На главную | Оглавление номера | Главная страница номера |
Известный своими русофобскими фильмами "Такси-блюз" и "Свадьба", где русские представлены исключительно в виде пьяниц, режиссер Павел Лунгин остается верен себе и в своей новой картине под интригующим названием "Олигарх", снискавшей уже столь много, в основном, хвалебных откликов. Изощренная антирусскость и апология еврейской олигархии под маской попытки понимания их внутреннего мира бьют через край в этой, так называемой, "социальной драме". Есть ли в принципе какое-либо духовное содержание, душа в таких людях? По Лунгину автоматически подразумевается, что есть. Но почему, в таком случае, все отношения, основанные на любви и дружбе, в "Олигархе" оказываются подмяты большими деньгами? Одна из последних сцен общения олигарха Платона Маковского со своим другом детства Мусой наглядно демонстрирует окончательную победу денег над более чем сорокалетней дружбой. Власть денег, в итоге побеждает все чувства у олигархов.
В этом фильме мы видим, как несостоявшийся академик, младший научный сотрудник, во время перестройки за тысячу рублей пишущий диссертации под заказ и параллельно с этим занимающийся варкой джинсов и вязанием веников, Платоша Маковский быстро и верно в условиях жуткой российской действительности середины 90-х становится вальяжным Платоном Михайловичем, человеком, который не остановится ни перед чем на пути к обогащению. В свой 44-й день рождения он не прочь покататься на слоне в подмосковной резиденции с фонтанами и, как в михалковском "Цирюльнике", устроить огромный фейерверк. Простых же русских людей, их чаяния, надежды, боль и ненависть, у Лунгина представляют пропойца, молоденький сержант в милицейской форме и герой "Улицы разбитых фонарей", бедный, но честный, следователь старой закалки Шмаков, которого сыграл Андрей Краско. Слова пьяной жены одного из приятелей Маковского о том, что "мы здесь гуляем, пьем да жрем, а народ-то в это время голодает", произнесенные как раз на праздновании дня рождения олигарха, слабо воспринимаются зрителями просто потому, что их произносит человек неприятной наружности. Слова-то ведь правильные! Неужто Лунгин видит противников олигархов только в непристойном виде, в косоворотках да с балалайками под красным флагом, как в самом начале картины? Для полного соответствия представлению о нас обывателя-американца не хватает только медведя на цепи да пряников с водкой. И непременно из горла.
И молоденький сержант, который бьет неузнанного Маковского, застав его на собственной могиле с бутылкой водки, отвечает на вопрос своего друга: "За что бьешь?" концептуальной фразой: "За то, что похож!.." Эта фраза выражает всю ненависть простого русского народа, народа-трудяги, доходящую до взрывоопасного уровня, когда мужья, придя домой с завода, в очередной раз не получив зарплату за позапрошлый месяц, сидя вечером перед телевизором, откровенно плевались в экран, видя изображение плешивого олигарха, что-то невнятно блеющего в камеру. По идее, именно эта сцена должна быть финалом картины.
Иногда крайне импульсивный и взбалмошный Маковский, по сути, распоряжается судьбой России играючи, как в рулетку. "Президентов не выбирают, президентов делают!" - вторит магнат своему прототипу ("Дайте мне обезьяну, и я сделаю из нее президента!"). "Он будет новым президентом!" - решает олигарх, ткнув пальцем в небо и попав на коррумпированного самодура-губернатора из Восточной Сибири, который впоследствии и забирает у Платонова его ТВ-канал.
В "Олигархе" фактически за каждым героем стоит его реальный, более-менее узнаваемый прототип. Например, в любовнице Маковского легко угадывается жена Березовского Елена; в герое афганской войны, безногом полковнике Беленьком, - председатель Российского фонда инвалидов Афганистана, убитый в подъезде своего дома в ноябре 1994 года, Михаил Лиходей; в университетском товарище и партнере по бизнесу Платона Маковского, покончившем с собой, Викторе - заместитель директора "ЛогоВАЗа"; в ближайшем соратнике олигарха, обладающем большими связями в криминальной среде, Лари - небезызвестный Бадри Патракацишвили, бывший ген-директор ТВ-6, ныне скрывающийся в Грузии. Кстати, свою новую картину режиссер Павел Лунгин снял по роману "Большая пайка" Юлия Дубова, который до недавнего времени занимал пост заместителя директора "ЛогоВАЗа"... Итак, "Олигарх" ценен, как художественный фильм, основанный на абсолютно реальных, имевших место быть в жизни, событиях. Более того, ходят слухи, что многими фактами из фильма серьезно заинтересовалась Генеральная прокуратура, чей руководитель Устинов уже через три дня после предпоказа, состоявшегося более недели назад в ЦДЛ, завел на Березовского новое уголовное дело - на сей раз по фактам хищения 2235 автомобилей "Жигули" в 1991-1992 году в Тольятти. В картине есть и сцена с "Жигулями", где особенно четко угадывается образ г-на Патракацишвили, распевающего на радостях еврейскую песенку "Хава нагила".
В интервью Березовского в связи с премьерой "Олигарха" (на западе название фильма "New Russian"), он, сожалея по поводу 15-ти неудавшихся на него покушений, несколько раз употребляет слово "Бог" и слово "я" в одной и той же грамматической позиции. Наверное таки-ми себя мнят большинство отечествен-ных олигархов.
Автор "Большой пайки" Юлий Дубов, по нашей информации, сейчас заканчивает вторую часть этой книги. И вроде бы Лунгин уже согласен делать продолжение "Олигарха"... Но исходя из логической цепочки сюжета, окончательным победителем в фильме остался представитель "серых воротников", выходец из органов, которого сыграл Владимир Семаго. По сценарию он некогда активно поработал на Платона Маковского, но позже вернулся в ФСБ. Такой путь "возвращения блудных сыновей" в "органы" последнее время проделывают все больше и больше "чекистов". И здесь его победа выглядит знаковой. Уже к концу этого года должна выйти картина режиссера Дина Махаматдинова "Мужской сезон" о работе спецслужб, про романтическую историю дружбы пятерых чекистов. Этот фильм снимается по заказу Региональной общественной организации сотрудников правоохранительных органов и, вполне возможно, даст логическое завершение судьбы "олигархов" в России.
Перед входом в кинотеатр "Пушкинский" приглашенных на премьеру встречал настоящий слон, точнее, слониха, на которой катался олигарх Платон Маковский в картине. Лунгин решил перенести действие фильма с экрана на улицы Москвы. Но один раз уже перенесенное на пленку, пройдя через призму экрана, оно отказывалось возвращаться обратно. Несчастный слон, замерзающий на холодном пронизывающем ветру, переминался с ноги на ногу, не смог дождаться завершения сеанса. Он был уведен своими дрессировщиками в теплый фургон. Также и олигархия, короновавшая сама себя на царство в 1993 году, я уверен, в скором будущем уйдет с российского "экрана", не выдержит холодных российских ветров, вымрет, как мамонты.
На главную | Оглавление номера | Главная страница номера |