На главную Оглавление номера Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

    Сейчас многие, и Вы в том числе, пишут о неоязычестве. А что Вы скажете о иудаизме, древнем и новом? Я читала, будто католики утверждают теперь, что иудеи ждут того же Мессию, что и мы. И когда Он явится во Втором Пришествии, они примут Его.
    Е. Кушелева, г. Нижний Новгород
    Иудаизм - земная надежда. Предпочтение земной победы победе небесной. Устремленность к мировому господству - господству над всеми народами народа, избранного когда-то Богом для служения спасению всех народов. Мистическая тайна иудаизма - в непонимании Креста, в отвержении Креста и, значит, Преображения - человека и человечества. Это самое существенное в иудаизме. Отвержение Креста Христова тогда и сейчас, участие в распятии Христа тогда и сейчас, и несмолкающий доныне вопль, несущийся через средства информации над всеми народами: "Не Его, не Христа хотим, а Варавву!" Не Христа, а того, кто вместо Него - антихриста.

    В последнее время появилось много брошюр и книг на тему Апокалипсиса, но часто в них конкретные события современности за уши притянуты к тексту Священного Писания. Толкование их явно столь же дерзновенно, сколь нелепо. То же самое следует сказать о постоянных самоуверенных листовках-лжепророчествах, определя-ющих конкретные даты войн и всяких бедствий.
    О. Леонидов, г. Липецк
    Неудивительно, что многие пишут на эту тему. Время, в котором мы живем, поистине апокалиптическое. Нормально, когда человек хочет проникнуть в тайны Священного Писания и вообще в Божественные тайны. Но опасность заключается в том, что человек делает это не пропорционально своему духовному росту. То есть, когда он хочет сам проникнуть и объяснить тайны Божий в Священном Писании (или у святых, и вообще в мире и в жизни). Затем он учит этим тайнам других людей, в то время, как сам не достиг необходимой высоты духовной.
    Откуда берутся ереси, секты, прелестные состояния, падения, соблазны, отпадения от Церкви?
    Святые отцы говорят о таком человеке, что он, находясь за трапезой, хочет грызть кости молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем труде "Жизнь Моисея". Бог заповедал израильтянам как несовершенным вкушать только нежное мясо пасхального агнца, мягкое для зубов, и приправлять его горькими травами. А что касается костей агнца, следует не сокрушать их и не есть, но сжигать в огне (Исх. 12, 8). "Это значит, - говорит святитель Григорий, - что мы должны давать толкование Священного Писания (и вообще нашей веры в Бога) не иначе как только по нашему возрасту духовному. И что мы должны вкушать эту пищу с горькими травами - то есть со всеми страданиями, с горечью, которую приносит нам жизнь. Потому что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" и в постижение тайн его. Речь идет о наших личных скорбях и о нашем участии в страдании народа Божия и единокровных нам братьев, как это было обязательно еще в Ветхом Завете. Если нет у нас этого, как можем мы "вкусить и увидеть, что благ Господь"? А что касается глубочайших тайн Священного Писания и Промысла Божия, которые являются крепкими костями, их не подобает вкушать молочными зубами. Их сжигают в огне - то есть они могут быть постигнуты только теми, кто достиг духовной зрелости, душами испытанными. Не только в пламени искушений, но в огне Божественной благодати - теми, кто познал благодать.
    А до тех пор мы должны смиренно понимать такое толкование Священного Писания, какое нам предлагают святые отцы, жизнью своею исполнившие Евангелие и потому познавшие смысл его. То, что нам открывает Церковь. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Священное Писание посреди Церкви - как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, говорят святые отцы, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!

    Батюшка, скажу как на исповеди, у нас в семье каждый день постоянные мелкие ссоры. Не сказать, что мы враждуем, но настоящей христианской любви и терпения нет. И добрые отношения мало-помалу расшатываются. Я знаю, что подобное происходит во многих семьях, и даже, говорят, среди работающих в храме и в монастырях. Когда люди заводятся с полоборота. Чем это объяснить и как от этого избавиться?
    В. Бобринский
    Эти нелепые мелкие ссоры у людей происходят, наверное, оттого, что люди нелепо, мелко живут. Весь вопрос в том, как нам обрести глубину, на которой мы должны жить. Каждый день как бы в присутствии Божием, и на самом деле в присутствии Божием.

На главную Оглавление номера Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU