|
|
Сталинградская битва
Владимир Сергеевич Жилкин
В 1941-1945гг. нашей стране пришлось вести войну совсем не такую, к какой готовилась Красная армия. Потери, понесенные в сорок первом году, были колоссальны, но на новом этапе войны боеспособность советских вооруженных сил была несравненно выше, чем в сорок первом. Это при том, что кадровая Красная армия, встретившая Вермахт летом 1941 года, фактически перестала существовать.
На 1942 год и советское, и германское командование планировали наступательные операции, но к лету инициативой решительно овладела Германия. Шло генеральное наступление на юге России. Гитлер планировал на 1942 год захват Кавказа и выход на Ближний Восток. Вспомогательное направление, защищавшее левый фланг, имело целью выход к Волге и захват Сталинграда. На этом направлении действовала одна из лучших армий Вермахта - Шестая под командованием генерала Паулюса.
Сталинград имел огромное стратегическое значение уже как крупнейший промышленный центр. Но в условиях летней кампании 1942 года Сталинград приобрел громадное моральное, политическое и военное значение, решающее для исхода всей войны.
В июле немецкие войска вторглись на территорию Сталинградской области, но упорное сопротивление Красной армии все более замедляло их продвижение, хотя на сталинградское направление германское командование бросало новые и новые силы. В течение лета 1942 года Сталинградское направление превратилось из вспомогательного в решающее. На июль 1942 года приходится начало величайшего сражения во всемирной истории - Сталинградской битвы. В этой битве, продолжавшейся полгода, на отдельных ее этапах действовало с обеих сторон свыше 2 миллионов человек, более 2 тысяч танков и столько же самолетов, 26 тысяч орудий и минометов.
28 июля 1942 года Сталиным был подписан знаменитый приказ №227. В нем говорится: "Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам не стоило...Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования."
Все - от командующих фронтами до рядовых - жили тогда единым сознанием: здесь и сейчас решается исход войны, судьба России...
В октябре днем и ночью беспрерывно шли бои в самом городе. Но когда противник, напрягая последние силы, вклинивался в нашу оборону, он не знал, какой силы контрудар против него готовится. Заработавшая к тому времени на полную мощность советская военная промышленность, опытность и боевая выучка сделали нашу армию сильной, как никогда. 28 сентября началось контрнаступление Красной Армии, а 23 декабря замкнулось кольцо окружения. В "котел" попали 22 дивизии (330 тыс. человек). Пытавшиеся деблокировать окруженных танковые соединения были отброшены. Окруженная немецкая армия, изнуренная недоеданием и морозами, несла огромные потери в уже ставших бессмысленными боях. Наконец, 31 января 1943 года генерал-фельдмаршал Паулюс вместе со своим штабом капитулировал и остатки армии сложили оружие. Окончательная сдача состоялась 2 февраля 1943 года.
Военно-стратегическое значение победы под Сталинградом было огромно. Сталинград обозначил решительный перелом в ходе войны. Невосполнимые потери понесла Германия и ее союзники, чьи армии были уничтожены в зиму 1943 года. В оккупированных Германией странах активизировалось партизанское движение. Дружественные Германии нейтральные страны (Испания, Турция, Швеция) после Сталинграда пытаются от нее дистанцироваться. Вся мировая стратегия Германии терпит крах, утратив свой наступательный характер.
Для Третьего Рейха и его фюрера Сталинградская катастрофа
стала началом конца.
В жизни советской страны сталинградская победа обозначила знаменательный идеологический рубеж. Русский патриотизм, провозглашенный Сталиным главной духовной силой народной борьбы за независимость Родины в дни обороны Москвы, после Сталинграда был возведен на уровень государственной политики. Новая армия, победившая под Сталинградом, обрела сходство со старой Русской Армией - и внутренне и внешне. Капитуляцию 6-й армии Вермахта принимали командиры Красной армии, впервые надевшие погоны. Они с гордостью почувствовали себя русскими офицерами. Мгновенно перестроился советский агитпроп: от злобно-карикатурных изображений старой русской армии он перешел к воспеванию "ратных подвигов наших предков". Верным и славным защитником Отечества был объявлен Русский Патриот. А ведь на протяжении двух десятилетий между словами "русский патриот" и "враг Советской власти" стоял знак равенства. Реабилитация русского патриотизма для Сталина не была тактическим ходом, как для Троцкого во время советско-польской войны 1920 года. Если для Троцкого патриотизм был "прибежищем негодяев", то для Сталина все было иначе. Похоже, он сумел понять, что пресловутый "пролетарский интернационализм" есть не более, чем мертворожденная марксистская догма, требующая ритуальных жертвоприношений. Принесение в жертву самих ее жрецов в лице ленинской гвардии решительно повлияло на изменение в стране идейного климата. К концу 30-х годов советские мастера культуры - из тех, кто обладал "верхним чутьем", создали ряд ярких исторических произведений, утверждавших славу и честь Российской державы. Их создателей - А. Толстого, С. Прокофьева, С. Эйзенштейна - Сталин осыпал высокими наградами и всевозможными благами.
Отторжение русофобии и осторожная реабилитация имени "русский" сменились в годы войны открытым утверждением русского патриотизма в качестве государственной идеологии. Утверждалась историческая преемственность Советского государства от Российской Империи - это был переворот в советской историографии. Прекратились гонения на Церковь. Уцелевшие исповедники Православия - архиереи и священники - освобождались из мест заключения. На Патриарший престол вновь вступил Предстоятель Русской Церкви.
Коммунистическая система в годы войны охотно шла на уступки народу в области идеологии, но оказавшись в безопасности, взяла курс на "идейную чистоту ленинизма". И элементы русского национализма, возрождавшиеся Сталиным, все последующие правители - от Хрущева до Горбачева-Ельцина - искореняли не за страх, а за совесть.
Память о великой сталинградской победе жила и продолжает жить. Совсем немного осталось героев, одержавших победу в величайшей битве, "спасителей Отечества", как говорили в старину. На что надеяться на исходе жизни им, обманутым и ограбленным? На Бога. Остановив нашествие, они исполняли Его Святую Волю. Господь их избрал, чтобы сохранить Россию для будущего.
Владимир Сергеевич ЖИЛКИН
|