На главную Оглавление номера Главная страница номера

Мифы СПИДа

Михаил Васильевич Супотницкий

    Парадоксальность эпидемии СПИДа в том, что она началась в разгар всеобщего самодовольства начала 80-х годов, вызванного самой крупной победой человечества над инфекционными болезнями - искоренением натуральной оспы. Воодушевленные победой ученые рассчитывали решить проблему этой болезни до конца 80-х годов, используя накопленный опыт и опираясь на бурно развивающиеся в те годы технологии генной инженерии. Фирмы подсчитывали возможные барыши от продажи миллиардов доз генно-инженерных ВИЧ-вакцин. Но получилось все наоборот. И, в первую очередь, этому способствовали всевозможные мифы о СПИДе. Когда начинаешь их анализировать, то невольно приходишь к выводу, что миф - это единственное, что заложено в основу борьбы с пандемией СПИДа. Назовем эти мифы.
    СПИД - новая болезнь
    Появление этого мифа связано с тем, что мы не знаем хорошо, что же такое "старые болезни"? Мы только в середине прошлого века научились, и то кое-как, различать некоторые бактерии, а в 30-е годы этого столетия стали получать чистые культуры отдельных вирусов, но уже судим, какие из них "новые", а какие "старые". Если что-то недавно обнаружили, то это не значит, что это что-то новое. Такой идеальный убийца с поразительно точным смертельным ударом не формируется за несколько лет. Новым не может быть ретровирус, вызывающий иммунодефицит. Молекулярный анализ генома человека свидетельствует о наличии в нем специфических мутаций, своего рода шрамов прошлых пандемий СПИДа. У людей белой расы частота таких мутаций достигает 20%. Причем некоторые из них появились не позже чем семь столетий назад. "Старый" убийца лучше "знает" свою жертву (т.е. он более к ней адаптирован), чем "новый". Следовательно, он и более опасен.
    СПИД не смертелен
    Этот миф усиленно навязывается в СМИ, где показывают ВИЧ-инфицированных людей. Доверчивому обывателю внушается мысль, что эти люди, конечно, больны, конечно, они умрут, но его самого вполне могут и пережить. За кадром остается главное - от этой болезни умрут они все, чего никогда не бывало ни при одной другой эпидемии: при оспе смертность очень редко достигала 40%, при бубонной чуме - 70%. Но при СПИДе - 100%. Занижение опасности передачи возбудителя СПИДа другим людям - это непонимание того, что умышленное заражение ВИЧ - ни что иное, как умышленное убийство. Отсюда - все эти благие намерения, явно ведущие в ад, которые сегодня называют "правами человека", - разумеется, ВИЧ-инфицированного.
    СПИД не заразен в быту
    А откуда же тогда все эти больные, да еще столько? В быту ВИЧ распространяется самым надежным, половым, путем. Эволюционной новинкой для ВИЧ стал инъекционный (парэнтеральный) путь передачи, но не обязательно быть наркоманом, чтобы посредством инфицированной крови получить СПИД. Давайте сравним следующие цифры. За время пандемии чумы XIV столетия погибло до 40 млн. человек. Сегодня в мире насчитывается более 40 млн. человек, инфицированных ВИЧ. Вдумайтесь в эти цифры! Все эти люди погибнут в течение ближайших 10 лет, но эпидемия с их смертью не закончится! А нам еще говорят, что ВИЧ-инфицированный человек в быту не заразен. И даже хуже - навязывают в школьные классы ВИЧ-инфицированных детей, скрывая это от родителей здоровых. Считается дурным тоном сомневаться в правильности этого подхода. Дети вместе посещают медицинский и стоматологические кабинеты, но мы должны быть спокойны за них?
    СПИД - болезнь, требующая, прежде всего, "соблюдения прав человека"
    Это, действительно, "новшество" в борьбе со смертельными инфекционными болезнями. Впервые со времен чумы 1348 года больных со смертельной заразной болезнью не изолируют от здоровых, а наоборот, активно внедряют в их среду. Потом, правда, некоторые "доброхоты" негодуют, что это у нас так СПИД распространяется? Но возникает естественный вопрос: почему у больного СПИДом прав больше, чем у больного чумой или туберкулезом, а самое главное, больше, чем у здорового человека? В конце 2000 года канадские официальные лица заявили, что Канада не будет принимать в качестве эмигрантов лиц, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных. Ранее они не давали "осесть" в стране только больным сифилисом. Я за свою практику не видел, чтобы от сифилиса кто-то умер. Сифилис до сих пор лечится пенициллином. Получается, что канадские правящие круги за счет своих налогоплательщиков 20 лет бессовестно наводняли страну больными неизлечимой и смертельно заразной болезнью и ущемляли права тех, кого лечить-то всего два месяца.
    Наркоманы - несчастные жертвы СПИДа
    Этот миф тесно связан с предыдущим. Еще Мартин Лютер в одном из своих трактатов рассказывал о явлении, которое, по его мнению, действительно имело место: "Существуют еще худшие преступники. Некоторые люди, чувствуя, что заболевают, ничего об этом не говорят и общаются со своими собратьями в надежде передать им пожирающую их заразу. Проникшись этой мыслью, они бродят по улицам, входят в дома. Даже пытаются поцеловать прислугу или детей, надеясь таким способом спастись. Хочется верить, что эти люди действовали по наущению дьявола, что только его следует обвинять. Однако я слышал, что зависть и отчаяние толкает этих горемык на подобное преступление, потому что они не хотят болеть одни".
    По сообщению журналистки Э. Климовой в Иркутске в 1999 г. произошел случай, очень похожий на описанный. Женщина, ехавшая в троллейбусе, вдруг почувствовала укол в области бедра. Обернувшись, она заметила молодого человека, выскочившего в открытую дверь. Кто-то из стоящих рядом пассажиров сказал, что у того в руке было зажато что-то, похожее на шприц. По Иркутску с начала мая того года упорно ходили слухи о ВИЧ-инфицированных наркоманах, которые намеренно заражали СПИДом в транспорте и других общественных местах и скрывались с места преступления. Спросите любого молодого человека, посещающего дискотеки и тусовки, он приведет вам десятки подобных случаев.
    Очень мало кто знает, что ВИЧ в первую очередь поражает мозг человека, а уж потом его иммунную систему.
    Со СПИДом борются
    Получается, что он как бы никому не нужен, все дружно ему противодействуют. Но приведем случай, описанный в серьезном научном журнале. В течение второго полугодия 1996 г. в городе Светлогорске (Белоруссия) было выявлено 811 случаев ВИЧ-инфекции, то есть 1% всего населения оказался инфицированным. Расследование, проведенное правоохранительными органами и эпидемиологами Белоруссии, позволило сделать следующее заключение: с июля по ноябрь 1996 г. имело место массовое заражение наркоманов через завезенные в город заранее инфицированные наркотики. А сколько человек заражает один наркоман? СМИ иногда глухо называют цифры, превышающие сотню. Много это или мало? Сравните сами! Один больной натуральной оспой в среднем заражал только пять человек. Значит СПИД кому-то нужен?
    Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека"
    Ценность этого закона для России уже наглядно продемонстрировала вздыбившаяся после его принятия кривая роста ВИЧ-инфицированных россиян. Можно, конечно, винить его разработчиков, но мало кто знает, в условиях какого давления на Россию со стороны наднациональных структур его принимали законодатели. Еще в 1991 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала рекомендации по борьбе со СПИДом, в которых она "категорически возражала против любого вида обязательного обследования на ВИЧ, как неоправданного нарушения прав человека". Трижды ВОЗ присылала комментарии к проекту нового российского закона. Европейский суд в начале апреля 1994 года постановил, что принудительное обследование на ВИЧ нарушает Европейскую конвенцию по правам человека (замечу, речь даже не идет об изоляции смертельно больных, а только об их статистическом учете).
    Откликнулись и некоторые российские СМИ. Замелькали сообщения типа: "Возрождается истеричная ксенофобная логика тех ранних сообщений, которые "валили" СПИД на иностранцев...". "Мировой опыт борьбы со СПИДом показывает, что деньги надо тратить на просвещение, а не на обследование населения". Разумеется, последовали предупреждения о возможном бойкоте России со стороны "мирового СПИД-истеблишмента", о прекращении выдачи кредитов, о свертывании вложений, о прекращении туризма и т.п. Посыпались обвинения в том, что Россия не желает использовать западный опыт, будто бы положительный. На ученых, которые пытались внедрить в России массовое тестирование, СМИ были навешены ярлыки "сторонников репрессивных мер" и т.п. Главным в борьбе со СПИДом стало "недопущение малейшего ущемления прав инфицированных и упор на образовательные программы и пропаганду безопасного секса". Складывается впечатление, что предлагалось только то, что могло привести к как можно большему инфицированию людей и к укоренению болезни на нашей территории. Просматривая российские газеты того времени, убеждаешься, что тут даже нечему удивляться! Рядом со статьями подобного содержания помещались заметки, в которых журналист, например, радостно сообщал, что "Чеченские танкисты учатся воевать и готовы выполнить приказ своего верховного главнокомандующего - Джохара Дудаева", - т.е. расстреливать из пушек и давить гусеницами наших 18-летних мальчиков в военной форме. Увы! Таковы были приметы времени принятия этого закона. Грустно шутили тогда некоторые ученые: "Таким бы мог быть закон о свинке, а не о СПИДе". Но горе побежденной стране.
    Вакцина
    Мысль использовать вакцинацию для прекращения эпидемии СПИДа пришла в головы ученым самой первой, и дело было только за вакциной. Но уже к концу 80-х годов мною был обнаружен поразительный факт - патентная активность ведущих биотехнологических фирм по таким вакцинным препаратам стала резко снижаться, хотя на ВИЧ-вакцину сохранялся спрос, оцениваемый в три миллиарда долларов ежегодно. Анализ объема патентных притязаний позволил выявить исчерпание возможностей технологий, используемых для ее создания. Прошло еще 10 лет, но вакцина так и не появилась. Многие компании, занимавшиеся разработкой ВИЧ-вакцин в 80-х годах, понесли убытки и прекратили их разработку к середине 90-х. Среди них такие биотехнологические гиганты как British Biotech, Upjohn Co., American Home Products Corp. и др. Замечу, что никогда еще в истории медицины над одной проблемой не билось столько умов, и не было вложено столько денег, но все зря. В чем тут дело?
    ВИЧ существует в организме человека в двух формах - РНК-вируса и ДНК-провируса Последняя встроена в геном хозяина и не имеет антигенов, доступных для иммуноглобулинов. Зрелый же вирион покрыт мембраной из вещества хозяина и также недоступен иммуноглобулинам. Более того, уже лет 10 назад доказано, что антитела к ВИЧ только усиливают инфекцию. Поэтому ВИЧ-вакцина - это не только миф, но и бездонная кормушка для бессовестных ученых.
    Антител к ВИЧ нет
    Это заключение лаборатории, свидетельствующее о том, что человек не инфицирован ВИЧ, тоже миф! Антитела появляются только после сероконверсии. Уже с 1992 г. известно, что не менее 1/3 всех инфицированных ВИЧ людей не имеет антител. Эти люди могут быть донорами и вести свободную половую жизнь, подвергая риску смертельного заражения других.
    Заканчивая свою статью, хочу заметить, что беспомощность науки перед СПИДом свидетельствует о том, что решение этой проблемы сегодня носит больше политический характер, чем медицинский.
    Некие человекоубийцы выступают под видом "защитников прав ВИЧ-инфицированных", а, по сути, являются защитниками барышей фармацевтических компаний; изображают ученых, обещающих чудодейственные средства и вакцины против СПИДа, но вместе с чиновниками перекачивают в свои карманы огромные бюджетные средства; это дельцы наркобизнеса, приучающие молодежь к внутривенным наркотикам; политики и журналисты, стоящие у них "на службе" и еще другие, открыто пока себя не проявившие силы, но каким-то образом заинтересованные в отсутствии реальных мер по противодействию абсолютно смертельной болезни.
    Поэтому нам, россиянам, надо честно признать, что мы потерпели поражение в борьбе с этой эпидемией. Проблема СПИДа явно зашла в тупик и в таком виде она переходит к следующим поколениям. Нельзя упорствовать в сделанной ошибке, ее все равно исправит природа. Сегодня необходима полная переоценка существующих подходов, используемых для борьбы со СПИДом, и инстинкт самосохранения должен заставить Россию в этой борьбе идти своим путем.

    Михаил Васильевич Супотницкий,
    кандидат биологических наук, г. Москва

На главную Оглавление номера Главная страница номера

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU