|
|
Всероссийский митрополит Макарий
Архимандрит Макарий (Веретенников)
Выдающимся первоиерархом Русской Церкви середины XVI века был святитель Макарий, митрополит Московский (+1564, 12 января). Он родился в 1482 году, как предполагается, в Москве. Источники свидетельствуют о его родственных отношениях с преподобным Иосифом Волоцким. Монашество будущий митрополит принял в конце XV века в Пафнутиево-Боровском монастыре. В Боровской обители инок Макарий духовно возрос и воспитался. Сохранились некоторые рукописи, которые некогда находились в Пафнутиевском монастыре и которые он мог читать. В обители также имелись иконы письма преподобного Андрея Рублева, а соборный храм был расписан знаменитым мастером Дионисием. Это художественное наследие, несомненно, повлияло на формирование иконописного мастерства будущего митрополита.
Непродолжительное время, в 1523-1526 годах, он был настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, а затем митрополит Даниил с собором русских архиереев поставил святителя Макария в архиепископы Великого Новгорода и Пскова. В лице нового владыки новгородская паства получила мудрого архипастыря, талантливого организатора и устроителя. При нем велись большие работы в главной святыне Великого Новгорода - Софийском соборе.
В 1542 году на первосвятительский престол Московский митрополии был возведен архиепископ Новгородский Макарий. Святитель Макарий не участвовал в борьбе боярских партий в малолетство Государя Иоанна Грозного, но активно содействовал укреплению самодержавной власти на Руси. 16 января 1547 года митрополит Макарий впервые на Руси совершил венчание на царство Иоанна IV. Царское венчание явилось завершением развития самосознания Московской государственности. Вместе с титулом Русский Государь воспринял регалии и прерогативы Византийских Императоров. Сохранилось поучение нововенчанному Царю митрополита Макария, где говорится о миловании Государем своих подчиненных.
Славу Церкви составляют святые, поэтому святитель Макарий созывает в 1547 и 1549 годах два знаменитых Собора, получивших именование Макарьевских. На них был прославлен целый лик русских святых. Деятельность этих Соборов служила духовному единению Земли Русской. Но митрополит Макарий не только канонизировал святых. Он постоянно в течение своей жизни общался со святыми подвижниками, которые позднее были прославлены Русской Церковью. Это преподобные Александр Свирский, Трифон Печенгский, Адриан Пошехонский, Феодосии Тотемский, Максим Грек, блаженный Василий, Христа ради юродивый Московский чудотворец, святитель Гурий Казанский.
Эпоха середины XVI века - это время интенсивной соборной жизни на Руси. В 1551 году святитель Макарий созывает Собор, получивший название Стоглавого, так как его материалы были изложены в 100 главах. Он был созван с целью искоренения различных недостатков в русской церковной и общественной жизни.
Святитель Макарий, еще будучи Новгородским владыкой, и продолжая традиции своих предшественников, таких как Архиепископ Геннадий, который собрал полный свод Библейских книг, предпринял попытку собрать воедино все духовные книги. Собранные святителем Макарием памятники духовной литературы были помещены в Четьях-Минеях, получивших именование Великих, Макарьевских. Более двадцати лет жизни святителя ушло на это великое дело. Еще в Великом Новгороде святитель Макарий, собирая воедино всю церковную литературу на Руси, сплотил вокруг себя множество образованных людей того времени: духовных авторов, писцов. Это начинание называют своеобразной академией XVI века.
С именем митрополита Макария связывается появление на Руси чина шествия на ослята в Неделю Ваий (Вербное Воскресение). Самое раннее упоминание о совершении этого чина, причем как хорошо известного, относится к 1548 году и связано с Новгородом, где до 1542 года святитель Макарий был архиепископом. В Даниловом монастыре при митрополите Макарий был построен храм в честь отцов семи Вселенских Соборов, что может свидетельствовать об установлении нового праздника в Русской Церкви - в честь отцов семи Вселенских Соборов.
Началу победоносного казанского похода 1552 года предшествовал молебен в Успенском соборе. Святитель Макарий, "муж в добродетелех совершенный", пророчески предрек Царю успешность похода, во время которого в Коломне Царь молился перед чудотворным образом Донской Богоматери. В Муроме он поклонялся "сродникам своим и великим чудотворцам князю Петру и княгине Февронии". В это время митрополичий боярин привозит Царю святительское послание, в котором он говорит о молитвах, воссылаемых Церковью о ниспослании победы русскому воинству. Послание главы Церкви несомненно имело большое значение для духовного укрепления воинства и самого Царя.
О покорении Казани было сообщено митрополиту Макарию, который оставался в Москве "во всем беречи царство". В Москве при встрече возвратившегося с победой Государя москвичи услышали речь Царя, обращенную к митрополиту с благодарностью за усиленные молитвы, и его поздравительное слово. Есть основания думать, что во время казанского похода, как и в XIV веке при борьбе с Мамаем, в русских храмах читались каноны и молитвы Патриарха Филофея "о победе на поганыя". Имена погибших под Казанью воинов были занесены в поминальные Синодики. Вскоре было совершено Святое Крещение приведенных в Москву ханских царевичей Утемиш-Еирея и Едигера. Малолетний мурза Туртас Гравирович был крещен с именем Сергия. Позднее он принял монашество и основал монастырь.
Самым известным храмом, который освятил митрополит Макарий, был храм-памятник Казанской победе в честь праздника Покрова, что на рву, известный ныне как храм Василия Блаженного. Это величественное каменное строение и поныне украшает Красную площадь. Приделы Покровского собора посвящены церковным праздникам, в дни которых произошли важные события взятия Казани.
Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни и поклонялись ему после его блаженной кончины. О святости митрополита Макария говорят авторы житий русских святых. В житии преподобного Саввы Крыпецкого он прославляется "якоже второй Златоуст учением просия в Российской земли... и Духа Святого исполненный чудный муж". В Пискаревском летописце имеется интересное сообщение. Оно называется "Видение Макария митрополита о опришнине", где говорится о предвиденном святителем разделении Русской земли, и он усердно молился, чтобы это произошло по крайней мере не при нем.
Святитель предрек Царю покорение Казани в 1552 году и взятие Полоцка в 1563 году. Известно его чудесное явление вместе с преподобным Александром Свирским игумену того же монастыря Иродиону. Сохранялась повесть, в которой описаны последние дни жизни митрополита Макария, его кончина и погребение.
Канонизован митрополит Макарий был в дни великого юбилея - празднования. 1000-летия Крещения Руси. 6 июня 1988 года на заседании Поместного Собора Русской Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, когда впервые в наше время произошла канонизация целого лика русских святых. И среди них - глава Русской Церкви XVI века святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Русская Церковь чтит его как просветителя, как покровителя книжного делания.
Ныне в дни памяти святителя ежегодно совершается богослужение в Успенском соборе в Кремле, где он погребен. С 1993 года в Можайске ежегодно проходят Макарьевские чтения. В 1997 году Синодальным решением было упорядочено поминовение московских чудотворцев, и в их лик включен был святитель Макарий. В 2000 году учреждена стипендия имени митрополита Макария для студентов Духовных Академий, в 2001 году в Русской Церкви были учреждены орден и медаль для награды потрудившихся на поприще духовного образования и просвещения.
Святитель Макарий был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как глава Церкви он созвал знаменитые Соборы в Русской Церкви, заботясь о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Это патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся деятель русской культуры, замечательный собиратель книг своего времени, известный большими организаторскими способностями. С его именем связано первое систематическое изложение русской истории - составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности - учреждение церковного книгопечатания на Руси. Именем митрополита Макария может быть названа целая эпоха середины XVI века.
Архимандрит МАКАРИЙ (Веретенников)
|