения Александровна Чернега, юрист Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви, - закрепляет за ребенком право изучать культуру той страны, в которой он проживает, поэтому никакого нарушения прав ребенка в данном случае нельзя усмотреть".
   "Не будем доходить до абсурда, - считает протоиерей Максим Козлов. - Православие и ныне - это религия большинства. Русский народ не только в этническом, но и в духовно-культурном смысле составляет преобладающую полноту нашего Отечества. И лишать его права знать свои корни, опираться на древо собственной истории - это государственное безумие!"
   Интересно, что нападая на "православную культуру", группа мусульман ведет весьма странные переговоры с Московским правительством о квотировании за государственный счет для исламских священнослужителей учебных мест в светских ВУЗах столицы. Противозаконность этой инициативы признал даже Али-Вячеслав Полосин, советник совета муфтиев России: "Я не занимался этим вопросом, но думаю, что по конфессиональному признаку квотировать в нашей стране ничего нельзя".
   К нам в редакцию попали весьма любопытные документы, свидетельствующие о попытке совета муфтиев, возглавляемого Равилем Гайнутдином, создать в Москве второй Российский исламский университет. Напомним, что в России уже существуют исламский университет в Казани, исламский колледж в Москве и другие исламские образовательные учреждения. Пропагандисты так называемого "русского ислама" планируют на развитие мусульманского образования выделение средств из государственного бюджета. Такое православным даже и не снилось.
   "Ни одно православное учебное заведение, - говорит протоиерей Максим Козлов, - государством не финансируется. У нас есть лишь школы с лицензиями. Тот же Свято-Тихоновский институт, которому на днях исполнилось 10 лет, по-прежнему не имеет в Москве ни кола, ни угла".
   Впрочем проталкивание идей "русского ислама" и второго Российского исламского университета вызывает обеспокоенность не только у православных. По мнению заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтия Фарида Салмана, "прибытие в Москву и Московскую область множества мусульман в качестве преподавателей и учащихся такого университета может вызвать к мусульманам, традиционно проживающим в Московском регионе, неприязнь со стороны местного населения. Кроме того, кампания по принудительной исламизации православных русских Поволжья и центральной России есть ничто иное, как провокация, направленная на намеренное стравливание православных и мусульман России".
   Центральное духовное управление мусульман России, в отличие от совета муфтиев Равиля Гайнутдина, журналистов вроде В. Познера, чиновников-атеистов и сектантов не против введения в российских школах светского предмета "Основы православной культуры". Такого же мнения и председатель конгресса еврейских религиозных организаций России раввин Коган: "Православные дети также вправе получать на основе добровольного выбора знания о православной культуре, как и еврейские дети - знания о родной для них культуре иудаизма, мусульманские дети - об исламской культуре. Если мы хотим вырастить действительно цивилизованное поколение детей, то обязательно нужно преподавать знания о ценностях родной для них религиозной традиции в светской школе. На наш взгляд, это будет способствовать искоренению радикального национализма и религиозной ненависти", - пишет раввин Коган.
   Именно от незнания православной культуры недавно случился конфуз с одной из мусульманских газет. Она опубликовала под оскорбительным заголовком статью с нападками на "Русский Дом". Эта статья начинается такими словами: "Телепередача "Русский Дом" ведется на фоне большого образа греческого святого Угодника Николая Чудотворца, хотя Греция - член НАТО, и это как-то плохо вяжется с антизападной риторикой передачи..." Обычно о таких высказываниях говорят: "В огороде - бузина, а в Киеве - дядька". Причем тут святитель Николай Чудотворец, почитаемый на Руси уже более тысячи лет, и НАТО - непонятно. Но дело даже не в этом. Специально для авторов исламской газеты сообщаем: в студии нашей передачи висит икона русского святого преподобного Сергия Радонежского. Хотя для нас, православных, равно дороги и почитаемы и русский святой, и греческий, и любой другой. В христианстве "нет ни эллина, ни иудея". А вот членам редакции исламской газеты не мешало бы самим изучить культуру той страны, в которой они живут, чтобы впредь с ними не случались подобные конфузы.
   Но это еще не все. Главным редактором исламской газеты является бывший священник, перебежавший в ислам, Вячеслав Полосин. Представляете, как он знал Православие. Преподобного Сергия Радонежского от святителя Николая Чудотворца отличить не может. Ныне Али-Вячеслав - советник совета муфтиев, возглавляемого Равилем Гайнутдином. Если Полосин так же знает ислам, как Православие, то сочувствую совету муфтиев, не говоря уж о читателях газеты.
   Александр Юрьевич ЕГОРЦЕВ


Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU